О коллективной ответственности

Игорь Гарин: литературный дневник

Поддержка «спецоперации» населением обусловлена не столько эффективностью пропаганды, сколько предрасположенностью обывателя к ней и отсутствием защитных механизмов, предотвращающих информационное насилие. Одновременно с началом «спецоперации» население было введено в состояние социального транса, близкого по своим характеристикам к массовому гипнозу.


А теперь к вопросу о коллективной ответственности. Действительно, должен ли весь народ, включая оппозицию, нести ответственность за одного безумца? Ответ на этот вопрос в начале 1950-х попытался дать известный британский писатель Артур Кёстлер, имея в виду наказание немцев, не спешивших признавать вину за содеянное Гитлером и нацистами. Кёстлер считал, что при всей несправедливости коллективной ответственности с юридической точки зрения, она оправдана с позиции политического подсознания, автоматически принимающего на себя коллективную ответственность как за все триумфы, так и за все поражения нации, за ее честь и позор. Характерной особенностью политического подхода является склонность идентифицировать себя с нацией, племенем, церковью или партией. Такой подход учитывает «страстную потребность индивида ощущать себя частью какого-либо целого». «Наш Гёте, наш Бетховен, моя страна — всё это неотъемлемая часть эго. Но наш Аушвиц, наши газовые камеры, развязанная нами война — всё это следует загнать поглубже». Для того, чтобы отказаться от коллективной вины, следует отказаться и от коллективной гордости. Поэтому если существует и политически признается иррациональный принцип национальной гордости, то почему надо отвергать коллективную ответственность тем более, что 99% ура-патриотов не имеют никакого отношения к тому, чем стоит гордиться.


Отныне, национальная гордость — не трёп интеллигенции, приятный власти, а сарказм Александра Невзорова, заключенный в одной фразе: «Военные преступления — это звучит гордо!». Все маски сброшены, отныне можно открыто провозглашать: «Пусть всегда будет Буча! Оказывается, война, трупы, оккупация, страдания, расстрелы, пытки, изнасилования — это просто самоутверждение народной массы, ее главная историческая миссия, которую она не скрывает…



Другие статьи в литературном дневнике: