Пленительный город загадок

Галина Магницкая: литературный дневник

Анна Ахматова не без оснований считается царскоселкой. Ее отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем городе Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает неисчезающий пушкинский дух: здание лицея и небо, так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды...


Анна Ахматова с самого детства впитала воздух русской поэзии и культуры. В Царском Селе написаны многие стихи ее первого сборника “Вечер”. Вот одно из них, заключительная часть триптиха, посвященное Пушкину:


Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.


Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.


В этом стихотворении отразились особенности восприятия Анной Андреевной личности Пушкина — это, с одной стороны, живой человек (“здесь лежала его треуголка”), а с другой - великий русский гений, память о котором дорога каждому (“и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов”).


Муза возникает перед Ахматовой в “садах Лицея” в отроческом облике Пушкина лицеиста-подростка, изредка мелькавшего в “священном сумраке” Екатерининского парка.


Чувствуется, что ее стихи, посвященные как Царскому Селу, так и Пушкину, проникнуты благоговейным чувством, которое можно назвать влюбленностью. Не случайно лирическая героиня ахматовской “Царскосельской статуи” относится к воспетой великим поэтом красавице с кувшином как к сопернице.


Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.


Сам Пушкин подарил бессмертие этой деве-красавице:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.


Ахматова с женской пристрастием вглядывается в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и пытается доказать, что усталая грусть девушки с обнаженными плечами постепенно прошла. Вот уже около столетия она втайне радуется своей завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем. Возможно, что Ахматова одновременно пытается оспорить и сам пушкинский стих. Ведь ее собственное стихотворение озаглавлено так же, как и у Пушкина, — “Царскосельская статуя”.


Эти восемь строчек по праву считаются лучшими в поэтической пушкиниане. Потому что Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, — как влюбленная женщина. Надо сказать, что эту любовь она пронесла через всю свою жизнь. Известно, что она была оригинальным исследователем творчества Пушкина.
Однажды Анна Андреевна записала: «Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься... изучением жизни и творчества Пушкина» Ей принадлежат многие литературоведческие статьи о Пушкине: «Последняя сказка Пушкина (о "Золотом петушке")», «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина», «О "Каменном госте" Пушкина», а также работы «Гибель Пушкина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году».


***


А теперь совершим экскурс в прошлое. В 1899 году в России широко праздновался 100-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В связи с этим событием в Царском Селе в Лицейском садике 26 мая 1899 года был торжественно заложен памятник поэту.


Празднество началось заупокойной литургией и панихидой в царскосельском Екатерининском соборе, в присутствии учеников и преподавателей всех царскосельских учебных заведений. После литургии все отправились в Лицейский садик, где происходил молебен и закладка памятника. Затем было устроено чтение и концерт в Императорском китайском театре для учащихся и их родственников, а кроме того народное чтение со световыми картинами.


Одним из организаторов подписки на сбор средств для сооружения памятника Пушкину был директор Царскосельской Николаевской мужской гимназии, поэт Иннокентий Анненский.


На следующий день после открытия памятника, на празднике в Китайском театре Царского Села он выступил с речью «Пушкин и Царское Село», в которой подчеркнул совершенно особое значение данного пространства в развитии таланта великого поэта. Закончил он ее следующими словами:


«<...> Есть старое лицейское предание, что еще при Энгельгардте был возле Лицея поставлен дерновый памятник кубической формы с белой мраморной доской: на доске золотыми буквами вырезана была надпись Genio loci — т. е. гению-хранителю. Имя Пушкина как-то само собой приурочилось потом к этому местному памятнику, и царскосельские лицеисты окружали свой палладиум благоговением. Прошло без малого 30 лет, Лицей перевели в Петербург, и куда девался памятник, я не знаю. Но истинный гений-хранитель наших садов не мог их покинуть, и вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника. Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро, молодой и задумчивый от наплыва еще неясных творческих мыслей, Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять: Он между нами жил».


Торжественное открытие памятника Пушкину состоялось 15 октября 1900 года. Это событие было описано в декабрьском номере журнала «Исторический вестник» за 1900 год: «Вокруг постамента разбит был газон из живых цветов. К памятнику устроен крытый вход, украшенный флагами и щитами, от входа по обе стороны из тяжелой материи и бархата сделаны шесть лож, дальше — крытые площадки, а за ними высокие помосты. За памятником находился хор из гимназистов и воспитанников городских училищ, а дальше расположился оркестр».


Среди гостей присутствовали члены царской фамилии, высокопоставленные чиновники и военные, потомки поэта — его сын генерал А. А. Пушкин и внук Г. А. Пушкин, поручик лейб-гвардии 2-го стрелкового батальона, Л. Н. Павлищев. Прибыла также депутация от Лицея.


После молебна «завеса, скрывавшая памятник, упала при звуках гимна»... Под звуки оркестра к подножию памятника были возложены венки, историк Д. Ф. Кобеко, в прошлом выпускник Лицея, произнес небольшую речь. «Затем,— рассказывается в журнале «Исторический вестник»,— пошли многочисленные депутации от Лицея, царскосельских мужской и женской гимназий, училищ и приютов. Воспитанники проходили парами мимо памятника, возлагая каждая венок, и таким образом весь постамент был засыпан живыми цветами. Около трех часов церемония кончилась».


На гранитном постаменте памятника высечена лаконичная надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину», и с трех сторон — строки из произведений великого поэта. Цитаты подбирал И. Анненский.


В. А. Рождественский вспоминал, что сын И. Анненского, его биограф, поэт Валентин Кривич рассказывал ему о том, как волновался его отец накануне открытия памятника.


"Ночью он проснулся в холодном поту. Ему показалось, что одна из цитат приведена неточно и каменщики выбили на постаменте не «весной при кликах лебединых», а «весной при криках лебединых».


Он соскочил с постели и в пятом часу утра побежал к баховской скульптуре, уже установленной на место, но еще скрытой от взоров публики серым полотнищем. По счастью, тревога оказалась напрасной. Днем на официальном торжестве он рассказал о своих ночных волнениях какому-то казенному «пушкинисту» профессорского звания.
— Стоило ли волноваться, Иннокентий Федорович! — с улыбкой проронил профессор. — «При кликах» или «при криках» —
какая разница?
Разница большая-с!,— возразил Иннокентий Федорович.— Ровно сто лет: XVIII и XIX век! "


Почему разговор пошел об Анненском? Все просто. Ахматова в автобиографии "Коротко о себе" откровенно писала: "Когда мне показали корректуру "Кипарисового ларца" Иннокентия Анненского, я была поражена и читала её, забыв всё на свете". А в 1945 году появились стихи:


Учитель


Памяти Иннокентия Анненского


А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...


Вот так на века оказались связанными имена Пушкина, Анненского и Ахматовой с Царским Селом.



Другие статьи в литературном дневнике: