Крым. Мифы и действительность.

Зоя Чепрасова: литературный дневник

Подарок или осознанная необходимость!?


Рецензия на «Въезд в Украину» (Владимир Бородин 4)
Интересно написано. Довольно жизненно. Хотя мнения по Крыму у меня с автором разные. Если бы "Мыкыта" не подарил Крым с барского плеча Украине, то и никаких конфликтов не было. Крым всегда был Российским и по итогам всеобщего референдума вернулся домой, в Россию.
Юрий Ткачев 25.11.2017. •
***


Юрий,
Не следует забывать, что в 1953 году, когда готовились документы о передаче Украине Крыма, умер Сталин и у Хрущева тогда еще не было такого большого влияния в стране и в партии, чтобы без поддержки старой «сталинской гвардии»: Молотова, Ворошилова, Кагановича, Маленкова и Булганина, так своевольничать.
А раз так, то решение о передаче Крыма Украине, скорее всего, было порождением коллективного мнения высшего руководства партии и правительства страны.
А председательствовал на заседании Президиума ЦК, на котором решалась судьба Крыма, Председатель Совета министров СССР Маленков.
Он, как крупный хозяйственник, прекрасно знал истинное положение в этом регионе страны, и, не исключено, что он и был настоящим инициатором передачи Крыма Украине.


Крым в те годы представлял из себя территориальное образование в виде Крымской области в составе РСФСР, с полностью разрушенной экономикой и социальной сферой.
Статистика тех лет свидетельствует о том, что после зачистки этой територии от "антисоветского элемента" - депортации немцев в 1941 году (50 тыс. чел.) и крымских татар, греков, болгар, армян и других народов с полуострова в 1944 году (до 300 тыс. чел.),
население Крыма уменьшилось вдвое и было по численности чуть больше, к примеру, чем население города Череповца, районного центра в Вологодской области.
На полуострове царили голод и разруха. По жутко безлюдным, уничтоженным и ограбленным селениям и усадьбам депортированных людей, бродили лишь голодные кошки и собаки, а на весь Крымский полуостров, в 1953 году, было всего лишь 3 хлебных и 8 молочных магазинов.
Чтобы руссифицировать Крым и не дать ему окончательно зачахнуть, туда, вместо депортированных народов, стали переселять русских людей из глубинных областей России, живших в лесной местности и прывыкших жить за счет всего того, что давал им лес. Но, к работе на земле в степной и горной местности, они были совершенно не приспособлены.



Сады, виноград, табак, технические культуры и даже кукурузу, эти русские переселенцы, в большинстве своем, увидели впервые в жизни. В результате, такие ведущие отрастли крымской экономики, как садоводство, виноградорство и виноделие были почти полностью уничтожены. Их огороды поросли бурьяном. На приусадебных участках, эти люди вырубали свои фруктовые деревья, за которые не могли заплатить налоги, установленные «отцом народов» и использовали их как дрова. Они стали голодать и писать письма в Москву с мольбой о помощи.
О тяжелом положении населения в этом регионе России, тогда мало кто знал. Но, тысячи разъяренных писем в Москву привели к тому, что, как вспоминает главный редактор «Комсомольской правды», а потом и «Известий», профессионал с большой буквы, с которого началась новая эра в Советской журналистике, Алексей Аджубей,



Хрущев решил тайно посетить этот полуостров. Глубокой осенью 1953 года он приехал в Крым и то, что он там увидел, Буквально шокировало его.



По свидетельству Аджубея, сопровождавшего первого секретаря в той поездке, социальная и экономическая ситуация в Крыму была просто катастрофической. Хрущева ошеломили и возмутили шумные толпы ободранных и голодных русских переселенцев. Они жаловались на нестерпимые условия жизни, на нехватку продовольствия и требовали от него немедленной помощи.
Вот слова Аджубея из его публикации в журнале «Новое время» от 1992 года, под названием: «Воспоминания на заданную тему»:
«Они кричали: «Нас пригнали». Из толпы раздавались и вовсе истерические крики: «Картоха здесь не растет, капуста вянет». Или вдруг крайне печальное: «Блохи заели».
«Чего же вы ехали в Крым?» — Спрашивал Хрущев. — Народ закричал: «Нас обманули».
В тот же день, потрясенный и взбешенный тем, что увидел и услышал от переселенцев в Крыму,
Хрущев выехал в столицу Украины - Киев, собрал все республиканское начальство и стал убеждать украинцев помочь возрождению крымской земли. «Там южане нужны, кто любит сады, а не картошку», — убеждал он.



Украина, с трудом выкарабкиваясь после военной разрухи, страшного голода в 1947 году и катастрофическую нехватку рабочих рук ( только за время войны с 1941 по 1945 годы число жителей Украины сократилось с 41, 5 млн. человек до 27, 4 млн. то есть более чем на 14 млн. человек), сама еле выживала, и то экономическое ярмо, в виде Крыма, что пыталось навешать на Украину Московское правительство, ей было совершенно не нужно. То, что тогда происходило, полностью соответствует украинской поговорке: «На тоби, небоже, що менi не гоже».


Пётр Билык 30.11.2017 .



Другие статьи в литературном дневнике: