***

Зоя Чепрасова: литературный дневник

Из давнего, былого...О критике на сайте Проза.ру. Экскурс в 2006 год.
........
Рецензия на «О сути литературной критики» (Алхел Манфелд)


Уважаемый господин Манфелд!
Во первЫх строках позвольте выразить Вам свою признательность за неподдельный интерес и серьезное отношение, проявленное Вами к развернувшейся полемике.
Представленное Вами развернутое деление критики, безусловно, имеет место право на существование. Однако, если рассматривать исключительно качественные различия, мы опять же увидим всего три отмеченных ранее варианта:
- критика-реклама, направленная на читателя, не прочитавшего текст (в т.ч. и антиреклама);
- «классическая» критика, предназначенная для «состоявшегося» читателя;
- «редакторская» критика, адресованная непосредственно автору (примеры именно такого рода мы чаще всего встречаем на Прозе).
Глубина же анализа и формат отдельного критического произведения в каждой из этих групп может варьироваться в широких пределах, заходить в «смежные» области, но эти отличия представляются мне в большей степени количественными, чем структурными.


PS. Моя задержка в комментариях после предыдущей рецензии на «Затворника» была умышленной; после вашего развернутого ответа – вызванной спецификой моей «реальной» жизнедеятельности. Приношу свои извинения.


С непременным уважением,
Борис Сенькин


Иоланда Юрьева и Борис Сенькин 10.10.2006 16:10 •



Уважаемый г-н Сенькин!


Прежде всего, хочу принести свои извинения за задержку (по объективным причинам) с ответом.


Постараюсь выполнить свое обещание и поговорить о необходимости и функционале самой критики.
В цикле, посвященном Книге как таковой («Слово о книгах»), я уже пытался ответить на вопрос, зачем мы тратим время на их чтение. И вывод, к которому пришел - для получения определенной порции чувств. Напрямую или через несколько промежуточных стадий.
Увы, процесс этот весьма и весьма индивидуален, и всегда найдется «группа товарищей», любящих получать удовольствие от возбуждения самой эрогенной человеческой зоны – мозга. Именно на эту узкую прослойку и рассчитаны, на мой взгляд, старания критиков. Подавляющему большинству достаточно самого текста как такового без объяснения его сути и обрамления.
Таким образом, остается ответить на вопрос, что же хотят найти эти еще не вымершие в период повсеместного клипового мышления маргиналы.
Смею утверждать – объяснение. Им не достаточно одного созерцания. Их восприятие будет полным, когда они понимают логику и взаимосвязь событий, вторые, третьи уровни повествования. И кто-то должен взять на себя труд раскопать, проанализировать все это.
Наглядный пример, иллюстрирующий выше сказанное – цикл статей А.Минкина по «Вишневому саду» (статья «Парадоксы «Вишневого сада»). Прочитав его, в принципе, вы уже можете смотреть спектакль не как набор сцен и мизансцен, а понимая внутреннюю логику поступков Лопахина и Раневской (если, конечно, точка зрения Минкина вам покажется убедительной).
Другой пример. Один из моих любимых фильмов – «Герой». В нем есть очень красивый эпизод – сражение на поверхности озера. Скажите, вам доставит дополнительное эстетическое удовольствие знание того, что это не просто захватывающее зрелище, а иллюстрация второй стадии владения мечом?
Нет, если вы смотрите фильм как набор клипов.
Да, если вы относитесь к разряду описанных выше маргиналов. Но стать им вы сможете только пройдя через стадию попыток собственного творческого самовыражения. Тогда вы начнете ценить не только видеоряд, но и внутреннюю его логику. Вариант отображения в образах общей идеи.
Отсюда вытекает еще один интересный вывод – уровень критика должен соответствовать уровню воспринимающего её.
В зависимости от степени «развития» вас может удовлетворить либо пересказ собственными словами содержания произведения, либо индивидуальный, обоснованный нестандартный взгляд. Проиллюстрировать сказанное может сравнение разделов учебника по литературе, посвященных А. Пушкину и Н. Гоголю с «Прогулками с Пушкиным» А.Синявского или эссе В.Набокова.
В качестве вывода. Суть не анонсовой критики чаще всего сводится к раскрытию обрамления произведения и внутренних подтекстов. Потребителями ее является группа читателей, получающих удовольствие от знания всего этого.


С непременным уважением,


Алхел Манфелд 15.10.2006 01:14



В таких полемиках фраза о нарушении правил сайта абсолютно неуместна. Потому, я её удалила.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.05.2011. ***
  • 14.05.2011. ***