***

Олег Герц: литературный дневник

Право на будущее
Иванов Олег
То, о чем я собираюсь рассказать призошло очень давно. Я уже не помню сколько лет прошло с тех пор, но знаю, что никогда не забуду эту встречу.


Вечером в баре дешевой гостиницы я сидел, наслаждаясь покоем провинциального городка, численность жителей которого едва превышала пару тысяч человек. Я неспешно пил пиво, курил и думал, что мне повезло в этой жизни. Я много видел, много знаю, у меня есть семья, друзья, хорошая, престижная работа. Да, я чувствовал себя счатсливым человеком.
Медленный, размеренный ход моих мыслей прервался, когда ко мне за столик подсел неприметный с виду человек, мужчина, лет пятидесяти, одетый в серую старую куртку, потертые джинсы и давно выцветшую рубашку. Он подсел молча, ничего не спросив, но в молчании его было столько учтивости, что возражать против такой компании было бы просто невежливо с моей стороны.
Я начал его изучать, смотрел на уже седые виски, большие и грустные, влажные глаза. Его короткие волоосы уже давно не знали рассчески, и бритва не касалась этого лица минимум пару недель.
Вот он, образец современного провинциала, человека из глубинки, далекого от большой жизни, от бесконечных потоков инфорации, проникающих в разум жителей больших городов.
Мужчина заказал себе пива, и стал смотреть в потолок. Долго он сидел вот так, запрокинув голову, казалось, даже не замечая меня.
Мне был интересен этот человек, по-деревенски простой и, в тоже время, обладающий неким аристократическим духом, вселяющим окружающим его людям чувство покоя и зрелой уверенности в том, что мир вокруг действительно стабилен, и ничто не может пошатнуть эту идеальную, рукотворную конструкцию, создававшуюсяя веками и тысячелетиями.
В конце концов, я первым решился заговорить с ним. Выпитое пиво предавало мне смелости, и я надеялся, что вскоре он станет таким же общительным, как и я, и расскажет мне об истинной жизни этого тихого, маленького городка.
- Вы местный? – спросил я.
Он медленно перевел взгляд на меня и несколько высокомерно посмотрел мне в глаза, как бы проверяя достоин ли я чести говорить с ним. Помолчав еще минуту, он все-таки ответил мне твердым и довольно красивым голосом:
- Нет. Я не из этого города, как впрочем и вы.
- Да, я здесь вообще проездом, автобус уезжает только утром. Вот сижу, пью пиво и наслаждаюсь покоем. Замечательный городок.
- Если быть честным, то этот город ничуть не отличается от еще сотни таких же. Здесь живут простые люди, имеющие своим стремлением только плотный ужин и веселые выходные. Молодежь здесь вечерами собирается в подъездах, подростки напиваются, орут нечто, называемое песнями, потом разводят друг друга по домам, что бы утром обсудить, как весело было предыдущим вечером, - начал он.
- Не совсем с вами согласен. Вы не живете здесь и не имеете права осуждать уклад жизни этих людей.
- А я и не осуждаю, я говорю, как есть. Говорю то, что вижу и пытаюсь помочь вам, посмотреть на этот город открытыми глазами, посмотреть на него размумом, а не сердцем. Оглянитесь, посмотрите на пол, на улицу, посмотрите на официантку. Что вы видите? – я заметил искорку интереса, промелькнувшую в его взгляде и решил сыграть в ту игру, которую предлагает мне он, - Посмотрите внимательно, честно, не спешите. И скажите мне что именно вы видите?
- Пол, улица и официантка?
Вместо ответа мой собеседник просто кивнул головой, закурил сигарету и внимательно посмотрел на меня.
- Начну с пола. Пол уже грязный, видимо его не мыли уже несколько часов, люди несут сюда слякоть с улицы. Кафель довоьно дорогой для этого места, дорогой и крепкий, его просто так не расколоть, он может прослужить еще лет двадцать или тридцать. Но в целом пол соответствует настроению и духу сегодняшнего дня и этого дождливого вечера. Улица? Сейчас сложно сказать что-либо определенное, уже темно, но свет фонаря освещает милую березу, чистое и здоровое растение. Сейчас на улице свжий воздух и… тишина. Вот человек, мужчина в плаще возвращается домой со смены. Улица живет своей жизнью, размеренной и неторопливой, жизнью, в котрой вряд ли что-то изменится в билжайшее время. А официантка – просто молодя девушка, у нее красивые глаза, я сразу заметил это, красивые и честные, подстать этому месту. Вот пожалуй и все. Вы видите нечто большее?
Мужчина улыбнулся. Молча затушил сигарету.
- Я вижу грязный, как вы правильно заметили, пол. Его не моют вообще, это просто не нужно. Завтра гразь превратится в пыль и пол будет казаться более чистым, чем он есть на самом деле. Люди с улицы несут грязь, люди из гостиницы забирают эту грязь с собой. Вот такое самоочищение, циркуляция грязи. А кафель обычный, когда его покупали никто не думал о том, сколько он прослужит, здесь не принято думать о будущем, его купили и все. Если его цвет надоест хозяину заведения, он постелит ковровые дорожки, а потом, когда надоест и это, снова оголит кафель. Так проще. На улице действительно темно и береза действительно хороша в свете ночного фонаря, но я не удивлюсь если ее ствол уже изрезан ножами метсных подонков. Такие деревья не остаются нетронутыми. Человек, возвращающийся с работы, - он расммеялся, - вы пошутили?! Отуда здесь работа? Да еще и вечерняя смена? Это местный алкоголик пошел купить сурогат, чтобы напиться и заснуть мертвым снов до утра. У него денег на большее не хватит, иначе он зашел бы сюда. Заметте, здесь довольно высокие цены. Это не дает возможности всяким отбросам проводить время в этом баре. А девушка мне кажется единственным светлым пятном в мрачной и серой жизни городка. Она еще не испорчена, едва закончив школу, устроилась на работу сюда, денег на дальнейшее обучение нет, уехать в большой город тоже нет возможности, пока она еще мечтает о лучшей жизни, но что будет завтра? А завтра слесарь из соседней квартиры позовет ее замуж, она будет плакать, но даст свое согласие, потому что поймет, что шансов выбиться влюди у нее крайне мало. Знаете, я бы забрал ее с собой, показал ей другой мир, мир полный жизни и настоящей радости, если бы я не считал, что каждый человек должен сам строить свою судьбу, так как это надо ему. И если ей все-таки удастьтся победить этот никчемный мир, то она может стать виликим человеком, сильным и умным, беспристрасным и добрым. Тогда ей покоряться любые вершины.
Мне стало немного грустно, этот человек видит больше, чем вижу я, и в чем-то он прав. Я не хочу заглядывать в глубь вещей, е хочу искать сути, мне удобно видет только то, что делает проще мою жизнь, то, что приносит мне только счастье и удовольствие.
- Вы пессимист, однако я уважаю ваше мнение, - сказал я, чтобы закончить этот разговор. Мне больше нечего было сказть.
- Нет, я просто хочу видеть, чувстовать каждую деталь нашего мира, прникаться каждым мгновением жизни, любить ее во всех проявлениях и если бы не столько грязи мерзости вокруг нас, я давно смог бы это сделать. Я ищу смысл всего происходящего, его целесообразность и очень радуюсь когда нахожу его. Ну а с такими вот городками и поселками, с их укладом, моральныйм и материальным, даже не стоит бороться. Интересно просто наблюдать за его вырождением. Здесь нет будущего. Будущее приходит только туда, где его действительно заслужили. Ладно, извините, что помешал вам.
Он встал из-за стола, расплатился, пожал на прощание мою руку. Я посмотрел в окно и увидел его, бытсрым и уверенным шагом уходящего в ночную даль. Фонарь больше не мог осветить мне его, улица снова стала пустынной.
Я допил пивои поднялся в свой номер.
Не спалось. Я смотрел в потолок, пытаясь понять, почему жизнь не может быть справедлива ко всем. Почему у кого-то изначально шансов добиться чего-то гораздо больше чем у других, хотя он был прав, человек сам должен делать себя, должен доказать, что он имеет право на счатье, а этот обыкновенный городок пусть остается со своей участью одни на один. И если люди, живущие здесь, смогут превзойти самих себя, то я только буду этому рад, если же нет, то мне даже не будет их жалко…


Я сидел в автобусе и смотрел сквозь запыленные окна как грязная от ночного дождя улица остается наедине сама с собой. Чтож когда-нибудь я вернусь сюда, вернусь просто так, чтобы посмотреть измениться ли здесь что-то или все останется как прежде, как и сейчас.
Вот уже не видно жилых зданий и только высокие трубы единственной в городке котельной говорили о том, что позади нашего автобуса, несущего меня домой, есть что-то называемое жизнью, вернее претендующее на это гордое название.
Я вздохнул, сжал руку, сидящей рядом со мной девушки, которая еще ночью играла роль официантки, а утром согласившейся уехать со мной в большой город после того, как я пересказал ей слова моего нового знакомого, имя которого я так и не узнал. Да каждый должен строить свою судьбу своими руками, но что плохого в том, что я немногу ей помогу…


29.01.07-30.01.07



© Copyright: Иванов Олег, 2008
Свидетельство о публикации №208022500187



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.05.2024. ***