Если бы я был на месте президента ПутинаАверо-Беспалова Галина: литературный дневник The New Times решил не дожидаться послания президента и с помощью экспертов написать свой вариант послания главы государства. Дорогие граждане! Что делать? Крым. Мы готовы начать с Украиной переговоры об особом статусе Крыма. Вероятно, нам вместе надо подумать о том, чтобы полуострову была предоставлена значительная автономия и статус свободной экономической зоны, открытая граница и с Россией, и с Украиной, закрепленное законом равноправие трех языков — русского, украинского и крымско-татарского. Такой особый статус мог бы быть закреплен на длительный период времени — скажем, на 25 лет, с последующим референдумом (Андрей Мовчан, сопредседатель совета директоров ГК «Третий Рим»). Донбасс. Немедленно вывести из Луганской и Донецкой областей находящиеся там специальные подразделения, вернуть домой «отпускников» (Евгений Чичваркин, предприниматель), разоружить силами Российской Федерации незаконные вооруженные формирования в ДНР и ЛНР и поэтапно передать территории под контроль украинских властей, при соблюдении украинской стороной нескольких условий — в частности, предание Донецкой и Луганской областям статуса экономической автономии (без права принятия своих законов о внешнеэкономической деятельности), закрепление русского языка как регионального, амнистия для всех, кто не совершил либо не был организатором преступлений на территории ДНР–ЛНР (Андрей Мовчан). Внешняя политика и Национальная безопасность. Сегодня Россия с опозданием на 15 лет повернулась к растущим рынкам Азии. Но наша новая внешнеэкономическая ориентация не должна означать отказ России от западного, европейского вектора развития, то есть отказа России, по сути, от самой себя — от того, что она получила от викингов, Византии, Владимира Красное Солнышко и тем более от Пушкина и Толстого — от европейской культуры и идентичности (Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ). Что мы можем предложить? Первое. Укрепление мер доверия и снижение военной активности в Балтийском регионе. А именно: внедрение системы уведомлений о полетах военных самолетов (как известно, в НАТО оперируют цифрой в 400 перехваченных наших самолетов в 2014 году, но мы-то знаем подлинную цифру) и перемещениях кораблей Балтийского флота. Кроме того, в рамках укрепления мер доверия можно осуществить односторонние ограничения на численность наших войск в Калининградской области и заявить о неразмещении там ракетных комплексов «Искандер». Своевременной была бы и такая инициатива, как приглашение на регулярной основе иностранных наблюдателей на учения Псковской дивизии ВДВ. Армия. Реформа российской армии остановилась на полпути. Мы так и не смогли полностью перейти к службе по контракту, в этом году у нас должно быть призвано 304 тыс. солдат-срочников, что составляет около трети от общей численности вооруженных сил. Убежден: нам нужна мобильная современная армия экстерриториального типа, и она должна быть полностью профессиональной. Финансово-экономическая политика. Мы стоим перед серьезной развилкой. Выше я уже говорил, что экономические результаты по итогам 2014 года весьма далеки от оптимизма. И тому, помимо санкций и конъюнктуры цен, есть фундаментальные причины. Мы можем довольствоваться малым — смириться с тем, что реальные доходы населения в лучшем случае будут топтаться на нынешнем уровне, рост пенсий постепенно начнет отставать от инфляции, медицина и здравоохранение все меньше будут отвечать современным требованиям. Наша страна будет скатываться к жизненному уровню «третьего мира», сохраняя свое значение в мире за счет военного потенциала. Если нас не устраивает эта перспектива, существует другой путь. Он намного более труден, но позволит не только выйти из застоя, но со временем и войти в число развитых стран. Бизнес я приглашаю платить все налоги и вкладывать деньги в российскую экономику. Со своей стороны обещаю, что с каждым годом будет снижаться бремя избыточного регулирования, которое сегодня балластом висит на каждой компании. Мы никогда не сделаем ведение бизнеса столь же легким и удобным, как в Гонконге или Сингапуре, — это никому не по силам. Но через 10 лет мы можем достичь условий как в ОАЭ или Таиланде. Граждан призываю смелее брать свое будущее в собственные руки. Получайте перспективные профессии — а правительство обеспечит спрос на современных специалистов, которые смогут получать достойную зарплату. Это потребует притока инвестиций и передовых иностранных технологий, развития конкуренции и увеличения открытости экономики. Конечно, мы снимем опасения инвесторов — я твердо гарантирую абсолютную безопасность прав собственности в нашей стране. Считаю, что Фонд национального благосостояния должен быть неприкосновенным запасом — на случай настоящих бурь на мировых рынках. Это более правильное применение ФНБ, чем поддержка неэффективных и неповоротливых промышленных монстров. Впредь и государственные, и негосударственные компании должны полагаться не на государство, а на себя, правительство же будет просто обеспечивать всем равно благоприятные условия, без предпочтений и привилегий (Евсей Гурвич). Я также считаю целесообразным закрепить на срок не менее 10 лет нулевую ставку налога на все формы прироста капитала, инвестированного в России, равно как и на дивиденды. Одновременно — ввести 20% налог на прирост капитала, инвестированного за пределами нашей страны. Я предлагаю законодательно запретить арест как меру досудебного пресечения по любым преступлениям хозяйственного характера (Андрей Мовчан). Раздаются голоса, призывающие финансовые власти страны ввести ограничения на свободное перемещение капитала, запретить доллар и евро, превратить страну в осажденную крепость. Хочу их от этого предостеречь: отказ от рыночного курсообразования в пользу административного регулирования, реставрация старых моделей валютных ограничений и создание новых обременений отбросят страну на годы назад. А вот работу по наращиванию расчетов в рублях с контрагентами в ближнем и дальнем зарубежье надо всячески стимулировать. Правительству надо более активно поддерживать экспортный потенциал в тех отраслях — не сырьевых, но производящих продукцию высокой степени обработки, которая способна вступить в конкурентную борьбу на мировых рынках (Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации). Приватизация. Мы должны в течение разумного времени избавить государство от несвойственной ему функции акционера банков и компаний. Провести реальную (то есть без участия госкомпаний) приватизацию группы ВТБ; выделить промышленные и финансовые активы группы ВЭБ в отдельный инвестиционный фонд со сроком жизни не более 10 лет (Андрей Мовчан). Постепенно начать готовить приватизацию государственных нефтяных компаний, а также Газпрома, РЖД, «Аэрофлота», госкорпораций. Опыт последних лет показал: государство — неэффективный собственник, чиновники госкомпаний не мотивированы на увеличение прибыли, их зарплаты никак не зависят от того, растут ли в цене акции их компаний или падают. Недавний пример: чистая прибыль группы ВТБ по итогам трех кварталов упала в 8,6 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, банк ВТБ просит правительство о помощи на сумму 250 млрд руб., а зарплата руководителя ВТБ Андрея Костина — $37 млн в год, или почти 5 млн рублей в день! Я тут прикинул суммарную стоимость топ-менеджеров крупнейших госкомпаний и банков — больше $200 млн в год! А мне говорят, что у Минздрава нет денег на продолжение госпрограммы по борьбе с онкологией! Ничего важнее человеческого капитала нет, и в условиях бюджетного дефицита и остановки роста экономики мы прежде всего должны позаботиться о том, как поддерживать здравоохранение, образование, культуру (Евгений Гонтмахер, Институт современного развития). Коррупция. И тут самое время сказать о болезни, которой поражены все органы управления государства и все ветви власти. Это — коррупция. По данным Transparency International, Россия по коррупции занимает 137-е место в мире, находится в одном ряду с Нигерией, Венесуэлой и Бенином, входит в список самых коррумпированных стран мира. Трудно говорить о какой-либо государственной политике в какой-либо сфере нашей жизни, если ресурсы просто разворовываются: будь то гуманитарная помощь, идущая из России жителям Донбасса, — чуть ли не половина разворовывается еще на территории России! — или лекарства, предназначенные для лечения онкобольных. Свежий пример — в Ярославле при попустительстве, если не покровительстве, вице-мэра по здравоохранению фирмы его родственников поставляли на рынок за счет государственных закупок лекарство для больных раком молочной железы и раком желудка по завышенным расценкам. Звучит как издевательство, но это факт: на местах за реализацию антикоррупционных программ отвечают губернаторы, которые нередко сами замешаны в крайне неблаговидных делах (Борис Немцов, депутат Ярославской областной думы). Региональная политика. Наряду с экономическим кризисом, Россия столкнулась и с кризисом бюджетов регионов. Дефицит их бюджетов вырос в 3 раза. Стремясь выполнить майские (2012 г.) указы президента, регионы накопили долг в 2 трлн руб., что составляет треть от собственных доходов регионов. Надо признать: региональная политика — одна из ключевых проблем государственного строительства России. Жесткая вертикаль власти и сверхцентрализация системы управления не способны стимулировать развитие краев и областей. Система выделения регионам федеральных трансфертов должна быть более прозрачной. Сейчас только 25–30% этих перечислений распределяются по формуле, учитывающей уровень развития региона. В будущем году поддержка региональных бюджетов из центра сократится на 13%. Самая сложная финансовая ситуация сейчас сложилась в Смоленской, Калужской, Воронежской и Ярославской областях — там дефицит бюджета к доходам достигает 19-21%. Многочисленные программы развития регионов остаются на бумаге, стимулирующие механизмы (особые зоны и др.) не дают заметного результата, они не способны преодолеть барьер плохого инвестиционного климата. Государство достигло предела в подчинении местного самоуправления вертикали власти. Вертикаль, пробитая до местного уровня, омертвляет общество (Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ). Национальная политика. К сожалению, ситуация в гуманитарной сфере тоже совершенно не радует. Патриотическая волна, которая охватила сейчас население страны, сопровождается высоким уровнем ксенофобии и агрессии по отношению к любым другим. По оценкам социологов «Левада-Центра», уровень ксенофобии ныне самый высокий за последние 25 лет, причем по всем направлениям: против Запада, против внутренних врагов, против мигрантов. Межэтнические проблемы, существовавшие в стране в последние годы, никуда не делись. Причем речь отнюдь не только о русском национализме. Исследования этноцентризма Институтом социологии РАН показывают, что у представителей так называемых «титульных» национальностей в республиках, входящих в состав России, уровень этноцентризма был и остается более высоким, чем у русских. Так этническая консолидация играет ключевую роль в республиках Северного Кавказа, в Якутии, в Татарстане, Калмыкии. Там идея «русского мира», ставшая теперь столь популярной, работает как красная тряпка. Ведь если можно консолидировать «русский мир», то почему нельзя консолидировать «исламский» или «тюркский»? Последствия этого могут быть самыми трагическими. Поэтому сегодня стране просто необходим уход от «этнического национализма» и «этноцентризма» к идее гражданской нации. (Эмиль Паин, профессор НИУ ВШЭ). Телевидение. В связи с этим — два слова о государственных каналах телевидения. Необходимо прекратить эту безумную пропагандистскую кампанию, которая заменила собой новости, аналитику, дискуссию и запустила в публичный дискурс людей, допускающих расистские высказывания: раньше они были маргиналами, а теперь чуть ли не стали мейнстримом. Стоит также напомнить, что воевать за ДНР–ЛНР поехало немало радикальных националистов, которых сегодня поднимают на щит госканалы. Но рано или поздно они решат вернуться в Россию: это несколько тысяч человек с боевым опытом и зачастую весьма жесткими взглядами. Их возвращение может привести к взрыву насилия в российских городах (Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «СОВА»). Культура. В последние недели средства массовой информации уделяют и много внимания конфликту министра культуры Владимира Мединского с известным режиссером-документалистом Виталием Манским. И тут — та же проблема, что и в других сферах нашей жизни. Государство берет на себя несвойственные ему функции, пытается регулировать то, что регулировать не должно. В данном случае — влиять на то, что художники должны снимать, ставить, писать, в конечном итоге — думать. Все это мы уже проходили. Кроме мифологии войны и космоса, никакой другой мифологии у нас так и не появилось. Мы закрылись от мира, а мир закрывается от нас. Вместо того, чтобы пытаться контролировать все и вся, надо облегчить доступ людей, особенно молодых, к современной мировой культуре (Алексей Герман, кинорежиссер). Функция государства — заботиться о сохранении культурного наследия. В остальном — государство должно стимулировать меценатство, с тем чтобы предпринимателям было не только почетно, но и выгодно поддерживать проекты в сфере культуры. Нам всем стоит уяснить: культура создается частными людьми. Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей — все эти коллекции создавались частными людьми. Поэтому культура тоже должна развиваться частными людьми, частными институциями (Марат Гельман, галерист). Что дальше? Мне осталось сказать вам самое важное. Я ухожу. Улетаю на Луну заниматься колонизацией и озеленением. А вы уж тут как-нибудь разбирайтесь со всем тем, о чем я вам только что рассказал. И — да, берегите Россию (Евгений Чичваркин). Материал подготовили: Евгения Альбац, Кирилл Михайлов, Андрей Жвирблис, Борис Юнанов, Дмитрий Ребров podpiska.newtimes.ru/ © Copyright: Наталья Иванова 2, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|