снова о казаках

Ирина Санникова: литературный дневник

Михащенко А.Л. в своей книге "Казачество Южного Зауралья" считает, что "первые русские за Уральскими горами появились в конце 11 века. Это были новгородцы. Морскими путями они стали осваивать Северное Зауралье. Русских людей привлекали богатые морские и пушные промыслы и возможности торговли с местным населением.


В 13 в.Западная Сибирь была завоевана татаро-монголами и вошла в состав улуса Джучи Батыя Золотая Орда. Покорители разорили хозяйство завоеванных племен: опустошили поселения, угнали скот, пленили людей. Завоеванные народы, вошедшие в состав Золотой Орды, облагались большими податями/ясаком/" Могу принять, что местные жители ,объединенные в племена, платили ясак ценными меховыми шкурками и десятой частью поголовья скота. За свою неприкосновенность- чтобы не быть угнанным, убитым степными воинами-всадниками.


Но не согласна в том, что существовавшее монголо-татарское иго принесло разорение. потому что дальше Михащенко пишет, что "монголо-татарское нашествие не приостановило притязаний русских на Западно-сибирские земли. В конце 14 в.устюжский монах Стефан ...развернул активную миссионерскую деятельность среди племен коми и ...пермяков. В1383 г. была учреждена Пермская епархия, которая стала опорой московской великокняжеской власти в борьбе с новгородским боярством за обладание землями Севера, Приуралья и северной части Зауралья." Т.е. иго- то было не настолько страшным, как нас пытаются убедить- пришел монах и стал навязывать местным племенам свое мировоззрение, которое в общем, подрывало основы традиционной веры коми и пермяков!


"В 14 веке был сделан первый шаг к образованию западносибирских татар". Политическое объединение Тюмень, с центром Чимга-Тура, с правительством, во главе которого стояли представители или ставленники золотоордынских ханов и раздиралось феодальными междоусобицами и династической борьбой....Государственное устройство носило полувоенный характер. Территория и население делились на "сотни"-волости во главе с князьками- мурзами.Пирамида государственой власти состояла из хана, есаулов, вельмож-советников, визиря.
Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена- кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др.,возникновение С.Х. способствовало их этническому сплочению в народность - сибирские татары(когда появилось название- татары? Не значительно ли позже этого времени?- И.С.)Также проживали другие народности, находившиеся на различных стадиях развития:ханты, манси, зауральские башкиры(когда появились они?-И.С.)
Основную массу населения составляли "черные люди"- \карахалк\, обязанные платить ежегодный ясак хану, гл.образом пушниной, и поставлять воинов для феодального ополчения.(К этому я еще вернусь!-И.С.)В центральной части государства существовала частная собственность на пастбища и источники воды." Важную роль играла бухарская торговля со Средней Азией, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем, Русью - предметами торговли были мех, кожа, рыба, мамонтовая кость, шерсть и др. Политика правителей С.Х.являлась завоевательной - в состав постепенно входили завоеванные угроязычное и тюркоязычное население Прииртышья и бассейна Оби, башкирские племена, жившие на восточных склонах Урала. (проверить сведения!-И.С,)


Когда власть в С.Х. захватил сын узбекского правителя, внук бывшего тюменского хана Кучум, "в Москве сожалели о случившемся. Дань теперь пошла не в русскую казну, а татарской знати."Вот оно- народы, жившие на территории С.Х платили двойную дань? Русским и своим "правителям-захватчикам"? В одном источнике я наткнулась на упоминание размера дани, платимой монголам(или татарам?, п.ч. это два разных племени, объединенных в одно варварское, жестокое. но если рассмотреть существовавшие обычаи других народов, то становится очевидным- "у страха глаза велики" и то, что принижение влияния тюрков(пусть так, чем несуществующих татаро-монгол)было политически выгодно! Это отдельный разговор о существовании и не-существовании Великого народа- завоевателя!Монголо-татар. Возвращаясь к своим "баранам" -


В первом десятилетии 16 в. земли Тюменского ханства, переставшего существовать, вошли в состав сибирского ханства, состоявшего из мелких улусов по Тоболу и Среднему Иртышу, которые возглавляли беки или мурзы.Главой стал Мамет, родственник Мара.Его ставка- Кашлык(Сибирь), старинное укрепленное селение угров на правом берегу Иртыша при впадении в него речки Сибирки. У границ ханства находились укрепленные городки, выполнявшие роль военно-сторожевых и опорных пунктов(Тон-туру на Оми, Кулары и Ташатканский городки на Иртыше, Агинский на Вагае и др..



Сибирское ханство простиралось от бассейна реки Туры на западе до Барабинской степи на востоке.

Итак, правительство Ивана Грозного, озабоченное закрытием кормушки(но могло получиться и так, что местное население за "крышу" платило символическую дань тюркам(монголо-татарам), просило освободить их от ига русских? Надо поднять сведения в летописях и проследить, когда именно произошла замена названий. Вероятнее всего- во времена Ивана 4. В котором текла, без сомнения, тюркская кровь и было много тюркского.


Далее- попытки мирного урегулирования конфликта ни к чему не привели(да и кому это надо из местных- платить двойную дань!!!)и Иван Грозный посылает для "обороны восточных границ богатейших предпринимателей Строгановых, имевших вотчины в Пермском крае", которые продолжили захватывать земли местного населения , заселяли пришлыми крестьянами. Таким образом развивалось земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы.


А не получилось ли, как культивируется и сейчас, оформление различных документов "задним числом"? Пришли Строгановы к царю-батюшке, плюхнулись в ножки - вот те, дескать, царь-государь, хотим того-то того-то ради умножения силы державной(что и говорить, у Ивана был бзик на укреплении и расширении,и обогащении государства Русского- свидетельства- а кто назвал Царством и добился признания титула Царь? Это после, Петр Романов пойдет дальше - ИМПЕРИЯ, и я- ВЕликий и Ужасный, Император, трепещите, людие-е-е-е!


А пока- и Строгановым почет и уважение новый край окультуривать, и царю - денежки в казну от продажи соли, пушнины, рыбы и проч. потекли рекой. Благодатный край! Вот тогда и появилась в народе легенда о благодатном крае, рае земном. А открытые ворота Ермаком(кстати, тоже кадр - никто толком про него ничего не знает- кто таков, откуда взялся? Считают Ермака казаком. Возможно, но не был ли Ермак выходцем из Кучумских степей?
Обиженный или просто удравший к казакам, выдвинувшийся в их среде за счет своих личностных и физических качеств:"Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду черную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного"-
(История Сибири.В 5 т.Т.1.-Л.,1968.-С.367.)
???
В "Географическом словаре Щекатова \1801г.\читаем:"Первые строители городов, крепостей и сел всего Сибирского царства- казаки. Они происходили от донских, от коих в1577г. при царе Иване Васильевиче отделилась толпа, ранее разбойничавшая на Каспийском море.Правительство их разыскивало. Они бежали на реку Каму и в Пермь, числом от 6до 7 тысяч под началом атамана своего Ермака Тимофеевича, который пробрался вверх по реке Чусовой за Уральские горы и покорил Сибирь".


В дружину Ермака вошло 840 ратников-"литовцы, немцы, татары, русские, освобожденные от ногайского плена".То, что Ермак назначает атаманов, избирает есаулов(как в З.О), сотников, пятидесятников, еще раз убеждает о сильном тюркском влиянии.


Ермак со товарищи(Иван Кольцо, Иван Гроза, Богдан Брязга и 4 выборных есаула и...)погрузили в ладьи - струги продовольствие, легкие пушки, снаряды, ружья-пищали, отслужили молебен, выслушали последнее напутствие Строгановых(у Михащенко, но по-моему, напутствие давал Ермак, а не Строгановы, которые лишь узнав о том, что появился Ермак в ближайших землях, решили его "нанять")и под звуки воинских труб( а были ли они?Трубы - для большого войска, а не в 840 человек, даже если считать эту цифру искомой!- т.е. проверить)1сентября 1581 года(символичная дата, на мой взгляд - когда она появилась в летописях? не намного ли позже?)отплыли по реке Чусовой к Уральским горам.И дальше у Михащенко:"Об этой акции пока ничего не знали в российском правительстве"(как так? выходит, Ермак действовал самостоятельно! В поисках наживы и вольной, свободной степной жизни, подразумевая кочевую, не стесненную многими обстоятельствами жизни).


Меня интересует регламентация отношений- "Исследователь В.И.Сергеев,ссылаясь на Ремезовскую летопись, указывал, что поход начался 1 сентября 1578 г. , в нем участвовало 1650 человек. Дружина состояла из 5 полков по 3 сотни в каждом.Главное управление осуществляли Иван кольцо, Ива Гроза(интересная личность,на мой взгляд-И.С.),сверстики\заместители Ермака, а также Богдан Брязга, 4 выборных есаула. каждую сотню возглавлял сотник,полусотню-пятидесятник, за десятки отвечали десятники.Во всех полках были полковые писари и трубачи. Общие дела решались казачьим кругом. В дружине поддерживалась строгая дисциплина. За проступки казаки наказывались плетьми, а тех, кто пытался избежать их или изменить воинскому братству, судили "по-донски2.Провинившемуся насыпали песку за пазуху, садили его в мешок, привязываликамень ибросали в воду. В первом походе, по свидетельству Кунгурского летописца, больше 20 человек из дружины Ермака остались на де реки Сылвы.(История Сибири. В 5 т. Т.1.-Л.,1968.-С.369)


Естественно, начались конфликты- Пелымский князь, привлекая вогуличей, остяков, сибирских татар и башкир жег русские селения, истреблял новых переселенцев по берегам Камы. Чердынский наместник Василий Пелепелицын в доносе Ивану 4 написал о разбойном нападении и указал, что Строгановы не хотят и не умеют оберегать границы, что казаков купцы призвали самовольно и что Пелымский князь и султан Кучум захватнической политикой ермаковцев,"опальных казаков, известных злодеев" очень раздражены.Он указывал, что такие действия- измена, достойная казни. Понятно, что успехи Строгановых досаждалив первую очередь, его самого. Иван 4 приказывает "немедленно выслать Ермака с товарищами в Пермь и Усолье Камское,...для усмирения остяков и вогуличей, а для безопасности ваших городов оставить у себя казаков сто, не более. Если же не исполните нашего указа; если впредь что-нибудь случится над Пермскою землею от Пелымского князя и Сибирского салтана: то возложим на вас большую опалу, а казаков- изменников велим перевешать"(тот же источник.С. 369)В чем заключалась измена казаков с т.зр. Ивана 4?


Ермак с товарищами по быстрой и каменистой реке Чусовой ,а далее по реке Серебряной (вспоминается князь Серебряный Толстого)доходят до Сибирского пути.Образовывают на стоянке земляное укрепление - Кокуй-городок, плывут дальше,переходят волоком и дальше снова по рекам, пока не входят в Сибирское ханство и где их радушно встречают тучами стрел с берега. В ответ - пушки казаков. Ловят в плен сановника Кучума, который за свободу и жизнь, сдает сведения о С.Х, и вернувшись к Кучуму, рассказывает о непобедимых воинах, "стреляющих огнем и громом смертельным навылет сквозь латы".Как это напоминает действия испанских конкистадоров(Н.М. Карамзин так и говорит), покорявших Америку - Эрнанс Кортес и Франсиско Писарро.Огнестрельное оружие горстки людей вызывало панический страх, тысяч жителей. Это была бойня, п.ч. суть даже не в том, что война - любая, в конце концов бойня, а в том, что в конце 16 в. у жителей С.Х. не было огнестрельного оружия. Это как ходить с рогатиной в лес на медведя. И убеждать в этом никого не нужно.


Состоялось несколько битв, в результате которых боевой дух от непрестанных стычек с неприятелем и походов стал падать и к тому же уменьшилось количество Ермаковцев. Однако, желание сдержать обещание -усмирить Кучума или еще что, заставило 23 октября(это событие некоторые историки называют третьей битвой, положившей началу господства России от уральских гордо Тобола и Оби) казаков вступить в битву. С криками "С нами Бог!" казаки бросились на ханских воинов, которые сломав в трех местах засеку(слово с Дона). рубили
в рукопашную. Не люблю описывать или читать описание битв- я вижу куски окровавленного мяса, расчлененные человеческие тела, над которыми, ожидая поживы, крутятся спутники смерти, черные вороны.


26 октября Ермак с товарищи вступили в столицу С.Х,Кашлык, стоящий на берегу Иртыша, недоступный из-за крутизны береговой линии и укрепленный с другой стороны тройным валом и рвом.В городе нашлось много поживы- золото, серебро, парча, меха, драгоценные камни. Но город, как говорит история, оказался пустым- все жители, забрав продовольствие, покинули его.(не напоминает ли это повторенное? Наполеоном, вошедшим в покинутую Москву?Нам выгодно говорить о том, что Ермак покорил Сибирское Ханство, хотя, как видим, он вошел в пустую столицу, но мы близоруко открещиваемся от факта-Наполеон также вошел в Москву. Но не сумел удержать. В дальнейшем. И не произошло ли что-то в нашей политической жизни, всегда косящей на Запад, что-то, о чем мы до сих пор не знаем, и как говорят,"о чем молчат музы"?


Итак, Ермак в Кашлыке. Продовольствия нет. Через некоторое время- три дня, появляется с дарами князь Боар с остяками. Клянутся в верности, просят милосердия и покровительства.Следом- татары, с семьями. Ермак успокаивает их, обкладывает данью , отпускает на прежнее место жительства. По тобольскому летописцу Ермак, я уже писала об этом, был человеком гуманным, разумным, искусным вождем. Под страхом казни запретил обижать мирное население, мародерство. Требовал не только повиновения, но и душевной чистоты,п.ч. считал, что побеждать можно не количеством, но добродетельностью воинов.Ермак жалел воинов в битве, но казнил за непослушание в мирное время.(С.366)
Разговоры по телефону...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.06.2012. ***
  • 23.06.2012. ***
  • 21.06.2012. ***
  • 14.06.2012. ***
  • 11.06.2012. ***
  • 10.06.2012. ***
  • 07.06.2012. снова о казаках
  • 05.06.2012. Тупик
  • 03.06.2012. ***