По Ночным дорогам Гайто Газданова

Игорь Клюев 2: литературный дневник

«По мере того как проходило время, мне нужно было делать над собой все большее и большее усилие, чтобы заметить, хотя бы на минуту «красоту ночного сочетания светящихся линий, или ровной перспективы бульвара, или, наконец, темно-зеленые, резко освещающиеся автомобильными фарами и мгновенно пропадающие во тьме ветви и листья Булонского леса, на повороте черной аллеи. Париж медленно увядал в моих глазах «это было похоже на то, как если бы я начал постепенно слепнуть и количество вещей, которые я видел, стало бы мало-помалу сокращаться, - вплоть до той минуты, когда наступила бы полная мгла. Это ослепление, однако, внезапно исчезало в мои свободные дни, когда я не работал и ходил «пешком по Парижу; тогда он казался мне другим, и те же повороты улиц и скошенные углы домов, которые я знал наизусть, представали предо мной в ином виде, в котором была непривычная каменная прелесть. Даже тогда, когда я сам брал такси и сидел внутри автомобиля, а не за рулем, все представлялось «мне другим, и я долго не мог привыкнуть к мысли, что тот или иной аспект Парижа зависит, в конце концов, от таких незначительных изменений и что весь этот городской мир преображается от того, что произошли какие-то незначительные перемещения, не превышающие полутора метров в «длину или нескольких сантиметров в вышину.
Эта мысль влекла за собой ее логическое и бесспорное продолжение: существование гигантского количества людей и невероятный факт, что вся эта искусственная и несправедливая система угнетения, рабства и нищеты, эти рикши «, эти труженики на рисовых плантациях, шахтеры на ртутных и серных копях, миллионы рабов и десятки миллионов рабочих, - могла продолжаться сравнительно спокойно много лет, и громадные фабрики и роскошные кварталы городов не взлетали в воздух, - весь этот хрупкий и случайный, «но, в своем случайном равновесии, постоянный порядок был тоже основан, в конце концов, на бессознательном использовании все того же закона бесконечных изменений в размерах нескольких сантиметров пространства, определяющих всю жизнь огромных человеческих масс»


Гайто Газданов - 1903-1971
Участник Гражданской
Учась в Сорбонне после исхода из Крыма - 30 октября - 12 ноября 1920, Севастополь - работал ночным таксистом


В 23 года написал шедевр - «Вечер у Клэр». После его публикации русская эмиграция гадала - Газданов или Набоков станут новой Звездой?


Автору Лолиты повезло больше. Но мне ближе Газданов


Оба блестящие стилисты


Но как сказал Евгений Водолазкин (автор «Лаара») о Набокове - нельзя же бесконечно есть эклеры?


Набоков пижонистый мастер. А Гайто - такой родной, близкий, русский осетин


Читая этот фрагмент «Ночных дорог» словно вижу как сидит в мягком кресле вовремя укравший (простите - приватизировавший) заводы, построенные нашими дедами - и через губу общается с сотней тысяч потомков строителей заводов. И один в шоколаде, а остальные - в нескольких метрах от него.


Не могу и не хочу принимать настолько несправедливый мир


Знать бы точку опоры… чтобы собирать рычаг.



Другие статьи в литературном дневнике: