***

Хома Даймонд Эсквайр: литературный дневник

Ж. Делёз о творчестве Дж. Кассаветиса:


«Величие творчества Кассаветиса заключается в том, что он разрушил историю, интригу, и действие, и даже пространство, а в итоге пришел к позам, как к категориям, вкладывающим время в тело, т. е. мысль в жизнь. Когда Кассаветис утверждает, что не персонажи должны являться из истории или интриги, а история — черпаться из персонажей, он резюмирует требование _кинематографа тела_: персонаж сводится к его собственным телесным позам, и отсюда должен получиться гестус, т. е. "спектакль", театрализация или драматизация, _стоящие_ любой интриги. Фильм "Лица" строится на телесных позах, которые представлены в виде лиц, а лица — в виде гримас, выражаю­щих ожидание, усталость, эйфорию или тоску. К тому же, исходя из поз, принятых у негров или у белых, фильм "Тени" выявил социальный гестус, завязывающийся вокруг поз метиса, оказавшегося в состоянии невозможности сделать выбор, одинокого и на грани обморока. Комолли говорит о кино откровения, единственными ограничениями в котором являются телесные, а единственной логикой — логика сцепления поз: персонажи "формируются жест за жестом и слово за словом по мере продвижения фильма вперед, они сами себя изготавливают, причем прокрутка фильма действует на них как проявитель, так что каждый шаг вперед означает новое развитие их поведения, ибо их собственная длительность до тонкостей совпадает с длительностью фильма". А в последующих фильмах спектакль может проходить через сценарии: последние не столько рассказывают некие истории, сколько разрабатывают и преобразуют телесные позы, как происходит в "Женщине под влиянием" или в "Глории", где брошенный ребенок льнет к телу женщины, которая поначалу пытается его оттолкнуть. В "Реках любви" выведены брат и сестра: первый может ощущать своё "я" лишь в окружении женских тел, а вторая — среди нагроможденного багажа и выводка животных, которых она ему дарит. Как же тут существовать в качестве личности, если _в одиночестве это невозможно_? Как протащить какой-либо предмет сквозь эти связки тел, служащие одновременно и препятствием, и средством? Всякий раз пространство формируется из этих телесных наростов — проституток, багажа и животных, — и все это ради поисков "тока", который прошел бы от одного тела к другому. Но в результате одинокая сестра уйдет в грезы, а брат продолжит галлюцинировать: безнадежная история. Как правило, Кассаветис оставляет от пространства лишь то, что прилегает к телам; он формирует пространство из разрозненных кусков, связываемых между собой лишь гестусом. Так формальное сцепление поз заменяет ассоциацию образов».


(Ж. Делёз, «Кино»)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.10.2016. ***
  • 20.10.2016. ***
  • 17.10.2016. ***
  • 15.10.2016. ***
  • 13.10.2016. ***
  • 12.10.2016. ***
  • 10.10.2016. ***
  • 09.10.2016. ***
  • 02.10.2016. ***
  • 01.10.2016. ***