Чтение романов меняет мозг. Надолго.

Се Колевков: литературный дневник

Длительное погружение в художественную
реальность производит долговременное
воздействие на мозг. Изменения в некоторых
его участках, спровоцированные чтением
романа, остаются с нами даже тогда, когда
мы уже оставили книгу.
Мы знаем, что благодаря своей пластичности
мозг может адаптироваться под текущие
задачи, особенно если эти задачи
повторяются много раз: нейронные цепи
перестраиваются так, чтобы действовать как
можно эффективнее. Однако пластичность
мозга срабатывает не только при
усовершенствовании профессиональных
навыков: сильные впечатления тоже могут в
буквальном смысле оставить свой след в
мозге. Считается, например, что сильный,
постоянный стресс в раннем возрасте, когда
мозг особенно пластичен, способен сказаться
в зрелости . (То есть известная
психологическая концепция о том, что детские
впечатления аукаются нам всю жизнь,
постепенно обрастает нейробиологическими
доказательствами.
Но стресс и повторяющиеся
профессиональные задачи — это довольно
очевидные стимулы, так что в конце концов
исследователи задумались над тем, могут ли
влиять на функционирование и структуру
мозга некие более тонкие и сложные
раздражители. Понятно, что одни из самых
изощрённых и сложных относятся к
эстетической сфере. Собственно говоря,
воздействие изящных искусств (в самом
широком смысле) на человека всегда
волновало учёных и философов. Вот, к
примеру, не так давно психологи выяснили,
что чтение высокой литературы способствует
эмпатии.
Тут можно было бы сказать, что осталось
лишь дождаться нейробиологов с их
всемогущей фМРТ, однако и нейробиологи
относительно давно интересуются такого рода
экспериментами, которые позволяют понять,
как эстетические переживания влияют на
работу мозга. Удалось, в частности, выяснить,
что при чтении в мозге активируются
некоторые специальные участки, причём
реакция на прозу отличается от реакции на
поэзию.
Но в большинстве таких работ речь идёт о
кратковременном эффекте от чтения,
ограниченном малой формой произведений.
Исследователи из Университета Эмори (США)
захотели выяснить, остаются ли в мозге
какие-то долговременные следы после
длительного непрерывного чтения. Сказано —
сделано: Грегори Бернс ( Gregory Berns ) и его
коллеги пригласили 21 добровольца
поучаствовать в эксперименте и заставили их
в течение 9 дней читать роман Роберта
Харриса «Помпеи». Судя по описанию, сюжет в
книге довольно распространённый: главный
герой предчувствует опасность и пытается
предупредить других, которые этой опасности
в упор не видят (речь, понятно, идёт о
Везувии); всё это сдобрено, как полагается,
любовной линией.
Впрочем, сами исследователи объясняют свой
выбор «сильными повествовательными
достоинствами книги», в которых есть
драматизм, напряжение и пр. Так или иначе,
испытуемые каждый день ходили в
лабораторию, где у них сканировали мозг,
после чего им давали прочесть 30 страниц из
романа. Участников эксперимента также
просили почитать на ночь, а на следующее
утро проверяли, «усвоили» ли они очередной
кусок. Само же сканирование проходило без
чтения, то есть мозг в это время не был занят
(насколько это возможно для нашего мозга).
Как пишут авторы работы в Brain Connectivity ,
регулярное чтение усиливало нейронные связи
в левой височной коре, участвующей в анализе
языка. Исследователи особо отмечают, что
усиление этой зоны наблюдалось даже в
спокойном состоянии, на следующее утро
после вечернего общения с романом и до
утреннего сеанса чтения. Авторы сравнивают
это с мышечной памятью, когда к мышцам
возвращается былая сила, даже если человек
долго не тренировался.
Кроме того, у читателей отмечалось усиление
первичной сенсомоторной коры, которая
отвечает за чувство собственного тела.
Известно, что сенсомоторная кора может
активироваться не только при реальных
движениях, но и под действием воображения —
то есть когда мы думаем, например, о
велосипедной прогулке. В случае с романом,
как полагают авторы работы, произошло
погружение читателей в героя, и действия
древнего римлянина заставляли реагировать
эту самую сенсомоторную кору. Получатся,
что выражение «почувствовать себя в чужой
шкуре» в этом случае не такая уж фигура
речи, как может показаться: мозг
действительно может «влезть в шкуру»
выдуманного героя.
И, что особенно важно, все эти мозговые
изменения сохранялись даже спустя пять дней
после того, как роман дочитывался до конца.
А это однозначное свидетельство в пользу
долговременного действия чтения на мозг.
Правда, как долго вообще держится «эффект
романа», пока что загадка, как и то, окажет ли
такое влияние на мозг книга с другими
характеристиками — к примеру, без обилия
сюжетных поворотов, но с насыщенной
«внутренней жизнью» героя.
Тут можно вспомнить исследование, о котором
мы писали в начале года и в котором удалось
найти связь между стилистическими изысками
поэтического текста и активностью мозга. Но
в той работе речь шла опять же о
кратковременном эффекте. Так что вопрос,
может ли хороший стиль надолго повлиять на
нейробиологию мозга, пока открыт.
Подготовлено по материалам Университета
Эмори .
Кирилл Стасевич — 24 декабря 2013 года,
12:38
Компьюлента.
ИД "Компьютерра"



Другие статьи в литературном дневнике: