Викентий Вересаев. Загадка

Мила Логвинова: литературный дневник


• Цикл «Книга, которую читаю»



Солнце, замерев на мгновения, упало за горизонт. И сразу же мир, до этого безграничный, погрузился во мрак, сжался, коснулся меня непроглядностью тьмы, пронизал неясным страхом.
Небо цвета индиго и яркие, блестящие серебром звезды – это все, что напоминает: жизнь продолжается. Луна, и та сегодня затаилась где-то, не показываясь.
Ночь на краю пустыни Негев… Сухой воздух горячий, как и «земля» под ногами. Лишенный напрочь запахов, тяжелый для дыхания, он кажется мертвым.
Набирает силу ветер, все выше звучат его нотки. Пригибаются высохшие травы, и струи ветра легко шуршат между ними. Все громче пиликают цикады.
Ступаю, двигаясь вслепую. Только хруст травы, да слышно, как жесткие стебельки царапают джинсы… Дальше идти боязно – змеи.
Трусиха, возвращаюсь обратно, к машине. Останавливаюсь, вглядываясь в ночь. Ощущение неповторимости, вот-вот этот поздний вечер уйдет следом за солнцем. И завтра, рассказывая тебе о нем, непременно начну: "Вчера..."


…Монотонно урчит кондиционер, прохладный воздух наполняет легкие… Дорога неслышно стелется под колеса, ставлю диск - Lara Fabian, и первая песня, мною любимая "Je suis Malade"..."Adagio"... "Je t'aime"...
Полчаса - и я вернусь домой, в его желанную прохладу. Ночь с ее тайнами остается за стеклом...


Ночь, однако, не оставляет меня. Сторожит, пока не нахожу то, что само просится из памяти: как там у Вересаева? Об одной ночи, удивившей его…


«Что это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнения быть не могло: перед ним эта ночь стояла такою же мучительною и неразрешимою загадкой, как передо мною.
…Вдруг раздался резкий, нетерпеливый аккорд, за ним другой, третий, – и бешеные звуки, перебивая друг друга, бурно полились из-под смычка. Как будто кто-то скованный яростно рванулся, стараясь разорвать цепи.
Это было что-то совсем новое и неожиданное. Однако чувствовалось, что именно нечто подобное и было нужно, что при прежнем нельзя было оставаться, потому что оно слишком измучило своею бесплодностью и безнадежностью… Теперь не слышно было тихих слез, не слышно было отчаяния; силою и дерзким вызовом звучала каждая нота.
С новым и странным чувством я огляделся вокруг. Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смотрел на нее другими глазами: все окружавшее было для меня теперь лишь прекрасным беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдавшим звукам.
Теперь все было осмысленно, все было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты. И эта человеческая красота затмила, заслонила собою, не уничтожая ту красоту, по-прежнему далекую, по-прежнему непонятную и недоступную».
/В.Вересаев. Рассказ «Загадка»/


Ну, как замечательно написан рассказ, какой язык и какие неуловимые чувства. И как ложится на душу...
Незаметно начинаю читать следующий...
Возможно, моя ночь, тоже загадочна?
Мне еще далеко до рассвета…
Томик Вересаева, давно-давно подаренный одноклассником...
Божественное пение Лары Фабиан...
Жизнь продолжается!


Жизнь... интересная своей неповторимостью, неожиданным настроением и ощущениями, встречами, внезапными дуновениями памяти. И как еще много хочется в ней прочувствовать!
Жизнь продолжается!
Во всем, что я впервые переживаю, чувствую, - продолжение её.
Да продлятся дни мои!
Аминь!



Другие статьи в литературном дневнике: