***

Ривка Берг: литературный дневник

Булавка для галстука
Рафаил Маргулис

В молодости, да и потом, в достаточно зрелом возрасте, у меня было одно суетное увлечение –
я коллекционировал булавки для галстуков. Постепенно набралось их несколько десятков.
Попадались очень причудливые, иногда даже приходилось гадать, что же они символизируют.
Но, чаще всего, – это были изображения различных животных, птиц или пауков.
Некоторые булавки украшались драгоценными или полудрагоценными камнями.
Приходя с работы, я раскладывал своё богатство и любовался им.


Когда кто-нибудь из знакомых собирался в отпуск за границу, я просил:
- Пожалуйста, привезите для моей коллекции галстучную булавку.
И привозили, доставляя мне немало приятных минут.


Собираясь в гости или на официальный приём, я долго выбирал приемлемую для ситуации вещицу.
Был у меня среди булавок и свой счастливый талисман – серебристая ракета, устремлённая ввысь.
Я прикалывал её к галстуку, когда очень рассчитывал на удачу.


Наступил день, и вдруг мне исполнилось пятьдесят лет.
В газете появилась информация, что я за многолетний труд на благо народа награждён Почётной грамотой
высокой партийной инстанции. Это меня немало удивило.
Ведь я редко шагал в ногу и не единожды удостаивался ярлыков – «оппортунист», «соглашатель» и тому подобных,
бывших тогда в моде у определённой части руководства словечек.
Всё же тот факт, что меня заметили, отметили и наградили, пролилось бальзамом на душу.
Я готов был присоединиться к хору, кричащему «Ура!».


В день моего юбилея примчалась секретарша редактора, весьма заполошная особа,
объяснявшаяся большей частью полуфразами и междометиями.
- Маргусь, – закричала она, – тебя туда!
В переводе на нормальный язык это означало:
- Маргулис, к редактору, срочно!


Редактор был на взводе.
Я понял это по серому лицу, покрытому алыми лихорадочными пятнами.
- У тебя есть парадный костюм? – спросил редактор.
- Приблизительно, – ответил я.
- Что значит – «приблизительно»? – рассвирепел редактор.
- Ну, есть, – устремив глаза в пол, сказал я.
- Тогда живо домой! – заорал редактор. – Одна нога здесь, другая там.
Оденешься, как на самый высокий парад.
- Что случилось? – не удержался я.
- Там, – редактор показал пальцем на потолок, – будут вручать грамоты.
Приехал представитель из Москвы. Ты тоже в списке. Смотри, не подкачай.
- Позвольте спросить, где там – на крыше, на небе?
- Пошёл вон! – рявкнул редактор. – Ох, чует моё сердце!


Дома я достал из шифоньера свой единственный и лучший костюм,
порадовался острым стрелкам на брюках, сдунул пушинки с пиджака.
Одежда меня мало заботила.
Волновал вопрос, какую приколоть булавку на галстук.


Если следовать логике события, то это, конечно же, должна быть ракета, устремлённая ввысь.
Я уже взял её в руки, но тут откуда-то, из дальнего угла, вылез мохнатый чертёнок и зашептал:
- Будь мужчиной! Ты же хочешь приколоть ту булавку, которую тебе вчера привезли из Испании.


Я даже уши заткнул, чтобы не слышать этого предательского шёпота.
Соблазн был велик. Вчера из Испании приехал мой коллега, корреспондент таджикской газеты.
Помня о моём увлечении, он привёз очень странную булавку для галстука.
На ней был изображён Сатир, бегущий за женщиной, может быть, за Дафной или другой мифологической красоткой.
Мне очень хотелось прицепить это чудо.
Но я проследил за редакторским пальцем, устремлённым ввысь, и решил, что «там этого не поймут»
Вздохнув, я взял из коробки пресловутую ракету.


Вручение грамот прошло без сучка и задоринки.
Высокий чин из Москвы всем улыбался, обнажая белоснежные зубы.
Улыбнулся он и мне. Я ощутил его тёплое рукопожатие и подумал: – Боже, как изменились времена!
Раньше, до перестройки, высокие чины не улыбались. И одеты они были намного строже.


Я скользнул взглядом по костюму представителя и обомлел.
На галстуке у него красовалась заколка в виде маленького дракона, изрыгающего пламя.
После официальной части был лёгкий фуршет.


С фужером шампанского я подошёл к представителю:
- Простите, – сказал я, – мне очень понравилась ваша булавка на галстуке.
- Правда? – расцвёл представитель. – А вы что, тоже увлекаетесь?
- Ещё как! – искренне воскликнул я.


Представитель взял меня под руку и повёл в дальний конец зала.
- Вы позволите взглянуть? – просительным голосом произнёс он.
- Буду рад! – ответил я.


Мы договорились о встрече и мило разошлись.
И, пожимая высокую руку, я впервые в полной мере ощутил, что наступило действительно время перемен.
Причём, кардинальных.

Р.Маргулис



© Copyright: Рафаил Маргулис, 2012
Свидетельство о публикации №212110500694



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.09.2022. ***