Если бы Богом была женщина

Гумер Каримов: литературный дневник

И вот я спрашиваю себя: если бы человечество избрало своим универсальным божеством не мужа, но жену, каким бы было сегодня это человечество? Скажем, в христианском пантеоне главной была бы определена Богоматерь, а не её сын – Царь, как пишется на кресте Православия. Может быть, тогда и мир наш был бы более милосердным, не столь безумным и жестоким. Стоит нам оглянуться на Всемирную историю и мы воочию убедимся: там, где миром правила женщина, там, чаще всего, люди и государства избегали войн, царило главенство закона, процветали ремесла, науки и искусство. И был налицо прогресс.


У Джона Фаулза в «Аристосе» есть глава «Адам и Ева»: «Мужское и женское начало — два мощнейших биологических принципа; их бесперебойное взаимодействие в обществе — один из главных признаков общественного здоровья. С этой точки зрения, наш мир, несмотря на теперь уже всеобщее политическое раскрепощение женщин, демонстрирует явные приметы нездоровья; и нездоровье это по большей части вырастает из эгоистической мужской деспотии». Миф об искушении Адама Фаулз интерпретирует следующим образом: «Адам есть ненависть к переменам и бесплодная ностальгия по невинности животных. Змей — воображение, способность сопоставлять, самосознание. Ева — это принятие человеком ответственности, необходимости прогресса и необходимости прогресс контролировать. Райский сад — недосягаемая мечта. Грехопадение — неотъемлемый processus эволюции. Бог в Книге Бытия — персонификация Адамовой злой обиды». Адам – воплощение консерватизма, Ева – прогресса. Всё Адамово требует беспрекословного подчинения, что и воплощалось в истории. Типичный такой период – викторианская эпоха в Англии. Всё Евино – женщины и матери поощряет «новаторство и эксперимент, как и обновление понятий, целей и способов чувствования. Типичными примерами могут служить эпоха Возрождения и наша собственная эпоха».
Злобный антифеминизм Адама - это отсвет некогда действительно важного мужского превосходства в физической силе и полезности в условиях борьбы за выживание. Для него женщина – это всего лишь виестилище, которым можно овладеть силой: «Эта мужская ассоциация всего женского с объектом допустимого насилия выходит далеко за пределы женского тела. Можно взять силой прогресс и новаторство; да вообще все, что не основано на примитивной грубой силе, можно изнасиловать. Все прогрессивные философские течения феминистичны. Адам — князек в замке на горе; военные набеги и фортификационные сооружения, собственная сила и собственный престиж: вот все, чем он одержим».
Но Еве хватило не только ума выманить Адама из дурацкой спячки в райском саду, - продолжает Фаулз, - ей также хватило доброты остаться с ним после; и это свойство женского начала — терпимость, скептическое в целом отношение к убежденности Адама в праве сильного — как раз и есть для общества самое ценное. Всякая мать — это эволюционная система в микрокосмосе; у нее нет выбора, кроме как любить то, что есть, — своего ребенка, будь он урод, наглец, преступник, эгоист, тупица или калека. Материнство — самая надежная школа терпимости; а терпимость, как нам еще предстоит усвоить, — самая надежная из всех человеческих премудростей.



Другие статьи в литературном дневнике: