О равенстве и свободе

Игорь Гарин: литературный дневник

Свобода, как таковая - это эфемерное абстрактное понятие. Свобода, в понимании толпы, - нельзя не согласиться со Станиславом Яржембовским:


"Свобода, понимаемая как своеволие - это свобода взбунтовавшегося раба. Беглый раб неизбежно становится разбойником. Его свобода привносит в мир разрушение, хаос, смерть."


Свободы, как таковой не бывает, ибо человек - существо социальное, и свобода одного индивидуума - покушается на свободу другого. Человек, живущий в обществе, не может быть "свободным"- он живёт в условиях ограничений (либо самоограничений - если достаточно воспитан). Любые свободы в обществе всегда будут казаться недостаточными, и чем больше свобод у общества - тем у него (общества) меньше шансов выжить. Поскольку большая часть общества - это маргиналы, их свобода разрушительна. Так кто же в нашем мире реально свободен?


Кто свободнее - афроамериканский (не приведи Господь сказать негр) погромщик, или житель Северной Кореи, который искренне боготворит Ким Ир Сена. Наверное, человек счастлив, когда выбор за него делает кто-то, а не он сам. Поэтому верующие, следующие за своим раввином, счастливее (а значит свободнее) тех, кто беснуется на ул.Бальфур.


И здесь мы подходим к самому главному - понятию свободы:


На протяжении истории - человечество жило по законам правителей, царей. И впервые иудеи дали человечеству законы Единого Б-га над всеми, которым подчиняются и цари! Законы сосуществования людей свыше, а не конкретного правителя, и здесь уже нет насилия: закон един для всех!


Когда же уважаемый Б.Новиков говорит о равенстве, то как тут не вспомнить замечательного русского философа Николая Бердяева. Вот цитата из его книги "Душа России":


«Равенство (если оно понимается шире, чем сугубо формально-юридическое равноправие) и свобода — вещи несовместимые.


Свобода не демократична, а аристократична. Свобода не интересна и не нужна восставшим массам, они не могут вынести бремени свободы.


По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание "по нижнему уровню".


Уравнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство.


Уравнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу.


Уравнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток.


Общество всеобщего равенства — это общество бедных, слабых и глупых, основанное на насилии.


Россия самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю.


Труднее всего спорить, когда вы имеете дело с очень элементарным и малокультурным противником».


Нынешняя «демократия» в своём развитии, благодаря популистам, даёт всё больше и больше свобод маргиналам – получается замкнутый круг: маргиналы голосуют за популистов, популисты поощряют маргиналов, и вместе они уничтожают то, что создавалось веками.


Так где же свобода?!


Посмотрите на верующего любой конфессии: он в ладу с собой, он знает, как жить, ибо живёт он не по законам какого-либо человека, а по законам всевышнего – общим для всех. И он умиротворён. Он знает, в отличие от нас, как жить. Может это и есть свобода?


Или свобода, это когда за тебя принимают решения те, кому ты абсолютно доверяешь? Возможно осознанное отсутствие выбора, следование за лидером и есть свобода. Начиная от проповедников, до лидеров, как Гитлер и Сталин – ведь следовавшие за ними не ощущали отсутствие свободы. Значит вывод: свобода, это когда ты живёшь по правилам, против которых у тебя нет внутреннего протеста, и ты не задумываешься о таком понятии, как свобода.


"Свобода" у людей, способных реализовать себя, есть и так. "Свобода" в понимании плебса - жить за чей-то счёт, нужна исключительно плебсу. Но говорит о ней громче всего тот, кто в своих корыстных и политических целях использует этот плебс. Именно об этом плебсе и писал Н.Бердяев. Мы очевидцы блестящего примера - Чили. Пиночет жестоко подавил "свободу "плебса, и не допустил той же "свободы", которая уже есть на Кубе. А ведь был тот же сценарий. Пиночет вернул Чили чилийцам, и они благодарны ему.


Конец общества наступает, когда у плебса появляется "свобода", поскольку воспользоваться ею они не могут! Единственное, что они могут - это обслуживать и работать на тех, кто может. Мы все слишком разные, и это не просто так. Абсолютное равенство в кибуцах держалось на идеологии одного поколения, но во втором поколении - это уже не работало - они развалились. Умный, энергичный не хочет работать на глупого и ленивого. Но глупый и ленивый понимает "Свободу", как возможность жить за чужой счёт! Значит его надо поставить на "своё место". Если он его не знает, ему надо указать на него. Для этого (всё зависит от уровня развития государства) подходит только диктатура (это может быть диктатура Закона, как это было когда-то в США), или диктатура личности: от Гитлера, Сталина, до Саддама Хусейна и Каддафи. Но беда человечества заключается в том, что человеческие законы можно менять - это и произошло в США, и плебс вырвался наружу, под крылом популистов - демократов. Нельзя менять только законы "свыше", но и их пытаются трактовать... Наилучший пример счастливого общества, на мой взгляд, создал в Сингапуре Ли Куан Ю. Да, диктатор, правивший 40 лет, но он создал прекрасную страну: в любом деле важен результат! Кораблём управляет один Капитан, а предприятием, управляет его хозяин, создавший его. При нашей демократии, кораблём управляет Капитан, управляемый всеми пассажирами. И не может быть будущего у общества, в котором, после 8 часов работы на "тоталитарном" предприятии, под абсолютной властью хозяина, рабочий, "отбивший" карточку, получает тот же голос, что и его хозяин! Это нонсенс, абсурд. 5 минут назад он (образно выражаясь) ел с его руки, а сейчас, он имеет право "кусать" руку, его кормившего - это в его понимании и есть СВОБОДА. Эта СВОБОДА - переходной период самоуничтожения общества!


Роман Гишвалинер
Комментарии к статьям С. Яржембовского и Б. Новикова



Другие статьи в литературном дневнике: