***"Коньяк вас превращает в бунтаря.
Любят за что-то или вопреки? По ответу на этот вопрос вы примерно можете определить, насколько у человека фрустрирован ресурс любви. Циники говорят «только за», романтики говорят «только вопреки». Но романтизм или цинизм – это не характеристики человека, а характеристики состояния. Обычно – состояния ресурса любви. Безудержные романтики, считающие, что любовь превыше всего, главное в жизни, нет ничего важней, поэтому любовь нельзя оценивать, измерять, анализировать, иначе это уже не любовь, и настоящая любовь может быть только вопреки, причем вопреки всему, только больше и сильней воли и разума человека, а иначе это не любовь, а ее бледная копия, это кто? Абсолютные циники, уверенные, что романтическую любовь, как и другие подобные идеи, придумали манипуляторы, чтобы отводить инфантильным людям глаза, для своих манипуляторских целей, что спекулятивное слово «любовь» лучше вообще не употреблять, потому что взаимовыгодный союз – это взаимовыгодный союз, - кто они? Можно назвать этих людей жрецами Сциллы**, но, пожалуй, это будет слишком романтично для них, и покоробит. Поэтому скажем иначе: это фрустранты ресурса любви. Этот источник энергии им недоступен, этот канал от них закрыт. Впрочем, слово «энергия» тоже обычно не нравится фрустрантам, им кажется, что это не психология, потому что они читали очень мало психологической литературы (психология для циников муторна). Споры между теми, кто ближе к точке Х и теми, кто ближе к точке С, по большому счету бессмысленны, истина в них не рождается, однако, такие споры – способ рефлексии, и поэтому всегда будут продолжаться и будут в какой-то мере полезны. Дискуссия – возможность очень плотной коммуникации (обычно с нарушением границ) и поэтому на взгляды влиять способна, особенно если эти взгляды неустойчивы. Но все-таки нужно понимать, что спорят о любви, чаще всего, люди с очень разным состоянием этого ресурса, и наиболее прокачан ресурс у тех, кто считает, что верны обе точки зрения – любят вопреки, но любят и за что, то и другое одновременно. Люди испытывают проблему начать новые отношения, потому что их ресурс любви чаще всего фрустрирован, пока они никого не любят, он как бы сжат и склеен, в нем нет никаких потоков. Именно поэтому люди при знакомстве руководствуются рациональными предпочтениями. Мужчины требуют, чтобы потенциальная партнерша была красива, молода, ничем не обременена, умела готовить, была непритязательна к деньгам, и у потенциальных партнерш создается ощущение, что мужчины ищут себе бесплатную служанку, а не любимую женщину. Такие партнерши не хотят становиться реальными из потенциальных, не видят смысла. У женщин, которые пока никого не любят, но познакомиться хотят, предпочтения не менее прагматичны, такие, что у потенциальных партнеров создается ощущение, что они ищут себе спонсора и пажа, а не любимого мужчину. И такие партнеры тоже не торопятся из потенциальных в реальные. То есть при знакомстве большинство людей имеют настолько фрустрированный ресурс любви, что выглядят брюзгливыми покупателями качественного товара по бросовой цене. И поэтому познакомиться не могут. То есть когда люди думают, что фрустрация (недоверчивость, закрытость, цинизм) их защитит от любовной аддикции, они очень жестоко ошибаются. Полная фрустрация защитит, наверное, но толкнет в другую аддикцию (где-то ведь нужно брать энергию, если этот ресурс заблокирован), а вот частичная фрустрация, наоборот, часто провоцирует неожиданную и сильную аддикцию. Безудержный романтизм, пришедший на смену холодному цинизму. А так же долгое залипание в неудачных отношениях. Смотрите, как это работает. Если ресурс более-менее активен (частично прокачан) человек относится к любви с интересом, в меру романтик, «любит любить», он не вцепляется мертвой хваткой в любого, кто прорвался сквозь его фрустрацию, сломал защиту (необязательно специально, иногда защита и сама отваливается вдруг) дал почувствовать поток энергии (а энергия любви очень питательна, она как глюкоза для мозга). Он знает, что любить приятно и полюбить в принципе можно и другого, если эта любовь окажется невзаимной. Невзаимной любовь оказывается обычно уже в начале, пока слияние еще не сильное, и вполне можно дать обратный ход. Но фрустранту это сделать крайне сложно, для него «или этот – или никто», это его последний шанс на любовь, и он это ощущает очень хорошо, он помнит, что такое фрустрация, когда тошнит буквально от всех, его и сейчас тошнит от всех, кроме любимого. Поэтому он легко сваливается в аддикцию, уходит в минус, залипает в гештальт, не обращая внимание на то, что чувства его невзаимны. Поэтому Сцилла – жена Харибды, и не нужно думать, что одна защищает вас от другой. Они всегда заодно. Они защищают ресурсы, защищают жизненный поток и подпускают к нему лишь тех, кто платит каждой из них одинаковую дань уважения, не выбирая одну. То есть является одновременно и романтиком, и циником, но именно не полуциником и полуромантиком, а очень романтичным и очень прагматичным - одновременно. (с) ** Харибда и Сцилла: аддикция и фрустрация Чтобы избавить жизнь от страданий, необходимо лекарство. Но яд от лекарства отличает лишь доза. Это известная мысль Теофраста Парацельса. Парацельс, который был одновременно и великим медиком, и ученым, и алхимиком, писал: «Во всем есть яд, ничто не существует без яда. Это зависит только от дозы — является ли вещество ядом или нет. Я отделяю то, что является эффективным в качестве эликсира, и предписываю его в правильной дозе. В данном случае рецепт выполнен правильно. То, что служит на пользу человеку, не является ядом». В этих словах Парацельса – ключ к пониманию психологических процессов. Насколько большое разгорится пламя, зависит не cтолько от величины искры, сколько от количества дров, от того, насколько они хорошо просушены, есть ли горючее, не идет ли дождь, нет ли ветра и каков он, ведь маленький ветер помогает пламени разгореться сильней, а большой ветер пламя тушит. Каким будет следствие, зависит от всех обстоятельств, а не только от причины, взятой отдельно от всего остального, как сферический конь в вакууме. Самая крошечная искра обладает потенциалом устроить пожар, если для этого есть благоприятные условия, но и сотни коробков спичек не хватит для костра, если условия иные. Тайна огня, о которой упоминал Парацельс, заключается еще и в том, что самое благоприятное для человека – огонь, то, без чего ни выживание его, ни эволюция были бы невозможны, является так же и самым опасным при неправильном с ним обращении. Благодаря небесному огню, Солнцу, возникла жизнь, но та же огненная энергия, содержащаяся в атоме, способна эту жизнь уничтожить. Таким образом, Парацельс хотел подчеркнуть, что ничто не является злом или добром, будучи взято безусловно и безотносительно, все является полезным и вредным лишь к контексте индивидуальных условий. Хочу представить вам двух алхимических чудовищ, Харибду и Сциллу, знакомство с которыми способно пролить свет на большинство загадочных явлений человеческой психики. Два этих страшных монстра при понимании их природы способны стать друзьями человека, помочь ему подключать и прокачивать ресурсы, интегрировать эго, трансформировать свой свинец в золото. Однако, в случае, если человек не сумеет найти баланс в отношениях с ними, каждое из них может его погубить. Прошу любить и жаловать: Харибда и Сцилла. Харибда (аддикция) В греческой мифологии, например, у Гомера, Харибда – это морское чудовище, от которого богиня Цирцея предостерегает Одиссея, более, чем от всех иных опасностей. Также Харибда упоминается разными авторами в описании путешествия Ясона и других аргонавтов. Чаще всего Харибда изображалась в виде морского водоворота, поглощающей пучины. Смоковница, она же инжир и фиговое дерево, имеет богатый ассоциативный ряд в мифологии. Фига (кукиш) – символ половых органов, фиговым листом Адам и Ева прикрыли свою наготу после грехопадения, то есть плод с древа познания добра и зла, скорее всего, был именно инжиром, а не яблоком или гранатом. Смоковница по некоторым источникам это — «перводерево», а в Новом завете это — дерево, проклятое Христом перед казнью. Так или иначе, во всех надежных источниках это — образ сексуальности, любви-страсти, чувственного удовольствия, иногда пьянства. Можно сказать, что Харибда как символ аддикции располагается рядом с символом кайфа, что совершенно логично. Богиня Артемида, сестра-близнец Аполлона (Солнца), имеет две несовместимые ипостаси: девственница-охотница и покровительница брака и родов. Сцилла (фрустрация) Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине. Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза. Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа. Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию. Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется. Именно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении. Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу. Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам. Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки». Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак. «Тайна огня» Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin», то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды». Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию. Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте. Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс. Но вспомним его «тайну огня». От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями. Как же получается такая разница? Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно. Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается». Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин. Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком). Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне. Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий. В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей. Образ Одиссея символизирует формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости. «Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности). Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами. Но умозрительно самосознание не развивается. Только в процессе деятельности. Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно. Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами. © Марина Комиссарова © Copyright: Лия Романова, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|