Бабий Яр..."Над Бабьим Яром памятников нет.
Паспорт - национальность - расстрел... Если вы не равнодушны к горю народа, прочтите эту страницу: "Бабий Яр: скорбим, помним и… учимся? Сегодня Украина и весь мир скорбят о тех, кто 70 лет назад пал жертвой постыдной человеческой нетерпимости. В октябре 1941 года на урочище в северо-западной части Киева, между современными районами Лукьяновка и Сырец, украинские коллаборационисты и немецкие оккупационные войска расстреляли свыше ста тысяч человек мирного населения – главным образом, евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных. Спаслись из Бабьего Яра в то страшное время всего 29 человек. О том, что эта трагедия значит сегодня для каждого из нас, вынес ли украинский народ урок (и какой?) из такого исторического наследия, ForUm спросил у экспертов, депутатов и общественных деятелей". Комментарии: "16:43 Михаил Чечетов, народный депутат Украины, первый заместитель лидера фракции Партии регионов в парламенте Сегодня мы должны сделать все, чтобы ужас, случившийся в Бабьем Яру, больше никогда не повторился. Для этого малейшие ростки фашизма, начинающие где-то прорастать, надо выжигать каленым железом, не думая, что это детские игры. Таких детских игр не бывает. Фашизм тоже начинался с детских игр, а закончился Бабьим Яром. Должна ли Украина по примеру Литвы и Эстонии извиниться перед евреями за своих соотечественников, расстреливавших евреев во Вторую мировую войну, попросить прощения за Бабий Яр? Я думаю, что не украинский народ виноват, а те нелюди из числа националистов, которые принимали участие в расстреле десятков тысяч евреев. Мы должны попросить прощения за то, что представители националистических кругов УПА, Галичины натворили во время войны. И вот это, на мой взгляд, главный урок. 14:12 Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, заместитель директора Института истории Украины НАН Украины: На мой взгляд, Бабий Яр должен восприниматься нами не только как трагедия еврейского народа. Это трагедия всех тех, кто когда-то принадлежал к братству Советского Союза. И мы всегда должны помнить об этом. Когда-то в Бабьем Яру хотели построить какие-то увеселительные заведения. Благо этого не случилось. Я думаю, это место для всего Киева должно стать священным, и верю, что рано или поздно наше общество придет в этом вопросе к единому мнению. 12:59 Мирослав Попович, директор Института философии НАНУ, доктор философских наук: Я не сторонник выискивать в истории каждой нации какие-то типичные национальные слабости. Нация – это живые люди, всегда и во всем различные. Ответственным за проступок может быть только один человек (или группа людей), но никак не целая нация. Невозможно отягощать виной одного (или нескольких) всю нацию и судить. Мы живем в одной стране, в одном доме. И если в этом нашем доме случилось несчастье, мы все несем ответственность за это, поскольку наряду с ответственностью юридической, существует и ответственность нравственная. Я виноват перед своими еврейскими сверстниками. Потому что я жив, а они нет. Я мысленно прошу прощения у всех, кто ушел тогда из жизни. Мы не уберегли вас, и это наша общая вина... 12:41 Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр» Но все-таки будем откровенны до конца: нынешнее равнодушие является следствием равнодушия тогдашнего, когда на костях безвинно погибших советская власть стала возводить дома, прокладывать дороги. Такое отношение наглядно свидетельствует о том, что для живых людей никакое количество погибших не имеет никакого значения. К сожалению, новая украинская власть также переняла это равнодушие. Война не делает различий ни по паспортам, ни по национальности. Она убивает всех подряд. Бабий Яр – одна из трагических страниц нашей истории. Давайте не будем жить так, как будто этого не было. Давайте будем помнить о связи времен и учиться сострадать, потому что без этих качеств невозможно формирование нормального здорового общества. 12:29 Владимир Фесенко, эксперт-политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Для украинского общества очень важно помнить о трагедии Бабьего Яра, о погибших, о том, почему так случилось, чтобы не допустить повторения подобных событий, развития ксенофобии и возможности использования насилия в отношении людей, которых почему-то считают «не такими, как все».
*** и еще: Евгений Евтушенко "БАБИЙ ЯР". 1961г. *** и еще: Анатолий Кузнецов "Бабий Яр". Роман-документ. 1966 г. Это было. |