***

Ольга Барсова: литературный дневник

Нам, русским, живущим на своей родной земле кажется, что и просить мы не должны большего. Что же ещё надо? Земля своя, родная. Живи… Она прокормит. Но это не так…
Когда-то давно, более ста лет назад бедняк Мойше Сегал попросит у своей подруги Тоубы Брахман, нет, не денег вовсе. А просто попозировать. Впрочем, может быть и денег… Неизвестно. В автобиографическом романе об этом не сказано ни слова. Но попросит так, что она выполнит его просьбу, да ещё и другим расскажет: «Давайте, поможем…» И помощь придёт. Мойше прекрасно понимал, осознавал то, что он, бедный сын бедняка никогда не выйдет из нужды, если ему не помогут. Откликнулись… Думал ли он тогда, что к нему придёт со временем мировая слава? Вряд ли. Ведь слава – это судьба. Видимо, судьба его была стать мировой знаменитостью. И женщина, которая первая протянула руку, – носила имя Тоуба. И Мойше запомнил тот поступок. Может быть, и не один. И никогда не забывал ни саму Тоубу, ни Витебск, – город, где провёл свои лучшие годы детства и юности. Где впервые встретился с Тоубой…
Вот именно на таких примерах выстраиваются лучшие отношения между людьми…
Но их немного…
Мне иногда приходит в голову, что всё, что происходит на земле – один какой-то непрекращающийся летаргический сон. В который когда-то впали земляне. По ошибке. И всё никак не могут очнуться.
… И может быть, когда-нибудь кому-нибудь из молящихся во время ежегодных стояний на берегу Рыбинского рукотворного моря придёт-таки видение-прозрение о том, как жила бы земля русская, если бы её всё-таки не затопили.
… И может быть начнётся после того истинное возрождение, которого все почти устали уже ждать.
Иногда, мне кажется, что я слышу, как идёт бог, волоча крест по земле.
И звуки его обрывочного дыхания, само волочение видится зримо, будто он совсем рядом.
А может быть это и есть то самое важное ощущение причастности, для которого человек призван на эту Землю?
Кто знает?



Другие статьи в литературном дневнике: