Груз ответственности.

Артур Реалист: литературный дневник

Группа людей в масках на ограблении банка. Идут переговоры с заложниками, все находятся около дальнего угла, никто не связан по всем канонам жанра, просто стоят под надзором пары преступников.


Один из нарушителей порядка и справедливости подходит к заложникам, с какой-то целью. Единственный из бандитов, кто был без маски.


- Слушайте! - начинает он. - Мне очень жаль, что вы пришли сюда в такое время, но у лидера есть предложение. Он не против, чтобы один из вас получил полную свободу... Погодите! - от улыбок остаются только мимолётные воспоминания.


Успокоив остальных, преступник продолжает:
- Один из заложников может пойти за едой для остальных, так как бандиты не хотят сдаваться и планируют тут ещё долго находиться. Это прекрасный шанс спастись кому-то одному, но если вы не вернётесь с провизией, то остальные умрут.


Как эхо его голос повторялся в ушах каждого из слушавших:
- Вы можете спастись... Только приняв груз ответственности за жизни остальных...
Неважно, уйдёте вы сами или вас не пустит обратно полиция... Последующие смерти будут на вашей душе...


- Он дал мне ещё пять минут, чтобы вы могли подумать и решить, кто пойдёт на выход. Вам не обязательно идти, если вы против. Просто... Взвесьте все "за" и "против", ладно? - "переговорщик с заложниками" указал пальцем на лидера бандитов.


Никто особо не шушукался. Один полноватый гражданин подумывал спасти себя, но не мог предложить свою кандидатуру, поскольку опасался, что его расколют и поймут, что спасать других - не его удел.


Как же он перепугался от следующих слов "переговорщика":
- Подумайте, поступите ли вы также, если бы не стояли рядом друг с другом, а лишь смотрели издалека, не могли бы услышать чужие идеи? Я не могу предоставить каждому отдельную комнату, но... Представьте.


Никто не решился. Некоторые хотели спасти себя, но не могли выдержать груз ответственности, который наступил бы позже, кто-то не доверял органам правопорядка и боялся, что полиция не пустит его обратно, а часть людей были слишком мягкотелыми для самостоятельных действий.


И когда в этой размытой обстановке поднялся один молодой человек с очками, чья дужка находилась в нагрудном кармашке рубашки. Он не хотел брать "всё это" на себя, но что поделать, когда остальные остались стоять в нерешительности. Он поднял руку.


"Переговорщик" кивнул и придерживая его ослабевшую руку, повёл в главный зал. Они встали около лидера с автоматом, который пристально, через маску, смотрел вдаль.


Почему то молодому человеку захотелось засмеяться. Всё выглядело таким карикатурным и нелепым, что он даже поразился, что полиция ещё не начала действовать.
"Переговорщик" открыл основную дверь.


- Э... Что? - спросил молодой человек, глядя на почти пустующую улицу. Где-то гуляли люди, не обращая внимания даже на сам банк. - А где...?


- Они заняты другими делами. - ответил "переговорщик".


- Но что может быть важнее спасения людей? - непонимающе возразил молодой человек.


- Другие дела. - всё так же спокойно ответил бандит. - Разве вы все не замечаете?


- Чего не замечаем? - не понял молодой человек.


- Того, что люди перестали контактировать друг с другом. Они стали просто жить и делать то, что надо. - неясные слова "переговорщика" хорошо звучали в полумраке банка, но не на яркой улице днём.


- Люди перестали замечать других людей и только груз ответственности может вернуть нас в реальность. - продолжил бандит. - Мы избавились от страданий, преступности, но потеряли зрение и человечество. Мы просыпаемся, живём там, где хотим, у нас больше нет желаний, мы существуем. Если нам нужен новый дом, мы идём и оставляем запрос на новый дом. Другие люди его строят, потому что это их работа, им всё равно, что нужно другим. Первые года мы воспитываем детей, постепенно забывая их. И если им уже что-то нужно, они идут и оставляют свой запрос. Если кому-то нужна бумажная работа - ты её смотришь и раскладываешь. Если тебе даётся несколько заданий, ты сам решаешь, что тебе надо - расследовать убийство, кражу или ограбление банка.


- Но мы не потеряли индивидуальности, нет-нет! - не останавливался "переговорщик". - Человек может гулять около банка и если захочет, может попытаться зайти. Он увидит, что банк закрыт и сможет либо уйти, либо попробовать открыть дверь, затем разбить стекло или уйти, а потом пробраться внутрь, если любопытство позволит. Но оно не позволит, почти никогда. Всё это - обе реальности. - он обвёл руками улицу. - Но страдая и помня остальных из рода людского, мы живём, а не существуем.


- Моя жизнь не такая! - но взгляд "переговорщика" убедил молодого человека в обратном.


- Почему ты знаешь всё это? Как ты очнулся? - наконец спросил он, после долгого молчания.


- Мне в голову пришла эта идея. Идея о том, что лишь страдания - наша настоящая реальность. Люди должны страдать, чтобы жить. Груз ответственности, страх, изначально размывающий границы нашего сознания... Он умеет пробуждать нас, делать мир кристально чистым, если вокруг нас... - он иронично добавил, с долей сарказма. - Утопия.


- Я чувствую ответственность за тех преступников в банке, ты - за заложников.


- Но им ничего не угрожает! - молодой человек неуверенно возразил во второй раз.


- Угрожает, иначе ты бы просто пошёл оп своим делам. Пока у тебя сохраняется вера в это, ты не спишь в ложной реальности, не менее физической, чем прошлая, которая закончилась несколько десятков лет назад. - улыбнулся бандит. - И скажу тебе, они действительно в опасности.


- Но зачем?


- Потому что пора делать выбор. Захочешь ли ты проснуться, как сделал я или уйти в псевдо-Утопию, зная, чем это закончится? Как только ты решишь, судьба заложников будет решена вместе с твоей.


- При каком варианте они будут жить? - поинтересовался молодой человек в очках, которые он уже примерял, почёсывая переносицу.


- Нет, сейчас мы решаем твою судьбу, вы ещё не поняли? - вторая часть предложения как будто не относилась к первой, шла как отдельный вопрос...


И он понял. Заложники, наверное, будут жить при любом из раскладов, это его груз, позволяющий данному диалогу существовать...


- Я решил. - ответил молодой человек в очках, никогда до этого не видевший мир таким чётким...



Другие статьи в литературном дневнике: