Симона Вейль

Ията Мбыл: литературный дневник

Илиада, или Поэма о силе
/пер. с фр. Кэтрин Темерсон и Александра Суконика. В Новом Мире


https://imwerden.de/pdf/novy_mir_1990_06__ocr.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=NnZvYt2GNZU&ab_channel=StasP


в переводе Петра Епифанова
https://www.youtube.com/watch?v=r3YKWreV0hM&ab_channel=StasP



"Истинный герой истинная тема «Илиады», центральная тема ее есть Сила. Та Сила, которою пользуется, распоряжается человек, та Сила, которая подчиняет себе человека, та Сила, перед которой плоть человека сжимается и цепенеет. Человеческая душа является в «Илиаде» подверженной деформациям под воздействием Силы, беспомощно влекомой и ослепленной, согбенной под гнетом той самой Силы, которою человек надеялся располагать по своей воле. Тот, кто думает, что прогресс и цивилизация укротили Силу, оставили ее в варварском прошлом, может находить в
поэме Гомера документальное свидетельство об этом далеком прошлом. Но тот, кто
умеет различить голос Силы сквозь века и прозревать ее сегодня, как и прежде, в
центре всей истории человечества, находит в «Илиаде» ее самое совершенное, самое
чистое отображение.
Сила есть некий феномен который превращает в предмет, в «вещь» каждого, кто
оказывается в поле ее действия Того же кто попадает под прямой удар, она превращает в вещь буквально: был человек остался труп. Был некто, и вот спустя мгновение нет никого. И «Илиада» не устает рисовать эту картину —- герой превратился в вещь, которую волочит в пыли колесница:


Прах от влекомого вьется столпом; по земле, растрепавшись,
Черные кудри крутятся; глава Приамида по праху
Бьется, прекрасная прежде; а ныне врагам Олимпиец
Дал опозорить ее на родимой земле илионской!


Нам дано вкусить горечь этой сцены в полной мере. Никаких утешительных выдумок, никакого бессмертия, никакого пошлого ореола, будь то родина или слава.


Тихо душа, из уст излетевши, нисходит к Аиду,
Плачась на долю свою, оставляя и младость и крепость.


Еще горестнее — так скорбен этот контраст — вдруг вспыхивающее и тут же
гаснущее воспоминание об ином мире, о том далеком и непрочном мире, где царят
семья и покой, где человек для своих близких есть самое дорогое:


Прежде ж дала повеленье прислужницам пышноволосым
Огнь развести под великим треногом, да будет готова
Гектору теплая ванна, как с боя он в дом возвратится,
Бедная! дум не имела, что Гектор далеко от дома*
Пал под рукой Ахиллеса, смирён светлоокой Афиной.


Действительно, он был куда как далеко от теплых ванн, несчастный. И не он
один. Вся почти «Илиада» совершается вдалеке от теплых ванн. Вся почти жизнь человеческая всегда проходила вдали от теплых ванн. Сила, которая убивает,— лишь примитивная, грубая форма силы. Насколько же более разнообразна в своих выдумках, насколько более остроумна в своих эффектах та, иная, которая не убивает — еще не убивает. О, она несомненно должна убить. Или, вероятно, может убить. Или нависает над головой того, кого в любой момент способна убить. Но во всех этих случаях она превращает человека в камень..."



Другие статьи в литературном дневнике: