***

Ривка Берг: литературный дневник

Разговор с Евгением Евтушенко
Рафаил Маргулис
Ну, здравствуйте, Женя!
Мы лично ещё не знакомы.
Вернее, меня вы не знаете –
Кто я такой?
Обычный бродяжка
Вдали от погоста и дома,
Печальная капля дождя
В круговерти людской.


Менял коммуналки
И горестно плакал в ОВИРЕе,
Скользил по паркету контор,
Как по тонкому льду.
Но всё-таки, Женя,
Я тоже родился в Сибири,
В теперь позабытом,
Но очень жестоком году.


Стихи сочинялись
Средь жалкого ссыльного быта -
То в сказках арычных,
А то в малярийных огнях.
Отца бил по морде
Сельхозакадемик сердитый.
Нагнав на него
Неугаданный трепет и страх.


Он скрылся, отец,
От властей
В глинобитном Ходженте,
И даже подальше –
На пастбищах средь чабанов.
Питался сухими лепёшками,
Спал на брезенте.
Забыв навсегда
Про безумье и прелесть стихов.


Я в школу ходил,
Где печалились ссыльные дети -
Корейцы, и немцы,
И множество крымских татар.
Учитель Кайфуллин
Еврейскую душу приметив,
Лупил наркотической лапой,
Лелеял удар.


Но книги меня уносили
В неясные дали,
Пытаясь поднять над землёй
В безутешности дня.
А умные дяди лишили, как счастья, медали.
Еврейством моим,
Словно мелочью горькой, звеня.


Да что вспоминать
О былом, об истасканном, Женя!
Давайте уроним в бокалы
Армянский коньяк.
Меня за стремление к правде
Облили презреньем,
Загнали в забытый людьми
Обречённый кишлак

А годы неслись
Одичалой безумною стаей,
В блокнотах пылились стихи
Вдалеке от мечты,
И призрак желаний
Давно и жестоко растаял,
И крылья сломались,
Не в силах набрать высоты.


Я нынче старик.
В диабетные страсти одетый,
Врачи говорят,
Что и пить, и смеяться нельзя,
Но если пришлось подружиться
С великим поэтом,
Приму я сто граммов
В бездонную пропасть скользя.


Отбросим регалии,
Образы суетной жизни,
Повесим на гвоздик
Обманчивых будней печаль,
Пусть годы поблекнут
В бездонной своей дешевизне,
Останутся рифмы,
А с ними на плаху не жаль.
Р.Маргулис
15 октября 2013 г.



© Copyright: Рафаил Маргулис, 2014
Свидетельство о публикации №214112901142
Рецензии
Написать рецензию
Была на его авторском вечере, когда он приезжал в Питер несколько лет назад. Жалкое зрелище. Теперешние его стихи не воспринимаются НИКАК. Задавали вопросы,он юлил, изворачивался. Особенно его бесило все, что связано с Бродским. По поводу того, когда Иосиф обвинил его в стукачестве. Евтушенко бледнел, оправдывался. Мол, Иосиф всё не так понял, а он не то имел ввиду...
Рассказывал о каких-то безымянных недругах, строивших козни. Вышло, как в "Евангелие": "Пусть ваше ДА будет ДА, а НЕТ будет НЕТ. Все остальное от лукавого". В довершение устроил пошлый аукцион книги своих стихов с обещанием именного автографа. Стартовая цена - пять тысяч рублей. Зал в недоумении глухо молчал. Желающих торговаться не нашлось. Чтобы как-то выйти из неловкого положения, кто-то из Администрации Капеллы, где проходил вечер, поспешно купил книгу за эту цену.
Публика не лыком шита,слушает, размышляет: "А чего молчал, когда Бродский был жил, не дал отповедь, коль клевета?". Питерская публика хоть и взыскательная, но деликатная, незлобивая, снисходительная к слабостям: дескать стар, грехи замаливает, поскольку Бог уже прогулы ставит, но люди не забыли Братскую ГЭС. Бэлле Ахмадулиной( Царство Небесное!) нечего было опасаться. Ее мамушка Лазарева Тамара Макаровна была из кремлевских детей по линии Стопани-Ульяновы, переводчиком на Нюрбергском процессе, представителем в ООН от СССР и генерал-майором КГБ. Да и папенька был не "простым бедным татарином", как Изабелла (по метрике) любила говорить. Впрочем ее творческий вечер в Петербурге, состоявшийся незадолго до кончины, был куда приятнее, хотя и ноги она переставляла с трудом,и собственные стихи забывала,и по-большей части сидела в кресле. Про маму с папой мало кто знает ( я - от человека, близко знавшего и ее и ее матушку), но поэт она лучше, чем Евгений Александрович. Петербуржцы в поэзии изысканные рафинированные гурманы. Здесь исток Золотого,Серебрянного века. Нас распирает от гордости за Нобелевского земляка Бродского. Евтушенко пережил всех известных шестидесятников, в этом кроется причина сдержанного интереса питерской публики к нему. И не более.


Лия Яковлева 01.05.2015 18:16 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Что касается Евтушенко, то о нём у меня есть собственное мнение. Оно, как видно, не совпадает с вашим. Прошу прочесть мою "Фантазию о Евгении Евтушенко"
При всех своих противоречиях, Евтушенко никогда не был стукачом. В споре с Бродским они оба не правы, не смогли преодолеть личных антипатий и амбиций. А жаль.


Рафаэль-Мендель 01.05.2015 19:58 Заявить о нарушении
"Фантазию о Евтушенко" прочла. "Чаще всего мне кажется, что мальчик, выросший на сибирской станции Зима, и высокий худой старик, который живёт в Талсе, штат Оклахома, и преподаёт американским студентам Достоевского – совершенно разные люди". Что верно, то верно. Для вас Евгений Александрович - открытие из детства, вечный кумир. Он тогда и был таким. Ему в России прочили славу чуть ли не "второго Есенина", а потом все кончилось. "Единожды солгавший кто тебе поверит".


Лия Яковлева 02.05.2015 01:31 Заявить о нарушении
Я понимаю ваше трепетное отношение к Евгению Евтушенко, уважаю вашу позицию, верность этой любви, но не могу разделить ее, за что прошу у вас извинения.
По российскому телевидению был показан Фильм «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко», и те, кто решил посмотреть, думали что С.Волков,побывав у Евтушенко в городе Талса, потом отобрал и смонтировал полученный материал, и теперь представляет фильм - три серии диалогов.( Три дня у телевизора, начиная с часа ночи). На самом же деле сценарист и режиссёр фильма Анна Нельсон. Да и никаких диалогов в фильме нет, а есть монологи Евтушенко, который рассказывает истории, читает стихи и даже поёт, а Соломон Волков время от времени подаёт реплики.
О чём рассказывает Евтушенко? О своих жёнах и любовницах. О том, как КГБ подрядило какую-то литовскую манекенщицу забраться к нему в постель на предмет сбора информации и положительного влияния на поэта, а после требовало от неё отчёта, посылало ей шифрованные послания, типа: мы очень вами довольны, продолжайте поднимать поэту настроение. Настроение необходимо было поднимать, поскольку Евтушенко так был расстроен советским вторжением в Чехословакию, что подумывал о самоубийстве. О том, что Марлен Дитрих, явившись в гости к Евтушенко по собственной инициативе разделась до гола и забралась на стол. О том, что Роберт Кеннеди однажды, провожая Евтушенко до туалета, вдруг завёл его в душ, пустил воду и сообщил, что Синявского и Даниэля выдали американские спецслужбы.
А это каким-то образом разрушило планы по устранению Брежнева. Из ванной комнаты Роберта Кеннеди Евтушенко отправляется прямо в ООН к советскому представителю и с его помощью отсылает в Москву шифрованную телеграмму: не бойтесь КГБ, оно не всесильно, не КГБ поймало Синявского с Даниэлем. Узнав об этом, КГБ прямо в Нью-Йорке начинает запугивать поэта и Евгений Александрович чудом остается в живых. А когда Евтушенко возвращается в Москву, в его честь закатывают банкет на 500 персон. (Как тут не вспомнить Ивана Александровича Хлестакова: «На столе арбуз — в семьсот рублей арбуз»). И сам Роберт Кеннеди поделился с Евтушенко, что хочет стать президентом исключительно для того, чтобы найти убийц своего брата. "Вероятно, Роберт Кеннеди рассказал об этом ещё кому-нибудь кроме меня,- говорит поэт,- потому его и убрали" (А Палестинец Сирхан, который заявил, что убил Кеннеди за то, что тот поддерживает Израиль, в фильме вообще не упоминается).
И Фиделя Кастро, впавшего в истерику после того, как Хрущёв решил забрать свои ракеты с Кубы, он успокаивал. И будучи в гостях, «случайно узнал» о готовящемся аресте Солженицына. Е.А.выходит на улицу, забегает в первый попавшийся телефон-автомат и звонит самому(!) Андропову, говорит: «Если,Солженицына арестуют, я умру на баррикадах». И все в таком духе на две серии.
А вот третья серия целиком посвящена теме взаимоотношений Евтушенко с Бродским.( Соломон Волков — автор известной книги разговоров с Бродским.) Волков комментирует:«Отношения с Бродским стали без преувеличения главной драмой жизни Евтушенко. Судьба так распорядилась, что я оказался единственным собеседником обоих. И теперь могу попытаться восстановить ход событий этой болезненной истории, не склоняясь ни на чью сторону».
Что же это за "болезненная история"?
Утром 10 мая 1972 года Бродскому позвонили из ОВИРа. Ему предложили заполнять анкеты на выезд. «А если я откажусь эти анкеты заполнять?» «Тогда, Бродский, — сказали ему, — у вас в чрезвычайно обозримом будущем наступит весьма горячее время». Отъезд назначен на 4 июня. Бродский разобрался с бумагами в Ленинграде и отправился в Москву получать визу, где знакомый ему сообщил, что с ним хочет встретиться Евтушенко.
"В конце апреля, — рассказал Евтушенко Бродскому, — когда я возвращался из Америки, у меня на таможне арестовали багаж. Я позвонил «своему другу, которого я знаю давно, ещё с Хельсинкского фестиваля молодёжи» и отправился к нему в КГБ, чтобы этот багаж вызволить. (Имя друга Евтушенко назвать отказался)
Евтушенко: «И тут, находясь у него в кабинете, я подумал, что раз уж я здесь разговариваю с ним о своих делах, то почему бы мне не поговорить о делах других людей?» и сказал: «Как вы обращаетесь с поэтами, вот например Бродский».
Приятель в ответ: "А что Бродский? Принято решение о его выезде в Израиль.
Евтушенко:«Коли уж вы приняли такое решение, — сказал Евтушенко, я прошу вас — постарайтесь избавить Бродского от бюрократической волокиты и всяких препятствий, сопряженных с выездом».
Все это Бродский рассказал впоследствии Соломону Волкову. Евтушенко в фильме это подтверждает.
"Я понимаю, — сказал Бродский Волкову,- когда Евтушенко вернулся из поездки по Штатам, его вызвали в КГБ в качестве референта по моему вопросу. И он изложил им свои соображения. И я от всей души надеюсь, что моя высылка произошла не по его инициативе. Надеюсь, что это не ему пришло в голову. Потому что в качестве консультанта — он, конечно, там был».
В Нью-Йорке Бродский рассказал эту историю приятелю Евтушенко Берту Тодду, декану славянского факультета Квинс-колледжа. Тодд все передал Евтушенко, и Евгений Александрович захотел объясниться с Бродским. В результате Бродский ему сказал:" Хочешь, чтобы я объявил, будто я тебя неправильно понял? Пожалуйста, я это сделаю". В китайском ресторане, где их ждал Тодд и ещё какие-то евтушенковские приятели, И.Б. постучал вилкой по стакану и произнес: «Вполне возможно, что произошло недоразумение. Что я тогда в Москве Женю неправильно понял».
В фильме Е.Евт. рассказывает, что годы спустя на похоронах Берта Тодда литератор Владимир Соловьёв передал ему копию письма, отправленного Бродским президенту Нью-Йоркского Квинс-колледжа. В нём Бродский пытается убедить президента Квинс-колледжа не принимать на работу Евтушенко".
Позже выясняется, что письмо Бродского вовсе не о Евтушенко, а о каком-то переводчике. О Евтушенко в письме всего несколько строчек.
«Какое счастье, что при жизни Бродского я не знал об этом письме, — говорит Евтушенко. — Потому что если бы я узнал об этом, я не знаю, чем бы это кончилось, я вам честно говорю. Я может быть его ударил бы — просто по лицу».
Но вопрос "почему так получилось?" остается открытым. С.Волков приводит стихи Вознесенского ( не о вас ли с Бродским написано?)


Почему два великих поэта,
проповедники вечной любви,
Не мигают, как два пистолета?
Рифмы дружат, а люди — увы...


Но Владимир Соловьёв утверждает, что никакого письма он Евтушенко не передавал, а на следующий день после похорон Тодда прочёл поэту касающийся его абзац по телефону. С.Волков не может гарантировать достоверности того, что рассказано , потому что не он автор, а Анна Нельсон, которая старается представить Евтушенко если не жертвой паранойи Бродского, то жертвой обстоятельств.
Дважды Евтушенко повторяет в фильме, что «Бродский был освобождён по моёму письму». Было письмо Жана-Поля Сартра, известно, что об освобождении Бродского из ссылки ходатайствовали итальянские коммунисты, но заявить, что Бродский был освобождён по просьбе Евтушенко...
В книге Волкова вслед за рассказом о беседе Евтушенко в кабинете большого человека из КГБ, идут такие слова Бродского: «Но вот чего я не понимаю — то есть понимаю, но по-человечески всё-таки не понимаю — это почему Евтушенко мне не дал знать тотчас? Поскольку знать то он мне мог дать обо всём уже в конце апреля. Но, видимо, его попросили мне об этом не говорить».
Разве это не доказательство более тесной связи Евтушенко с КГБ?
Из книги С.Волкова: "После того, как в китайском ресторане Бродский объявил евтушенковским приятелям, что, возможно он Женю неправильно понял" идёт следующий текст:
«Встаю, собираюсь уходить. Тут Евтух хватает меня за рукав:
—Иосиф, я слышал, ты родителей пытаешься пригласить в гости?
— Да, представь себе. А откуда ты знаешь?
— Ну, это неважно, откуда я знаю... Я посмотрю, чем я смогу помочь...
— Буду тебе очень признателен».
В фильме Евтушенко подтверждает этот разговор и даже прибавляет: «И я это сделал. Его мама приходила ко мне, и я дал ей письмо в КГБ, которое она отправила, но ничего не получилось».
В книге С.Волкова все иначе: «Проходит год или полтора, и до меня из Москвы доходят разговоры, что Кома Иванов публично дал Евтуху в глаз. Потому что Евтух в Москве трепался о том, что в Нью-Йорке к нему в отель прибежал этот подонок Бродский и стал умолять помочь его родителям уехать в Штаты. Но он, Евтушенко, предателям Родины не помогает. За что и получил в глаз!»
В фильме Евтушенко рассказывает как его вербовало КГБ. Комитетчик не просил его стучать на знакомых, задачи ставились абстрактные, но Евтушенко отказался, сославшись на свою болтливость. А телефончик сохранил.Правда до поры до времени не называя имени генерала, который был заместителем начальника, а потом и начальником 5-го управления КГБ. А зовут его Филипп Денисович Бобков.
«Евтушенко никогда не пренебрегал полезными контактами»,- говорит С.Волков.
Был ли Евтушенко «консультантом» КГБ? Документально это подтвердить невозможно. Евтушенко, по его же словам, просто встречался с другом из КГБ. Но если он мог позвонить другу, то значит и друг мог позвонить ему, по-дружески.
В финале С.Волков задает вопрос: "Можем ли мы сказать, что Евтушенко поэт для народа, а Бродский для элиты? Да, разумеется, Нобелевская премия Бродского для многих весомый аргумент в его пользу. Да, философия Бродского многомернее, богаче, сложнее и вряд ли кто-нибудь будет с этим спорить. Но в любом уравнении есть две стороны, и я убеждён, что даже одна по-настоящему народная песня делает её автора великим поэтом».
Так что вывод ясен: два великих поэта.Один велик по своему, другой иначе, но тоже велик. "Каждый в чем-то виноват, а значит не виноват никто",- резюме, ради которого Анна Нельсон снимала этот фильм. Бродский с таким бы никогда не согласился. В письме Иосифа Бродского Президенту Квинкс-колледжа есть такие слова:
«Конечно, времена меняются, и кто прошлое помянет, тому глаз вон. Но «конец истории», не есть еще конец этики. Или я не прав?»



Лия Яковлева 02.05.2015 03:14 Заявить о нарушении
Впечатляющий рассказ, Лия.Правда, очень тенденциозный, к сожалению,, как и ваше отношение к двум великим поэтам.Вокруг гениев всегда вьётся мошкара.Продаётся и покупается, к сожалению, всё, в том числе, и чувства больших людей, и их репутация.Даже если вы и правы, это ничего не меняет.История и время расставляют фигуры по тем местам, которые им суждено занять на доске под названием "ЖИЗНЬ".Никто не посмеет сбросить имя Евтушенко с вершин русской литературы.
Я вспоминаю Некрасова.Сколько раз, и он сам в этом признавался, его лира издавала фальшивые звуки.Он каялся.Этого нельзя вычеркнуть из понятия "ИСТИНА". К сожалению И у Некрасова были противники, враги, недоброжелатели, утверждавшие, что его поэзия примитивна.Но что это меняет? Некрасов - гордость русской литературы.
То же могу сказать и о Евтушенко.
Он не так многомерен, как Бродский? Но сколько раз его поэтическое слово звучало как набат! Никто не отнимет этого.
Гурманы в поэзии, привыкшие смаковать слова и образы - это не вся читательская аудитория.
Повторяю, время всё расставит по местам.


Рафаэль-Мендель 02.05.2015 05:54 Заявить о нарушении
Уважаю ваше мнение, вашу решимость до конца остаивать любимого поэта.
Вы последовательны, но и я последовательна. Я хотела лишь сказать, что выссказывая подобные мысли, опираюсь не на свое субьективное восприятие. Безгрешных людей не существует, но кому много дается с того много и спрашивается.
Когда вышел фильм "Диалоги с Евтушенко" люди прилипли к телевизорам, потому что надеялись услышать Правду, надеялись, что Е.А. покаится. Его бы с восторгом простили. Его бы носили на руках, оценив мужество. Его бы принимали,как человека совершившего подвиг. Но - разочаровались. (Вы-то, дорогой Рафаэль, фильм видели?). Слабоват оказался Евгений.
В Питер он больше не приезжал, видимо понял, здесь ему оваций не видать.
Эльдар Рязанов в свое время хотел снять фильм "Сирано де Бержерак". На роль Бержерака претендовал Владимир Высоцкий. Рязанов ему отказал, мотивируя, что хочет пригласить настоящего поэта, то бишь Евгения Евтушенко. А Высоцкий тогда сказал: "Это Евтушенко-то НАСТОЯЩИЙ поэт?". Он имел в виду, конечно, не литературу, а цельность натуры, в которой поэт и человек нераздельны.
"Евтушенко с Вознесенским всю жизнь спорили, кто из них Первый поэт России. Оказалось, Высоцкий". Эти слова принадлежат Зое Богуславской.
Владимира Семеновича уже нет тридцать пять лет, а слава его запредельная, космическая. Каждый год в стране ширятся фестивали в его честь, исполняются его песни, читаются его стихи, вручается литературная премия "Своя колея" им. Высоцкого, создан музей. Он тоже мог покинуть страну легально, но он этого не сделал. Евтушенко эмигрировал. Теперь из Америки клянется в любви к своей родине, а ему никто не верит. По-человечески его жалко.Ранние стихи его прекрасны. Когда я их читаю, вижу того Поэта, каким он мог бы стать, но не стал. Место в русской литературе у него будет, но совсем не то, на которое он претендует.
Рафаэль, спасибо вам за прекрасную дискуссию. Ни у меня, ни у вас не было цели навязать друг другу свое мнение. Их полярность - это полярность наших поколений. Мы словно побывали за одним "Круглым столом". Благодарю. Такое общение дорогого стоит.
Завтра у вас творческий вечер. Хочу пожелать вам благодарной аудитории, теплых улыбок окружающих вас людей, которые вас ценят, любят, боготворят. Вы достойны.



Лия Яковлева 02.05.2015 14:07 Заявить о нарушении
Восхищаюсь талантом сан-францисского публициста Михаила Лемхина, творящего сначала на страницах журнала "Чайка", а потом ничтоже сумняшеся прячущегося а никнэймом "Лия Яковлева" на СТИХИРЕ -- с тем же материалом.


Виктор Еделькин 11.08.2016 20:50 Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор,авторства себе не приписывала. Просто пересказала в беседе с Рафаэлем точку зрения, с которой согласна. А Евтушенко в Петербурге действительно не любят. Извините, если чем-то вас задела.


Лия Яковлева 11.08.2016 21:37 Заявить о нарушении


Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Будьте, дорогой Мастер.
Будьте всегда.


Анжела Бецко 01.05.2015 12:45 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Спасибо за добрые слова!Постараюсь БЫТЬ.


Рафаэль-Мендель 01.05.2015 19:50 Заявить о нарушении
У Вас получится)) Верю!


Анжела Бецко 01.05.2015 20:50 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Это трудные стихи , я думаю они не легко Вам дались каждой строчкой, как и жизнь была не сладкой и не лёгкой.
Не было в Вашей жизни лёгких дорог , судьба Вас пытала на излом.
Большое счастье , что Вы выстояли , сохранили свой Божий дар Творца и подарили себя нам, Человечеству , всем , кто любит поэзию , литературу, ценит и понимает красоту и величие слова.
Сколько замечательных произведений Вы создали , Вы самобытны и уникальны в своём творчестве, в каждом слове!
Я признаюсь Вам в любви ,люблю и уважаю Вас , как Личность и Художника!


Живите , творите , любите!
Ваше слово бессмертно!
Надо быть в бреду по крайней мере , чтобы этого не понимать уже сегодня!
Низкий Вам поклон



Галина Ашмянская 29.11.2014 22:24 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо за добрые слова и пожелания! Они очень необходимы мне сейчас.


Рафаэль-Мендель 30.11.2014 08:17 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Спасибо, Рафаил, за оба произведения о Евтушенко! Он один из моих любимых поэтов. Обожаю его "Снеги", "Остановись" и многое другое. Кто-то говорит, что Евтушенко - плохой поэт. Для меня он лучше некоторых классиков. в его стихах есть искренность, даже на темы, невозможные, казалось бы, без пафоса. Ваше стихотворение тоже наполнено ею, как настоящий дружеский разговор. Если бы он действительно произошел, то Вы нашли бы понимание у знаменитого поэта. Я уверена. что если бы выпала возможность, Вы бы достигли не меньшего!


Юлия Июньская 29.11.2014 16:54 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Ваши слова, дорогая Юлия, тронули меня чрезвычайно. Я понял, что у меня теперь есть ещё один добрый друг на земле - это вы! Спасибо огромное!


Рафаэль-Мендель 30.11.2014 08:29 Заявить о нарушении
А разве может и должно быть как-то по-другому? ) Если совсем честно, то когда я впервые заглянула на Вашу страничку и обратила внимание на фото, первая мысль была: "Пожилой, значит опытный и я ему в подмётки не гожусь, даже не заметит..." Прочитав стихи, подумала: "Ничего себе, умение сохранить живость чувств вызывает уважение, не каждому дано писать сонеты." И Вы сразу стали для меня ещё более недосягаемым. Когда дело дошло до еврейской темы. я прямо удивилась. Всегда думала, что это я одержимая, но оказалось, что далеко не так!)) Написала отклик на одно из таких произведений, но не ждала Вашего ответа, а когда его получила, решила, что просто из вежливости, но Вы меня уверили в обратном. Вот тогда я поняла, что мы можем стать чуть ближе. Спасибо Вам за всё, дорогой Рафаил!


С добрыми дружескими чувствами и улыбкой,


Юлия Июньская 30.11.2014 10:33 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Горькие стихи, но Это Стихи!.. Спасибо Вам большое!..


Игорь Лебедевъ 29.11.2014 15:12 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рад, что понравилось. Спасибо, уважаемый Игорь!


Рафаэль-Мендель 30.11.2014 08:30 Заявить о нарушении
В июле мы были на вечере Евгения Евтушенко! Многое хотелось ему сказать и обо многом спросить, но он все сказал сам!..


Игорь Лебедевъ 30.11.2014 18:57 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Я читаю не только стихи авторов, но и рецензии, но видно тот, кто написал некрасивый комментарий, удалил его,возможно он понял, что национальность не играет роли, если человек талантливый. Стих очень яркий и Евгений Евтушенко оценил бы его с достоинством.


Роза Славнова 25.12.2013 19:44 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Не думаю, что тот рецензент что-то понял.


Рафаэль-Мендель 27.12.2013 17:12 Заявить о нарушении
Скорее всего, он просто испугался.
Вам спасибо за отклик, Роза!


Рафаэль-Мендель 27.12.2013 17:14 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Здравствуйте, Раф. Я согласна с Русланой, - Вы такой же большой поэт, как и Евтушенко.
Разговор двух братьев.
Это стихотворение - очень откровенное и пронзительное.



Ирина Вервай 02.04.2017 09:14 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Позвольте вам возразить.
Евтушенко - гений, признанный всем миром.Не совсем удобно ставить меня, скромного стихотворца, в один ряд с таким человеком.Я очень расстроился от таких ваших предположений.
И ещё одно меня насторожило.Отклик на странице - не частная переписка. Он предполагает определённый такт и более сдержанную форму обращения.Пожалуйста, называйте меня в откликах полным именем.


Рафаэль-Мендель 27.12.2013 17:20 Заявить о нарушении
Да.
Простите меня.


Ирина Вервай 27.12.2013 17:54 Заявить о нарушении
Да, Рафаил, но у Вас есть поэма, которая дорогого стоит. Это - произведение высшего уровня.
Степень гениальности измеряю внутренним маячком: я слышу музыку, или плачу.
У Евтушенко тоже есть одно произведение, которое меня так затронуло. Конечно, это субъективно


Ирина Вервай 29.12.2013 23:32 Заявить о нарушении
Что ты знаешь о вспышках сверхновых?
Слишком ярок высокий разбег.
Может быть, потаённое слово
Повторяет их бешеный век?


Может быть, только звук незабвенен,
Тот, который пронзает насквозь?
Иль в серёжке ольховой всё дело?
Их рассыпалась целая гроздь.


Догорело небесное тело.
Мир натешился бездной сполна.
Вы сравнялись в известных пределах.
Вам на плечи легла тишина.


Опрокинуты заполночь споры,
Волчий лай, безысходность вины.
Проскользили, светясь, метеоры.
Вам на плечи – покров тишины.


Ирина Вервай 02.04.2017 09:16 Заявить о нарушении
Ирина! Очень красивый и содержательный поэтический отклик!
Затронул сердце..
И. Вагнер


Рафаэль-Мендель 02.04.2017 12:17 Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Ида. Сердце переполнилось болью. Два Поэта - как два брата. Хотя и не знали друг друга...


Ирина Вервай 02.04.2017 21:33 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Разговор с Евгением Евтушенко» (Рафаэль-Мендель)


Шалом. Вы реально считаете Евтушенко поэтом?


Леон Хахам 15.10.2013 10:21 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Дорогой Леон Мудрый! Вы задали мне интересный вопрос, на который нет однозначного ответа Мог бы ответить так. Был в российской поэзии лунный Блок, после которого вообще трудно кого-то назвать поэтом. И всё-таки у меня вызывают душевный трепет стихи родившихся гораздо позже Арсения Тарковского и Семёна Липкина, Давида Самойлова и Наума Коржавина Поколение великих уходит. Стихи в наше бездуховное время обесценились. С экранов телевизоров поют дифирамбы случайным стихотворцам, награждая их всеми мыслимыми и немыслимыми эптетами и ставя на них печать гениальности, хотя я бы зачастую усомнился, мерцает ли вообще в них искра Божья. На этом безрадостном фоне Евтушенко , действительно, яркая, хотя и не совсем однозначная фигура. У него столько же хулителей, сколько и поклонников.Многие его стихи не вызывают восторга, но есть шедевры, которые, несомненно, войдут в золотой фонд литературы. Редко кому из служителей муз удавалось всегда быть на высоте и объединять в рядах своих поклонников читателей различных убеждений и различных стилей творчества. Всё же я бы выделил Евтушенко, в нём есть новизна и неожиданнось, он ярок, а это явный признак настоящего таланта.Можно не любить его стихи, его жизненные позиции, отдавая предпочтение другим поэтическим школам, но нельзя не признать, что он поэт настоящий.Будем объективными. Тот, кто написал стихотворение "Идут белые снеги" уже поставил себя в ряд подлинных творцов. А у Евтушенко есть целый рчд таких стихов.С уважением
Рафаэль-Мендель


Рафаэль-Мендель 15.10.2013 13:58 Заявить о нарушении
Тода за развёрнутый ответ. Лично мне после Есенина и слегка Кирсанова поэтов, пишущих на русском, увы, не попадалось.


Леон Хахам 15.10.2013 14:07 Заявить о нарушении
У каждого свой взгляд на стихи. Лично меня творчество Кирсанова не увлекло. Не люблю стихотворные фокусы. Но не настаиваю на своём мнении.На российской земле выросло много хороших поэтов. И среди них евреи Осип Мандельштам и Борпис Пастернак, Самуил Маршак и -Эдуард Багрицкий, Наум Коржавин и Борис Слуцкий, Юрий Левитанский и Давид Самойлов, Павел А


Рафаэль-Мендель 15.10.2013 14:26 Заявить о нарушении
Павел Антокольский и Семён Липкин. Они сделали русскую поэзию ярче, напомнили её новым смыслом.


Рафаэль-Мендель 15.10.2013 14:30 Заявить о нарушении
Бродского забыли


Леон Хахам 15.10.2013 14:40 Заявить о нарушении
Да, Бродский - великий поэт. Я долго относился к нему настороженно. Мне казалось, что он чересчур литературен. Но недавно посмотрел на него свежим глазом и восхитился.Рад, что он был в поэзии.


Рафаэль-Мендель 15.10.2013 14:47 Заявить о нарушении
Но меня они не тронули ни в малейшей степени. Красивость стиха не есть красота.


Леон Хахам 15.10.2013 14:47 Заявить о нарушении
Вот и я так сначала думал. И даже написал стихи, выражая недоумение, почему Бродскому дали Нобеля. Но птом вчитался, и мне стало стыдно. Он, правда, великий поэт, и его талант принадлежит не только русской литературе, но и еврейскому народу.


Рафаэль-Мендель 15.10.2013 14:57 Заявить о нарушении
А Вы где живёте баарэц?


Леон Хахам 15.10.2013 15:30 Заявить о нарушении
Я живу в городе Афула.


Рафаэль-Мендель 15.10.2013 16:04 Заявить о нарушении
Уютный городок.


Леон Хахам 15.10.2013 19:40 Заявить о нарушении


Неуважаемый господин Габерстро, твоя реплика сродни пылающим фашистским печас Освенцима.Уверен, что я, еврей, знаю о русской поэзии в тысячу раз больше, чем ты С твоих слов сыплется густая перхоть. Кстати, к твоему сведению, Евгений Евтушенко по отцу немец, а по матери белорус. И какое это имеет значение? Главное, что он гениальный поэт.


Рафаэль-Мендель 25.12.2013 14:32 Заявить о нарушении
+ добавить замечания



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.04.2017. ***