***

Ривка Берг: литературный дневник

Коллекция этюдов. Памяти Рафаила Маргулиса
Рафаэль-Мендель
Из старых стихов. Зелёный этюд


В том лесу, где грибы не растут,
Где кустарник томится без ягод,
Горе-ветка забилась в цвету,
Вдруг исполнившись странной отваги.


Презирая всех норм торжество,
То ль безумствуя, то ли играясь,
Она скрыла зелёной листвой
Не родившейся ягоды завязь.


Чтобы что-нибудь здесь расцвело,
И замшелые пни не припомнят.
Осуждая, молчат тяжело
Ели в платьях из зелени тёмной.


По тропинке с пожухлой травой
Разгулялись лишь ветер да Леший.
И ослушницу, в страсти живой,
Без сомненья, никто не утешит.


Но отчаянно бьётся цветок,
Словно вызов угрюмой напасти.
Может быть, лес не будет жесток
К этой маленькой капельке счастья?



Летний этюд
Июньский отчаянный ветер
В безумстве ломает сосну.
Я знаю, что ты не ответишь,
Лишь примешь на сердце вину.


Дни мчатся пустой вереницей,
Жестокие летние дни.
И нечем июню гордится,
Он зимним обманам сродни.


Бурьян закипает у дома,
Колючие травы - в чести.
О, как мне печально знакомо
Твоё роковое «Прости»!


Промолвишь,
И дальше – ни слова.
Лишь знойное лето – в дыму.
Но если вернёшься, то снова
Тебя я печально приму.


А небо над нами – в тумане,
А птиц – нескончаема боль.
Июнь то тревожит, то манит,
То глухо зовёт за собой.
-------------------
Из старых стихов. Синий этюд
Синее чудо фарфора,
Старый китайский сервиз.
Я позабуду нескоро
Давнего счастья каприз.


В памятной сказке вчерашней
Вдруг невесомо легла
Синего пламени чашка
На полировку стола.


И отразилась зеркально,
Будто в вечерней реке,
Синяя вспышка бокала
В женской дрожащей руке.


Был безупречно покорен
Вечер в манишке тугой.
Россыпь гранатовых зёрен
Падала в синий огонь.


Нежностью нот незнакомых
Долго томился, проплыв,
В тайных расселинах дома
Синего танго мотив.


И ни тоски, ни печали
Не пробудилось во мне.
Звёздочка, тихо качаясь,
Таяла в синем окне.
------------------
Из старых стихов. Этюд о прошлой жизни
Эти пляски коробочек белых
Над растерзанной ливнем землёй,
Бригадир из колхозников бедных
Поделился несчастьем со мной.


Безразлично хлопковое царство
К неучтённым семейным делам.
А сынишка давно без лекарства,
Наплывает жестокая мгла.


Безрассуден, горяч я и молод,
Запредельность законов постиг.
- Отпусти, - говорю, - меня в город,
Все лекарства достану я вмиг.


В городской суете был я дома.
Обивая пороги контор,
Снова все доказал аксиомы,
Всюду выдержал яростный спор.


Пронеслись кабинеты и лица,
Промелькнули и скрылись вдали.
Но собою я начал гордиться,
Когда ампулы в сумку легли.


Тяжела драгоценная ноша,
А походка бездумно легка.
- Бригадир, вот пришёл я, хороший,
Будем вместе лелеять сынка.


На меня посмотрел он устало,
Плыли брови – смешная игра –
И сказал:
-Ты лихой доставала!
А сынка схоронили вчера.


Я впервые вгляделся несмело
В безнадёжность страды полевой,
В эти пляски коробочек белых
Над растерзанной ливнем землёй.


Нежен я, и доверчив, и робок,
Как наивный цветок по весне.
И стоял государственный хлопок,
Заменяя все жизни вполне.



Из старых стихов. Этюд о пальмах


А пальмы не плачут,
Бесстрастны под толстою кожей.
Коварство удачи
Их медленных снов не тревожит.


И маревом синим
Отринуто время земное,
И чувства бессильны
В огне беспокойного зноя.


Седое кипенье
Листвы - полудрёмы беспечность.
Ни ласки, ни тени,
Одна неуютная вечность.


На ствол неживой
Нанизали обманную крону.
Со смутной душой
Я под пальмой стою обречённо.


Всё было давно:
И сирени дурман, и прохлада,
Надежды - весной
Да осенний угар листопада.


Всё было, когда
Ты смотрелась в озёрную свежесть,
И тихо вода
Наплывала на нашу небрежность.


На соснах смола,
Словно слёзы – печальные гости.
И посвист крыла
У осины на старом погосте.


А пальмы молчат,
С ними нет по душе разговора.
Неистовый чад
От шашлычниц туманит просторы.



Летний этюд


И опять я купаюсь в лазури,
Словно в водах бесшумной реки.
И скользят облака после бури –
Невесомой мечты челноки.


Так привольно в июльском пространстве
Проплывать над спокойной землёй.
Снова лето в зелёном убранстве,
Снова луг, от росы золотой.


Дремлют в утреннем мареве ёлки,
Улыбается белка в дупле.
Ничего – это всё не надолго.
Хватит нежиться в сонном тепле!


Мы зелёную боль проходили,
Мы надеялись глупо не раз.
Мир не создан для райских идиллий,
Он взорвётся уже через час.
-------------------
Этюд


Синее или зелёное
Будет кружить надо мной.
Лёгкая нежность бездонная
Мир окружает земной.


Выйду в томление улицы,
В долгий разгул суеты.
Нужно ль сердиться иль хмуриться,
Если повсюду цветы?


Если с надеждой повенчаны
Дни, по которым идти,
Если лукавые женщины
Всюду стоят на пути?
----------------
Летний этюд


Ещё один июнь,
Ещё одна любовь,
Скворец свистит мучительно на ветке,
И покраснели веки у соседки,
Когда её случайно вижу вновь.


- Вы плачете?
- Ах, это просто так,
От непонятных мыслей и желаний!
А в мареве, как будто бы в тумане,
Взлетает к небесам любой пустяк.


О, лето!
Пламя медленной зари
Своим пожаром охватило вишни.
Вновь женщины гулять под вечер вышли,
И вышли на прогулку фонари.


Я подойду к вам в синей полутьме
И прошепчу хмельные откровенья,
Скворец поймёт, он прекратит томленье.
А вы?
Признайтесь, что у вас там, на уме.




Красный этюд


А Красное море
Застыло в своей синеве,
И пляжи дрожат
под струящимся ливнем лучей.
Я слышу, как глупые рыбы
Пасутся в траве,
Пасутся, покуда
Добычей не стали ничьей.


Вдруг свист плавников –
Тишина зазвенела струной.
Стремительной хищницей
Злобно пропела стрела.
А Красное море
Окрасилось красной волной,
На камень у берега
Красная пена легла.


Былое поверье
Меня ненароком томит,
Что благостны воды,
В которых цветёт красота.
Там красные рифы
Легки и спокойны на вид
И рыбам бездумным
Пришлась по душе высота.


В своей бесконечной игре
Они к солнцу летят,
И, вниз возвращаясь,
В прохладную нежность плывут.
А Красное море
Баюкает их невпопад,
Взрастило для них
В неумелом разгуле траву.


Вдруг свист плавников –
Тишина зазвенела струной,
Стремительной хищницей
Мир захлестнула война.
По Красному морю
Жестокой дорогой земной
Спешит и куражится зло,
Добираясь до дна.


Я слышу, как глупые рыбы
Притихли в беде,
И всё шелестит
Под невидимым ветром трава.
А право морское,
Как горькое право людей,
Всегда подтверждает,
Что хищная сила права.


Наступит прилив,
И на берег накатится мгла,
И камни омоются
Красной от крови водой.
Привычное море –
Но странно волна тяжела,
К добру не стремится
И мир не пугает бедой.


Когда на земле
Прекратится жестокость войны,
И солнце прольёт
Бесконечного счастья лучи,
Не будет ни красной воды,
Ни безумной вины,
И глупые рыбы
Забудут,
Что радость горчит.
-----------------
Из старых стихов. Этюд с поэтом


Не хотелось дожить бы
До полной разрухи,
Когда всё безнадёжно,
О чём ни спроси.
Но случилось:
Товарищ мой горький - Карпухин
Где-то бродит опять
По бескрайней Руси.


Он в дороге мечтал
Пережить Воскресенье,
Отрешиться от груза
Случайных забот.
Он хотел босиком
По траве, как Есенин –
За плечами котомка стихов.
И - вперёд!


Ни мирской суеты,
Ни волнений бессонных,
Только в дальней судьбе
Колдовской звездопад.
Навсегда он искал
Утешения в клёнах,
Что осенним огнём
Бесшабашно горят.


Но бежала дорога
Не лесом, не полем,
Не омыли ручьи
Лёгкий контур следов.
А житейским обман
Наплывал в своеволье,
И никто бы не спас
От напасти седой.


Он, как всякий поэт,
Прозревал удивлённо
И закатный туман,
И беспечный восход.
Но вокруг презирали
Мечты и законы,
И никто не увлёкся бы
Нежностью нот.


Не хотелось дожить бы
До полной разрухи,
Когда взоры слепы,
Когда звуки глухи.
Где он бродит опять,
Бесприютный Карпухин,
И читает ли молча
Берёзам стихи?


Я иду за ним вдаль
По осенним дорогам,
И догнать бы пора,
Но тревожно идти.
Нет следов,
Что оставили стёртые ноги
На бесцельном пути,
На забытом пути.
-----------------
Жена алкоголика. Этюд
Я гляжу из окна, с высоты,
А внизу – одинокая грядка.
Чья-то женщина нежит цветы,
Отдавая себя без остатка.


Это пик её горьких забот,
Безнадёжного сердце веленье –
Слишком чахло под солнцем растёт
Бледность розы случайною тенью.


В обречённости медленных нот,
Словно детской душе в колыбели,
Эта женщина розе поёт
Про январские злые метели.


Ах, какая безмерная чушь –
Отдавать миражам свою нежность!
А у женщины - пьяница-муж,
И трясёт его тело поспешность.


- Шекель дай! –
Он орёт ей в сердцах,
Истомил его призрак бутылки.
И цветы рассыпаются в прах
Из-за слов, непонятных, но пылких.


Мне не нужно цветов и весны,
Я готов убежать без оглядки
От затурканной мужней жены
С неспасённою розой на грядке.




Этюд

В корзиночке с пирожными
Лежит на самом дне
На искорку похожая
Душа моя в огне.


Ты обожаешь сладости,
Бери скорей их в рот.
А что на дне останется,
Иголочкой кольнёт.


Пусть жизнь – упругость мячика -
Не понимает слёз,
Но брызнет кровь из пальчика,
Наверное, всерьёз.
-----------------
Этюд с женщиной, которая никогда не уйдёт


Взлетаешь в нашу сказку по ступеням,
И вдруг - остолбенела, ключ крутя.
Люби меня без мыслей и сомнений,
Как любит мать печальное дитя.


Я выгляжу наивным и невинным,
Но ты не веришь в этот жалкий хлам,
Ты проникаешь зорко в те глубины,
Где прячутся безумства по углам.


Мне кажется – сейчас ты станешь взрослой,
Ключ выбросишь на свалку и уйдёшь.
Всё будет безнадёжно и непросто,
Поскольку умной жизнью правит ложь.


Плывёт седая мудрость на экране,
Звучат слова, разумные вполне.
А я хотел твоих непониманий
И всепрощений, как в любовном сне.



Маленький грустный этюд


Зачем вы медлите? - так странно
Любить гравюру на стекле.
Когда вы встанете с дивана,
Меня не будет на земле.


Но горько рукава свивая,
Летите вновь в далёкий сон,
Как будто сказка неживая,
Как будто чей-то бледный клон.


Всегда молчите, жизнь сурова,
День неприкаян, зол и пуст.
А мне хотелось просто слова –
Безумия горячих уст.
-------------------
Безвременье. Этюд


У Блока печальное лето
И долгий разгул темноты.
Меня окружали поэты,
Как будто хмельные цветы.


Но длится ненужная старость
Бесцельным огарком свечи.
Уже никого не осталось,
Лишь тускло звенят рифмачи.


Ценители пошлых пародий
Пьют в грязных кафешках вино,
А самый бездарный Володя
Предложит сыграть в домино.



Маленький зимний этюд


Я тихо плакал.
Была зима,
Сугробы бились в окно,
Взвихрилась снежная кутерьма,
И сразу стало темно.


Сквозь тусклый фонарь,
Что дрожал в ночи,
Мне виделся бездны клок.
По небу шёл с огарком свечи
Нетрезвый, но гордый Блок.


Неотвратимо смотрел он вниз,
На белые шапки крыш.
Он крикнул мне сквозь бездну:
- Держись!
Не надо плакать, малыш!


И я поверил.
Душа вольна
Любить или гнать тоску.
Вздохнул я молча,
Выпил вина
И изломал строку.



Вечерний этюд. Абракадабра


Лился в комнату сумрачный свет сквозь окно,
Над комодом плыла темнота.
Две собаки сидели и пили вино,
И точили клыки на кота.


Кот дрожал в стороне, в страхе дыбилась шерсть,
По щеке прокатилась слеза.
Две подруги давно бы могли его съесть,
Но мешали в углу образа.


Это был очень добрый, спасительный знак,
Говоривший о вечной любви.
- Бог поможет! – сказала одна из собак. –
Ты поэтому, Вася, живи.


- Только нам, дорогой, никогда не перечь,
Добредёшь до последних седин.
Кот склонился в поклоне и прыгнул на печь,
Где лежал уже дед Никодим..


- Мяу! – вымолвил дед, он стучал в домино,
Сам с собой и с зелёной тоской.
Две собаки сидели и пили вино,
Утопая в забаве людской.


Снова вечер на землю спустился с небес,
Посветил себе звёздным огнём.
Кто-то в женскую баню безмолвно полез,
Был он с рожками, даже – с хвостом.



Жёлтый этюд
Не протоптаны новые тропы, -
Старый путь догорел и остыл.
И к зелёной, и к синей Европе
Не пробиться из жёлтых пустынь.


Словно льдинка холодного моря,
Растворяюсь я в волнах песка.
И зелёной, и синей зимою
Меня жёлтая душит тоска.


За навеки утраченной далью
Звёздный отблеск – задумчивый взгляд.
И зелёной, и синей печалью
Отозвался мой жёлтый закат.



Две женщины. Тёмно-синий этюд


Обнялись с бедой,
Мы с нею – "За" –
Пошлости бесцельной на потребу.
У еврейки тёмные глаза,
У славянки – синие, как небо.


А вокруг дрожит чужая быль,
Вертолётный гул судьбу полощет.
По степям – невыцветший ковыль,
По холмам – оливковые рощи.


Будем жить,
Как водится, "на ять",
Кто сказал, что наша боль – в тумане?
Женщины, позвольте мне принять
Две души единого желанья.


Сядем молча,
Близится гроза,
Не хватает ни вина, ни хлеба.
У еврейки тёмные глаза,
У славянки – синие, как небо.


Мчится день в неведомую тьму,
Сполохи всё ярче и всё злее.
Дайте, я скорей вас обниму
И в безумной сказке пожалею.

Дорогие читатели!
Подборка стихов подготовлена к печальной дате,30 декабря 2016г.ушёл из жизни , но только не из нашей памяти, благословенный и всеми любимый поэт и прозаик Рафаил Маргулис.



© Copyright: Рафаэль-Мендель, 2020



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.01.2021. ***