Антон Чехов

Галина Леонова: литературный дневник

АНТОН ЧЕХОВ


1. Берегите в себе человека.


2. Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного.


3. Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку.


4. Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах.


5. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают.


6. Писатель должен много писать, но не должен спешить.


7. На пространстве 1-2 первых абзацев должна быть интригующая завязка, цель которой — затянуть в дальнейшее повествование с головой читателя, заманить, поймать его на крючок. Это может быть и авторское описание, и небольшая сценка или диалог главных или не главных героев. Но не стоит вязнуть на этом, можно вернуться позже, если мысль тянет в суть.
Пишите дальше, а к завязке вернетесь, когда почувствуете, что точно теперь знаете, как «обмануть» читателя, как его заинтересовать.


8. С самого начала сотворения рассказа автору нужно четко понимать, зачем он его задумал, представлять в голове сюжетную линию, знать, что делать с героями дальше, как с ними расстаться потом. Это в романе можно «заварить кашу» и забыть о ней — герои, родившиеся, могут уже обходиться и без вашей фантазии, их дело — жить, ваше — успевать записывать происходящее. И даже конец произведения автору может быть неизвестен. В рассказе так схалтурить не получится. Если с первой фразы автору рассказа неизвестен финал, рассказ может «по дороге» просто рассыпаться на кучу букв.


9. Неожиданный финал, парадоксальное завершение событий — признак очень хорошего рассказа. Читатель, закрыв книгу с таким хорошим рассказом, должен ходить минимум день в раздумьях, переживать, обдумывать, собирать в пучок мозг свой. И важно, чтобы это послевкусие не разочаровало, важно заставить читателя возвращаться вновь и вновь к творчеству автора.


10. Очень рекомендовано применять к жанру рассказа знаменитый вопросник «что-где-когда-куда-как-зачем-и т.д.».


11. Не пишите мысли на половину страницы, если вы не уверены, что уже можете шиковать, хвастаться своим языком, как Толстой, Достоевский.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.08.2024. Антон Чехов