Григорий Никитич ГребневДни рождений писателей фантастов.
Литературную деятельность начал с 1930 года. Опубликовал ряд реалистических рассказов в различных сборниках, а также выпустил авторский сборник рассказов «Потешный взвод» (1935). Ранние рассказы Гребенева были замечены и оценены М. Горьким, о чем несколько раз упоминается в его дневниках и в переписке. «Язык его прост и точен», — отмечал и К.Г. Паустовский в своей рецензии на сборник ранних рассказов Гребнева «Потешный взвод» (ж. «Новый мир», 1936 г. № 2). При этом Паустовский заметил, что «...такие рассказы Гребнева, как «Удачный номер» или «Гришка Вертута», написаны под очевидным влиянием знаменитого американского новеллиста (О. Генри)». Однако литературную известность принесли Гребневу его фантастические произведения приключенческо-познавательного характера. Дебютом в научной фантастике стал рассказ «Невредимка» (1939) об изобретении элекромагнитной защиты — «глубинного энергетического скафандра», одновременно обладающей и большой разрушительной силой. Наиболее широкую известность получил его фантастический роман «Арктания (Летающая станция)» (1939), ставший одним из самых популярных произведений довоенного периода. К написанию романа Гребнева подтолкнул дрейф первой советской полюсной станции в 1937 году. В романе автор описал исполинский дирижабль, на котором размещен целый город, с реактивными двигателями, удерживающих станцию над Северным полюсом. Поиски исчезнувшего во льдах Р. Амундсена и борьба с укрывшимися в подводном городе фашистами-«крестовиками» составляют основное содержание романа. Несмотря на то, что в своей рецензии на роман Александр Беляев указывал на некорректность интерпретации Гребневым идеи Брюхоненко об оживлении «необоснованно умерших» (ж. «Детская литература», 1938, № 18-19), главным достоинством романа была его антифашистская направленность. Поэтому совсем не случайным представляется перевод и издание романа в 1940 году в оккупированной фашистами Чехословакии. После войны Гребнев некоторое время занимался сценарной деятельностью. По его сценарию, написанному в соавторстве с Г. Гребнером, в 1956 году на Одесской киностудии режиссерами М. Рошаль и В. Шределем осуществлена экранизация рассказа А. Куприна «Белый пудель». В архивах сохранились также заявки писателя на написание сценария к фильму под условным названием «Авантюристы». Переделка автором романа «Арктания» и рассказа «Невредимка» в повести «Тайна подводной скалы» и «Южное сияние» (обе в 1955) за счет усиления приключенческой фабулы и темы «классовой борьбы», успеха не имела. Среди послевоенных произведений Гребнева следует выделить увлекательную приключенческую повесть «Пропавшее сокровище» (1957), посвящённую поискам исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Обнаружение в горах Корякского полуострова подземного города – артефакта (звездолёта) высокоразвитой галактической цивилизации, составляет основное содержание повести «Мир иной» (1961). Закончить повесть умерший в 1960 году писатель уже не успел, и к печати ее готовил по черновикам автора Аркадий Стругацкий, которого ряд источников ныне указывают соавтором Г. Гребнева. © Copyright: Геннадий Коваленко 1, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|