Что есть свобода?

Ольга Барсова: литературный дневник

Самое страшное, что только может быть в этой жизни - потеря свободы.
Отсюда вытекает естественный вопрос: что есть - свобода?
Чтобы ответить на него, следует первоначально иметь представление о том, что такое общество, в котором пребывает каждый отдельный индивидуум. Общество - есть совокупность людей, которые могут быть, как объединены какими-то коллективными обязательствами, так и могут быть не объединены. Многое в этом случае зависит от поставленных заранее задач и усилий для их претворения. Между тем следует упомянуть и о не менее важном контенте, который возникает исподволь, желает того само общество или нет. Существует особая крайность - враждебно настроенные друг к другу лица, которые собственно и представляют опасность, так как от них можно ожидать нападения, насилия или даже смерти. В данном случае речи о свободе, конечно, не идёт. Ведь человек в этом случае озабочен поиском освобождения от своих тягостных дум, но не может найти выхода, впадая либо в депрессию, либо в агрессивное состояние, перемежаемое разного рода эксцессами, которые либо с ним происходят, либо он сам становится их участником. К сожалению, таковы люди в большинстве своём! Они вечно озабочены, вечно суетны и всегда заняты поиском того, что в конечном итоге оказывается ненужным: поиском того, как себя занять…
Свобода же не есть личностное единение, она как раз охватывает, как самого человека, жаждущего самовыражения, так и тех, кто рядом. В лучшем случае - человеку удаётся сублимировать свои желания в творчестве, в худшем - нет, что порождает риск душевной болезни или пессимистический уход в себя, именуемый во врачебной практике аутизмом.
Свобода также невозможна в том понимании, которое почерпнуто из сказок или художественных произведений. То есть ложная свобода, которая тут же разбивается о правду жизни, куда более жёсткую и естественную, не предполагающую компромиссов и игры.
Как только человек, путём проб и ошибок, понимает, что свободы в социуме для него быть не может, происходит некий катарсис, который либо очищает, либо надламывает. Так образуется сплав различных качеств личности. Так рождается характер. Если примеры, на которых происходит закалка в основном оцениваются индивидуумом, как положительные, то как правило человек вырастает духовно нравственным и стойким. Если нет, - нравственным калекой, который не только не нужен обществу, но даже и самому себе. О какой свободе может идти речь!
Важнейшим примером воспитания могут служить только положительные образцы поведения и, конечно, ход мыслей. А для того, надо начинать с себя, выстраивая по крупицам себя самого. Но это уже явно "попахивает" идеализацией, поскольку придётся поступиться свободой в ущерб своих желаний.
В чём может помочь общество? В единении положительных процедур, уже накопленных человечеством. В этом плане показательны, к примеру, занятия физкультурой на свежем воздухе, в парках и скверах среди пожилых людей в Китае. Инструктора проводят занятия ежедневно, а пожилые люди следует инструкциям. Все вместе, все ощущают свободу, хотя бы на период коллективных занятий. Это показательно и очень существенно. Это есть объединение по интересам, и некая защита со стороны государства наиболее незащищённой прослойки общества, которая нуждается во внимании не меньше, чем любая другая.
Для детей желание свободы всегда приоритетно. Обычно, родители идут у малышни на поводу. Давая свободу выбора игры, игрушки, пищи. И это не всегда верно. В реальности такого не будет.
Надо дать понять ребёнку, что он тоже должен за эти моменты чем-то поступиться. Надо дать понять, что жизнь подобных моментов просто так не предоставит. И такое родители могут, но в виде игры, незаметно вовлекая в реальность жизни и бытовых деталей. Здесь уже многое зависит от мудрости самих родителей. Насколько правдоподобную игру они выберут в воспитании своего чада.
Для взрослого свобода - есть проявление своего «хочу», «могу», «умею» и, наконец, «знаю». Когда 4 составляющие взаимодействуют (практически идеальная схема) следует говорить о свободе. Когда какое-то звено выпадает - нет. Часто ли происходит взаимодействие? Увы…
Можно сделать вывод, что, как только проявления 4 составляющих войдут в норму среди людей - наступит свобода для каждого. Вот только, как долго ждать?..



Другие статьи в литературном дневнике: