***...Немецкие режиссеры 20х годов могли найти готические города на побережье Балтийского моря, а здания в стиле позднего барокко — в Южной Германии, причина, по которой они отказывались от естественных декораций, была в том, что экспрессионистские аксиомы отчуждали их от природы, отчуждали их от реальности. Экспрессионизм, по словам Рудольфа Курца, хочет не пассивно принимать, а создавать действительность. Немец хочет объяснить общее мироощущение, хочет запечатлеть на пленке сам дух действия. Существует атмосфера пейзажа, которую обычными средствами на пленке передать невозможно. Так, например, дух столичного города в ночном освещении ускользает от камеры, его нужно сознательно конструировать.
...Мурнау находился под гнетом параграфа 175 уголовного кодекса, который давал зелёный свет шантажистам всех сортов и вплоть до Революции представлял угрозу для всех ему подобных. В стремлении уйти от самого себя он никогда не отличался единством стиля, какой мы находим у Ланга (именно поэтому творческий путь последнего так легко анализировать). Но в отличие от <Фрица Ланга>, который до мельчайших деталей воссоздавал в киностудии знаменитые картины своего времени, прежде всего Беклина, — Мурнау берет лишь звуки, воспоминания о шедеврах искусства, которые он транспонирует в свои картины. В «Фаусте» он показывает больного чумой в странной укороченной перспективе, отчего ступни ног кажутся огромными (при этом вспоминается «Снятие с креста» Мантеньи и Гольбейна). А когда Гретхен, с головой укутавшись в плащ, качает своего ребенка в занесённой снегом, полуразвалившейся хижине, у нас перед глазами встаёт образ фламандской Мадонны. ...Фридрих Мурнау первым использовал «освобожденную камеру». На съёмках «Последнего человека» камера была привязана к оператору. Мурнау стремился к тому, чтобы стать единым целым с кинокамерой, стать единым целым с киноглазом. Ужас, которым наполнен «Кабинет доктора Калигари», кажется искусственным по сравнению с ледяным ветром, что гуляет по ландшафтам «Носферату». Калигари это большей частью декоративная стилизация. В Германии horror vacui (ужас пустоты) уступает место новому ужасу, который в прежние времена вдохновлял романтиков, а теперь подпитывает кинематограф. ...Упоение всем жутким и зловещим, по-видимому, с рождения присуще всем немцам
Лотта Айснер.
© Copyright: Екатерина Киппер, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|