***

Ривка Берг: литературный дневник

Пространство и время
Рафаил Маргулис
Мне позвонил один умный еврей и сказал:
- Я читал ваши рассказы. Бледненько.
У вас совсем нет пространства, а время дрожит тоненьким листиком на ветру.
- Спасибо, друг мой Хаим! – ответил я и положил трубку.


Потом задумался.
- Что такое пространство? – размышлял я. – Скорее всего, это окрестности моего родного посёлка,
который обступили абрикосовые сады.
Межой, отделяющей эти сады от хлопковых полей, служит большой многоводный арык, почти маленькая речка,
которую бывает трудно перейти вброд. Течение сбивает с ног.
На горизонте, за полями, высятся зубцы синих гор с белыми пятнами снега на вершинах.


Где-то там, в туманном мареве, почти припадая к горам, тянется вдаль сверкающая на солнце нитка железной дороги.
И над всей этой акварельно зыбкой красотой плещется голубое небо, а по нему бегут нежные,
похожие на тополиный пух облака. Но пространство почему-то не дружит с временем.
Время обозначено чёрной краской, безмолвствует затемнёнными окнами и дрожит в воздухе сиренами воздушной тревоги.


А мне всего четыре года, и я сижу у окна.
Там, в непознанном ещё мире – двор, уже брошенные на произвол судьбы осенние огороды,
уходящие ненужными грядками в перспективу. По двору бегает маленький мальчик в ушанке и коротком пальтишке.
Он кричит «Ура!», а за его спиной летит по ветру самодельный бумажный змей.
Я ещё понятия не имею о том, что это Витька, но меня тянет к нему.


Я сползаю с окна и умоляюще говорю деду:
- Можно, я выйду на улицу?
Дед не против, он укутывает меня в десять шарфов, сверху пеленает маминой шалью
и повторяет немыслимое количество раз:
- Далеко не ходи! Будь на глазах!


Я выкатываюсь на веранду, а оттуда по ступенькам крыльца осторожно схожу во двор.
Витька уже не бегает. Он увидел меня и остолбенел. Мы пока незнакомы.
- Ты эвакуированный? – спрашивает Витька.
Не уловив суть вопроса, отвечаю невпопад:
- Нет, я сам по себе.
Витька захлёбывается словами:
- А я эвакуированный, из города Винницы. Мы целый месяц на поезде ехали.
- На поезде? – я начинаю уважать Витьку. – И ты не боялся?
- Да чего там! – бесшабашно говорит Витька. – Я же мужчина.


Потом внимательно приглядывается ко мне и спрашивает:
- А ты что, девчонка?
Мне становится обидно.
- Почему, девчонка?
- А во что тебя укутали? – не унимается Витька.
Я разматываю мамину шаль и кидаю её на землю.
- Правильно, – говорит Витька. – Молодец!
Потом предлагает:
- Пошли за ворота.


Мне и хочется, и в то же время боязно.
Витька не унимается:
- Пошли, не дрейфь!
Мамина шаль остаётся лежать на земле.
Я чувствую себя вольной птицей и лечу вслед за новым приятелем в неизвестность.


За воротами – барачный посёлок.
Между длинными приземистыми строениями вьётся и убегает к обрыву мощённая булыжниками дорога.
Не успеваем осмотреться, как подходит красноармеец с винтовкой.
У него озабоченное и даже немного злое лицо.
- Брысь, мелюзга! – кричит он. – Марш по домам!
- Дяденька, – просит Витька, – мы только посмотрим.
- Нечего тут смотреть, не цирк.


Из-за угла появляется колонна людей, все они в одинаковых ватниках, на головах серые кепки.
Люди идут медленно, смотрят в землю. По бокам колонны разбегались красноармейцы.
Они кричат:
- А ну, двигайтесь, двигайтесь. Не задерживайтесь!
- Кто это? – спрашиваю я у Витьки.
Он смотрит на меня в недоумении. Наконец, улыбается и восклицает:
- Да это же пленные фрицы! Ура! Пленных ведут.


Мимо нас проходит сутулый человек в ватнике.
- Дружок! – говорит он, – мы вовсе не пленные, мы свои, советские.
Сутулый человек не успевает докончить фразу, так как немедленно получает прикладом по спине.
- Заткнись! – шипит ему вслед красноармеец, который нас прогонял. –
Заткнись, диверсант несчастный!


После этих слов мы с Витькой дружно несёмся назад во двор.
- Уф! – говорит Витька.
Я испуган, потрясён и молча иду к дому.
- Подбери платок! – кричит мне вслед Витька, указывая на мамину шаль. – Заругают ведь.
Я не отвечаю.


Меня настигло время.
Оно дрожит тонким листочком по памяти, у которой, как оказывается, совсем нет пространства.

Р.Маргулис



© Copyright: Рафаил Маргулис, 2012
Свидетельство о публикации №212102400842



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.01.2020. ***