Однозвучный жизни шум.

Зоя Чепрасова: литературный дневник

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?


Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..


Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
…****************


"Пушкин-наше всё!"-
так сказал Аполлон Григорьев в 1859-ом году.
Ровно через 100 лет, в 1959-ом году я закончила школу
в которой мы изучали Пушкина...
И только
нынче, в мои 80 -слова зацепили "праздный ум"
и легли "тоскою" в душу...



Стихотворение Александра Пушкина,
датированное его двадцать девятым
днём рождения,
26 мая 1828 года.
Посвящённое проблеме поиска смысла жизни
и исполненное пессимизма,
переходящего в отрицание Бога,
оно положило начало стихотворному диспуту
с митрополитом Филаретом.


*****************


Ответ Пушкину московского митрополита Филарета
мол, есть в мире высшая Цель и Смысл,
о которых нельзя забывать...


Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.


Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.


Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
(Филарет 7 лет возглавлял Московскую епархию, ему 45 лет, он хорошо образован,
знает несколько языков, преуспел в логике, риторике. Много лет активно занимался преподаванием и проповедью).


Ответ митрополита
растрогал Пушкина:

Я лил потоки слёз нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
***



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.08.2022. Однозвучный жизни шум.