Об учебниках истории

Геннадий Гасилов: литературный дневник

История будит в людях манию величия, комплексы неполноценности и реванша. История всегда была в обществе ареной идеологического противостояния. Любой учебник истории есть не просто лукавство, а лукавство, можно сказать, "в кубе".


В первый раз автор учебника может слукавить, когда отбирает для включения в свой учебник из всего множества исторических личностей, событий, явлений и фактов только нужные ему.


Во второй раз автор может слукавить, при освещении деятельности каждой исторической личности, при описании каждого исторического события, явления и факта, включаемых в учебник.


В третий раз автор может слукавить при соединении описаний выбранных им исторических личностей, событий, явлений и фактов в единое, законченное и якобы не идеологизированное повествование.


Каким бы независимым и непредвзятым ни был автор, ему просто не по силам избежать "искажения" истории в своём учебнике.


Если же автор учебника истории — профессиональный пропагандист, хорошо владеющий искусством лукавства, то из под его пера всегда выходит учебник истории, нужной идеологической направленности. Но, именно пропагандисты часто по заданию властей и сочиняют учебники истории, выходящие массовыми тиражами.


Вот почему французский историк Поль Валери (1871-1945) говорил: "История — это самый ядовитый продукт человеческого интеллекта".



Другие статьи в литературном дневнике: