Жизни пожелтевшие страницы...

Галина Магницкая: литературный дневник

Всегда имеют большую ценность слова и оценки творчества, сказанные и сделанные современниками знаменитостей. Они читали и видели не только их творения, но и общались с ними в повседневной жизни, что давало возможность приподнять вуаль таинственности и узнать реального человека. Как известно, первым стихотворным сборником Ахматовой был "Вечер", предисловие к которому написал Михаил Кузмин. Возможно, что именно с этого времени возникло мнение о том, что поэтесса была его ученицей. Хотя она впоследствии стремилась опровергнуть возникшую точку зрения. В частности он писал:

«…Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако как беличья шкурка на небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем. Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той хрупкой пронзительности, которую оно имеет. Мы не хотим сказать, что всегда у автора вещи имеют такое особенное значение: часто они не более как сентиментальные сувениры или перенесение чувства с человека и на вещи, ему принадлежащие. Мы говорим это не в упрек молодому поэту, потому что уже немало – заставлять читателя и помечтать и поплакать и посердиться с собою вместе, хотя бы посредством чувствительной эмоциональности,– но особенно ценим то первое пониманье острого и непонятного значения вещей, которое встречается не так часто. И нам кажется, что Анна Ахматова имеет ту повышенную чувствительность, к которой стремились члены общества обреченных на смерть.


Этим мы не хотим сказать, чтобы мысли и настроения ее всегда обращались к смерти, но интенсивность и острота их такова. Положим, она не принадлежит к поэтам особенно веселым, но всегда жалящим <...>


Вячеслав Иванов однажды высказал мысль, что у оригинальных поэтов прежде всего появляется своя манера, от которой впоследствии они отказываются для своего «лица», в свою очередь приносимого в жертву своему стилю. Из того, что в данном случае у поэта манера уже существует, легко можно заключить, что этот поэт оригинальный и что новый женский голос, отличный от других и слышимый несмотря на очевидную, как бы желаемую обладателем его, слабость тона, присоединился к общему хору русских поэтов…»


(Михаил Кузмин. Из предисловия к сборнику «Вечер» А. Ахматовой. 1912.)


***


Перед Вами одно из стихотворений, вошедших в данный сборник под названием "Вечерняя комната"


Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.


И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: "Seigneur, ayez pitie de nous»*.


Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи.. .
Смотрю, блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.


Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И как во сне я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.


21 января 1911. Киев


• Господи, помилуй нас (фр.).


***


Рассуждение о творчестве поэтессы продолжает Владимир Вейдле, историк культуры русской эмиграции. Это своего рода взгляд через шесть десятилетий:


«Ахматова стала одним из драгоценнейших наших поэтов, оставаясь поэтессой, женщиной. «Стала» тут и не совсем даже уместно: голос был у нее на редкость свой, своеобразия завоевывать ей почти не приходилось: оно было ей подарено. Есть в первой книге стихотворение («Вечерняя комната»), где хризантемы и георгины Анненского сочетаются с клавесинами, саше и севрскими статуэтками Кузмина (написавшего предисловие к этой первой книге), но ученичества в ней мало, даже хризантемы и саше переложены на ахматовский голос…»


(Владимир Вейдле. «О поэтах и поэзии». 1973.)


Жизнь внесла определенные коррективы и многое расставила по своим местам.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.09.2017. Жизни пожелтевшие страницы...