Быть или менять?

Игорь Клюев 2: литературный дневник

Много лет думаю над вопросом - должны ли мы активно менять мир, или все усилия спасению души? Стараться что-то улучшить на расстоянии вытянутой руки, в обществе, в стране или всё внимание очищению сердца?


В своей работе стараюсь по мере сил способствовать позитивным изменениям в компаниях клиентов.


В общественной жизни вижу подъём волонтёрства. Многие люди хотят сделать что-то полезное для других, для общества. Особенно молодёжь. В отличие от девяностых многие молодые люди занимаются спортом, не курят, не выпивают лишнего. Это радует. В этом есть надежда. Многие люди разных возрастов участвуют в благотворительности. Есть настоящие подвижники - например, Катя Берман - фонд "Детские сердца". Её команда спасла тысячи деток. Есть всю душу отдающие детям из детских домов. Например, Николай Щербаков из Красноярска. Много "несвятых святых" вокруг.


Есть социальные инженеры - прогрессоры. Например, Сергей Картаев, лидер проекта "Инновационные закупки". Уже несколько лет его команда пробивает пути для отечественного инновационного малого и среднего бизнеса. Цель - прозрачный и эффективный механизм участия инноваторов в закупках госкорпораций.


Есть у меня притяжение к государственным задачам развития промышленности, территорий страны. Но пока не вижу государственников. Не слышу их реального, а не декларативного призыва встать в строй для развития страны. Возможно, зашевелится отечественный ВПК по задаче диверсификации производства - может и пригожусь.


Понимаю, что возможности внешних изменений сильно ограничены. В этом осознании на меня повлиял Евгений Водолазкин своими романами. Особенно "Авиатор" заставил задуматься о последствиях попыток что-то менять в устройстве государства и общества - ломается жизнь и становится хуже. А почему? Не может страстный человек устроить хорошую жизнь. Даже если внешние декорации сменятся - пороки останутся.


Читаю антиутопию "Спящий просыпается" Герберта Уэлса. Наивны представления о технике будущего. Но, автор романа 1899 года издания довольно точно предвосхитил раскрепощение нравов и всё тот же разрыв между "верхами" и "низами". В греховной природе человека заставить других работать на себя. Видели, что и в советские годы никуда не делась верхушка - превратилась в номенклатуру приватизировавшую страну. И за что умирали миллионы?..


Николай Сомин, наш современник, в сборнике статей о православном социализме призывает создавать христианские общины. Как духовное и хозяйственное сообщество. В качестве идейных оснований - имущественная этика Иоанна Златоуста. Он в своих проповедях в Константинополе приводил в пример Иерусалимскую общину с их общностью всего имущества. По Златоусту - богатство - грех. Оно "растаскивает людей по углам". Чтобы спасать душу - нужно отказаться от "твоего" и "моего". И, конечно же, только на основе братской любви друг к другу и к Богу это будет помогать христианам, объединившимся в общину.


Вот с этим-то и вопрос! Общины даже сейчас есть. Например, социалистическая община Сергея Кургиняна в селе Александровское. Только цели там не христианские -коммунистические. При этом коммунисты ХХI века - участники "Сути времени" не воинствующие атеисты. Есть среди них и верующие. Вопрос в целях людей, приходящих в общину. И в степени свободы от страстей. Если мы говорим о христианских общинах. А как же церковь посмотрит на такие общины? Судя по тому, что на некоторых службах слышу чтение текстов о "священном праве собственности", не по Златоусту сейчас повестка...


В общем, идея христианского социализма кажется пока далёкой утопией.


Да и современность такова, что России сейчас не столько христианские общины актуальны - дело будущего, надеюсь - сколько строительство новых заводов. Развитие промышленности. Нам бы неолибералов-монетаристов сначала победить.


Очень нам сейчас нужны промышленники-патриоты. Да хорошо бы ещё и верующие при этом. Да если ещё, как на питерском тракторном заводе, высокую зарплату платить будут и о справедливости помнить - то будет шанс устоять в конкуренции с Западом. И Китаем.


Устоим. С Божьей помощью защитим Русский мир - тогда и о христианских общинах можно подумать.


А пока - работать и работать над очищением сердца. Не спешить что-то менять.
Прежде всего быть христианином - любить, молиться и трудиться.


И тогда, возможно, придут и перемены к лучшему благодаря общему труду и с Божьей помощью.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.01.2018. Быть или менять?