Детские заговоры. На спокойствие и здоровье новороДетские заговоры. 007 Как стане родить, положить в водушку пару яиц и говорить: "Как курушка легко приносит, так бы раба божья (имя рек) легко принесла". Эта водушка и выпить. 013 При тяжелых родах печь отслоняли, печную заслонку, дверь открывали, голбец тоже открывали. Мне плохо стало, я шибко тяжело рожала, так меня за порог вывели - сразу легче стало. Еще печь когда топили, уголь из печи прибирали, с угля пили. Наладят в воде и пьют. Тоже, чтоб легче родить было. Ребенка, как только он родится, сразу на печь кладут. И женщина после родов тоже на печь садится, чтобы у нее живот не болел. Ее садят и приговаривают: "Как печь не ходит, не болит, так и у меня бы в животе не болело, не ходило”. 014 Расплети косы, расчеши, чтоб и узелка не было, все узелочки на одежде развяжи и мужик твой распояшется, поест, там сомнет рубаху, портки расстегнет и пусть двери все отопрет, легче лезть будет, печку откроет, духовку, замки, заслонки, всё-всё, чтоб дитя лучше ползло. 015 Когда рожаешь и не рожается, женщина должна ходить через порог. Через все пороги взад и вперед. 020 "Господи, Исусе Христе, Господи, благослови! Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле, пойду к граду Иерусалиму. Едет Господь и видит Господь, мучается жена со младенем. Отворяйте ворота костяные, мясные и жилотные. Как свет Пресвятая Богородица родила истинного Христа не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши, так и раба Божья (имя рек) родила князя (княгиню), не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши. Аминь”. На спокойствие и здоровье новорожденного. 003 Водой облить и сказать: “Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот на здравие раба Божьего Михаила, на чистоту его, на красоту его”. 004 “Спасибо, банюшка-парушка, спасибо: помыла-попарила, тебе на стояньице, нам на здоровьице”. 005 "Царь ледяной, царь водяной, дай воды ключевой помыться, попариться. После парной баньки, после парной парушечки дай тебе, Господи, кротости и смирности и божьей милости”. Говорят во время мытья ребенка, чтобы был спокойный. 006 Когда вымоют ребенка, говорят: "Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и краса в телеса”. 010 При купании ребенка говорили: "Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя худоба”. От крика и бессонницы. 020 "Ноченька-полуноченька, не играй моим дитём, а играй пепелком да угольком, да третьим камешком”. 025 Если ребенок не спит, пупок у него грызет, под вечер его подносят к печной трубе и говорят: "Трубошный дедушка, трубошная бабушка, дайте бог моему(имя) угомону, да спокою, да крепкого сна”. d21 “Сонюшки-дремушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас”. Говорят, укладывая ребенка спать. 034 Вот в подол ребенка положут. И по двору ходишь, к этим воротам раз подойдешь, к задним, три раз. И говоришь: "Воротний скрип, возьми робячий крик. Воротний скрип, возьми робячий крик”. От испуга. 036 От испуга еще так говорят: "Как на ложках вода не держится, так на рабе Божьем (имя рек) испуг чтоб не держался”. 037 "По полям, по долам, по зеленым лугам и по желтым пескам, и по быстрым рекам ходил раб Божий (имя рек). Как желтые пески пересыпаются, как быстрые реки переливаются, как с зеленой травы вода скатывается, так с раба Божьего (имя рек) и исполох скатится с буйной головы, с ретивого сердца, с ясных очей, с кровяных печеней и со всего тела белого”. 034 "Дума моя, дума, дума моя злая, кровь моя дурная. Пойди, моя думушка, в дремучий лес, в пень-колоду, в белую березу, в вязкое болото, там тебе место. Аминь”. От сглаза. 007 В Великий четверг из ручейка камешочки берут: "Как камешочек не урочится, так бы ребенок не урочился”. Камешок в воду опустишь и этим ребеночка умоешь. 009 "Белая березка, кудреватая березка росла в чистом поле, широком раздолье. Всякий шел - ей завидовал. Не боялась она ни ветра, ни погоды, ни людской оговоры. Так и ты бы, младенец, раб божий, не боялся ни ветреных переломов, ни людского оговора”. 019 А еще в воду ложки кладешь и уголек. Уголек обязательно зашипит, если ребенок изурочен. Помоешь этой водой темя, грудь, потом выливаешь через левое плечо на дороге и говоришь: "С людей пришло - на людей иди, с ветра пришло - на ветер иди”. 020 Чтобы ребенка уберечь от сглаза, надо взять воды, три серых камешка, три ложки; в блюдо налить воды, чтобы она пробежала по ложкам. Это делают на заре на печном шестке. Этой водой ребенка надо умыть: намочить темя, грудь, а потом дать попить. Затем выйти на улицу, вылить и проговорить: "С лесу пришло, на лес пойди, с ветру пришло, на ветер поди, с народу пришло, на народ поди". Три раза проговорить. От грыжи. 078 “Грыжи, вы грыжи, родимые грыжи, не грызите вы, грыжи, моего младеня. Подите вы, грыжи, в темный лес. Там есть гнилая колода. Ешьте, грызите, гнилую колоду, пейте вы, грыжи, холодную воду. Будьте мои слова крепки, емки, спользительны”. 106 "Лягу я, благословясь, встану я, перекрестясь, выйду я из ворот в ворота, в чисто поле. В чистом поле встану на сток лицом, на восток хребтом, по стоковой синь-море, в синь-море синь-камень, под синь-камнем стоит щука, глаза - медны, зубы - булат-железны, она отгрызает грызь сердцевую, пуповую и подлобочную у раба Божьего младенца у Гриши, отродя до креста, от креста до венца, от венца по жизни конца. Во веки веков. Аминь”. Только родится, да в мокро тело нашептать. От родимца и прочих болезней. 005 "Родимка-злодейка, подлая болезнь, не тронь раба Божья, младенца Алексия. Поди-тко к королю, ко французу. Там кровать тесова, перина пухова, жить добро, спать тепло. А я сколю и зарежу. Аминь”. 027 "Летят, летят тридцать три ворона, несут, несут тридцать три каменя. Садились эти вороны на гороцку, на гороцку, под елоцку, под лиственку, под парную баенку, под жаркую каменку, они брали, снимали чахоту чахоточну с раба божьего (имя рек). Полетите, эти вороны, во чисто поле, спуститесь во синё море, как ключ ко дну”. От боли при ударе. При выпадении молочного зуба. 003 Если молочный зуб выпадал, то его кидали в печку и говорили: "Мышка, мышка, на тебе молочный, а дай костяной".
002 Идя на гулянье, девушка, утирается полотенцем и говорит на него слова: "Стану я, раба Божия Алена, благословясь, пойду, перекрестясь, в чисто поле , под восточну сторону. Там течет река. Той я водою умоюся, белой зарею утруся, звездочкой подтычусь, красным месяцем подпояшуся, солнышком украшуся. Пойду я, раба божья Алена в чисто поле, в пир и гулянье, всем бы я казалась хороша, красива и добра, а милей бы всех своему милому, которого люблю. Всех бы я была краше и лучше и любил бы он меня сильнее всех. Мои слова крепки и лепки. Будь по-моему. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!" 008 "Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот в ворота. Выйду на чистое поле, умоюсь божьей росой, утрусь красным солнышком, опояшусь светлым месяцем, утычусь чистыми звездами. Пойду я, раба Божья (имя), в пир-беседу ко подружкам своим. Всех бы я подружек была бассей и милей, все бы на меня зрили и глядели: красны девицы, молоды молодицы, пожилы мужики, неженатенькие. Будьте мои слова крепки и лепки. Всем моим словам ключ и замок". 044 В Великий Четверг ходят на реку или к ручью, бросают серебро, умываются, говорят: "Как любят денежку, так и меня любите, девушку”. 046 На Великой цетверг рано утром ходили за водой, умывались с серебра: "Серебро чисто блестит, его любят, и меня любили бы, как серебро". На любовь 009 Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу, из ворот в ворота. В чистом поле поклонюсь и помолюсь всем зарям-зарницам, всем братьям, всем сестрицам, луне-матушке, солнцу-батюшке, моему красному молодцу. Мои русые волосы, присмотритеся, мои русы косы, приглядитеся, в меня, девушку, раб Божий (имя) влюбится, в черные брови, в ясные очи, ретивое сердце, черную печень, алую кровь. Не мог без меня ни жить, ни быть, ни дню дневать, ни ночи ночевать. Моим словам ключ и замок. Аминь”. Наговорить на воду, вино или еду и накормить милого. 010 "Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду в чисто поле, в чистом поле есть океан-море, в океан-море стоял старый дуб, под этим дубом сидел старый заяц, я, раба Божья Елизавета, возьму старого зайца в белые руки, выну ретивое сердце, бурую печень, как серый заяц не может ни быть, ни жить без ретивого сердца, без бурой печени, также раб Божий Иван не мог бы ни быть, ни жить, ни пить, ни есть, ни думу думать, ни мыслю мыслить, ни речи говорить. Показалась бы раба Божья Елизавета рабу Божьему Ивану белее свету белого, яснее солнца красного, милее отца-матери”. Заговаривать на воду три раза, чтобы трубы, двери, окна были заперты. 014 Говорить нужно на солнышко: "Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду в чисто поле, в восточную сторону, под красное солнышко. Красное солнышко-батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за черными грязями. Ты усмотри, угляди раба Божьего (имя рек), подсеки резвые ноги, опусти белые руки, расстреляй белую грудь, черную печень, кровь горячую, вострые глаза, голову, мозга, напусти на раба Божья дружбу, любовь и сухоту, пусть он сохнет обо мне рабе Божьей, глядит и глаз не сводит с меня, рабы Божьей”. 015 "Встану я, раба Божья, благословясь, пойду перекрестясь, в чисто поле, под восточную сторону. Под восточной стороной стоит дерево. На том дереве сидят птицы- железные носы, булатные когти. Я этим птицам помолюсь, поклонюсь и скажу: — Птицы-железные носы, выймете у меня, рабы Божьей, тоску и сухоту рабу Божьему Ивану. Вверзите ему в буйну голову, в ретивое сердце, в горячую кровь, в подколенную жилу, становую кость. Пропалите, пронзите, чтоб из месте не высидеть, лежать — не вылежать, хлебом-солью не заесть, питьем не запить, не закурить табаком, в бане паром не загулять, все меня, рабу Божью Алену, на уме держать. Денно, ношно, полуношно! Тут моим словам ключ да замок. Замок в роте, а ключ в море”. 025 "Встану на заре, умоюсь, белым платочком утрусь, пойду во двор, со двора на улицу, встану середи, три раза обернусь. Созову трех чудищ. Перво чудище - огнище. Второе чудище - водица. Третье чудище - смерть человеческая. — Прилетайте собирайтеся! — закричу. Прилетят, спросят: - Чего надобно? — Перво чудище, ступай в сердце раба Божьего (имя рек), второ чудище, ступай в легкие раба Божьего (имя рек), третье чудище, ступай в печень черну и кровь алу. Штёб тому рабу Божьему (имя рек) ноць не спать, за столом не есть, вина не пить, без меня, рабы Божьей (имя рек), век не жить. Аминь. Аминь. Аминь”. Три раза. Наговаривать на воду, еду. Делать, чтоб никто не видел. 026 "Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней дверьми, из двора воротами. Выйду в чисто поле. Погляжу в праву сторону. В правой стороне идут три девицы, три отроковицы. Первая девица-отроковица несет березовое полено, вторая девица-отроковица несет трубу плоцецку, третья девица-отроковица несет огненное пламя. Я спрошу у трех девиц-отроковиц: — Куда пошли, три девицы-отроковицы? — Пошли за тридевять земель, за тридевять морей, в тридевятое царство, к царю Давыду поджигать подсеки.— Я помолюся и поклонюся трем девицам, трем отроковицам. — Не ходите за тридевять земель, за тридевять морей, в тридевятое царство к царю Давыду поджигать подсеки. Зайдите и подожгите там у раба Божьего (имя рек) алую кровь и ретивое сердце. Чтобы раб Божий (имя рек) без рабы Божьей (имя рек) не мог ни жить, ни быть, ни есть, ни пить, ни времени быть, ни в пиру сидеть, ни свету глядеть. Казался бы раб Божий (имя рек) рабе Божьей (имя рек) краснее солнца красного, яснее свету белого, любче отца, матери, всего роду-племени. Этими же словами взад отворочу. В том же чистом поле лежит Латырь-камень. Я спрошу у Латырь-камня: — Давно ли лежишь, Латырь-камень? И долго ли будешь лежать? — Лежу я с конца свету белого и буду лежать до конца свету белого. — Я помолюся и поклонюся Латырь-камню: — Укрепи мои верные слова. — Укрепит твои верные слова сам Господь Исус Христос. Во веки вечные. Аминь”. Можно наговаривать на чай или на соль. 028 "Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, Из ворот в ворота. Выйду я на крутое крыльцо. Спущусь по той частой лестнице, погляжу по матери по сырой земле, по синему облаку, там летит злый, огнедышащий, палящий змий. Я спрошу у этого змея: — Куды полетел змей палящий? — Я полетел за тридевять гор, за тридевять земель, в тридесятое царство к мужику зажигать белодубова костра. — Я обо всем тебя змей попрошу. Не летай к мужику зажигать белодубова костра. Залети лучше в раба Божия и разожги, распали ретиво сердце, черную печень, горячую кровь и всю стать человеческую. Чтоб не мог раб Божий (имя рек) ни жить, ни быть без рабы Божьей (имя рек) ни пить, ни есть, ни спать. Постоянно чтоб была на уме и на разуме. И каждый час и каждое мгновение. Моим словам ключ и замок. Аминь”. Три раза сказать на пищу, на молоко или вино, но чтобы он не знал. Когда говоришь, чтобы он ногу на ногу не клал. 066 Когда танцуешь с парнем, думай про себя: "Как ты меня берешь за руку, так я тебя за сердце”. Три раза. От тоски. 05 “Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, в чистом поле стоит избушка, в этой новой избушке есть новая доска. Сломись, новая доска, отстань прочь, тоска, от раба Божья (имя рек). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”. Наговорить н воду или чай до трех раз. Отсушки.
09 "Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком”. 16 "Красно солнышко превосходное, как ты сходишь и выкатаешься, так и мой суженый и ряженый, катись и торопись ко мне. Аминь!" 17 Жаворонка посадёшь, ждешь, когда ворона-то утащит. Как подлетит, скажи: "Лети к суженому, лети к ряженому, отнеси поклон да навей сон! Пусть во сне том меня увидёт и ко мне на двор сватов присылаёт". Свадебные. 21 А в церкве как поведут вокруг аналоя, невесте надо слова сказать: "Парничок да девушка голубиный детушка!" Это штёбы только двое детей было. 23 Аналоя пойдут вокруг в церкви, ты скажи: "Сердце круче, руки короче". Три раза. Когда он (жених) вперед пойдет, а ты за ним. Это тоже, чтобы не бил. 25 Когда приходила в дом мужа, невеста говорила: "Как матица неотделима от потолка, так я буду неотделима от своего мужа". 27 Когда невеста входит в дом жениха, она должна сказать: "На первую ступеньку ступаю - мужа заступаю, на вторую ступеньку ступаю - свекра заступаю, на третью ступеньку ступаю - свекровку заступаю, на четвертую ступеньку ступаю - деверьев заступаю, на пятую ступеньку ступаю - золовок заступаю”. 28 Когда молодые входят в дом, их обсыпают. Сыплют на голову шишечками хмеля. "Хмель-то хорошо вьется, чтоб и вы так-то”. Если хмелек вьется, так и хозяйство и семья хорошо ведется. 33 "Сколько копеечек, столько девочек, Сколько пятачков, столько парничков”. 35 Когда девка пойдет в первый раз по воду на новом месте, она опускает серебрушку в колодец или ручей, как у нас под горой: "Как к этому серебру ничё не льнет, так чтоб ко мне ничё не льнуло. Как это серебро любят, так бы меня, рабу Божию, любили вся семеюшка: свекор-батюшко, свекровка-матушка, деверя, золовушки, суседи, суседушки”.
13 "В прежнее время были цари Демьян, Константин и Соломон. Были они кротки, смирны и тихи перед Иисусом Христом. Так же и муж мой (имя рек), был бы тихий, кроткий и смирный перед женой своей (или перед матерью), не буянил над женой(имя рек). " На разлучение. 13 "Стану не благословясь, пойду не перекрестясь, выйду не этими дверьми, выйду подвальным бревном, выйду я мышиной тропой, выйду в дальний восток, там стоит тын, в этом тыну стоит дом, в этом дому стоит печь, в этой печи огонь пылае, век не утихае, на этой печи сидят кошка и собака - дерутся, цапаются, царапаются, кровью умываются, век на встречу не встречаются, так бы, как и (имена)”. Говорить на вино или на что-нибудь, чтобы выпить.
008 Когда град, выкидывают лопату, клюку: “Лопата, отгребай... Клюкой отгребай, а помелом отметай”. Гром чтоб утих. 015 Будешь спать ложиться, или, мало ли, боишься ведь, так перекрести подушечку и прочитай молитву: “Будь, святая избушка, древнего бревёшка со кладового бревна до верхней слеги. Ангелы в окошко, Христос во двери, Егорий на дворе”. Раньше все до трех раз говорили. 027 Когда переезжают из старого дома в новый, то зовут с собой дворового: “Дворовой, дворовой, пойдем со мной. Я переезжаю на новое место, и ты за мной. Делай доброе”. 030 “Поедем с нами домой, дом домить, скотинушку разводить. В доме хозяйство все править, в доме добра наживать”. 031 Уходишь из дома последней, скажи: “Дедушка домовой, айда с нами в мой дом век вековать”. Не вслух, а себе на ум думаешь тихонечко. 032 Мы, когда в новый дом пошли, так делали. Вот только заходишь, дверь открываешь и говоришь: “Суседушко-батюшко, мы заходим с хлебом-солью, и ты заходи с нами. Обуй, одень, накорми!” 034 Когда получишь новый дом, надо спроситься у домового: “Батюшка домовой, пусти меня в доме пожить да позволь мне хозяюшкой быть”. Как в дом входишь, так эти слова и говорить. 041 На Покров надо щили проконопатить, где есть, и утром так говорят: “Батюшко Покров, покрой избу теплом, старую старушку горячим пирогом”. Вот так и говорят, чтобы тепло и сытно было. 045 Мама рассказывала. Вот когда она в какой-то праздник пекла пироги. Пирог испецет и сразу на угол, в сутной угол: “Дедушко-кабанушко, тепло загоняй”. 055 На новоселье кидают в передний угол серебро. “Катись в угол серебро, в дом на добро”. На ведение скотины. 007 Когда скотину во двор приведут, на назём поставят и просят у домового: “Дедушка-доможирушка, всему дому хозяйнушко, вот те скотиночка-животиночка, пар божий Пестроньюшка. Пой-корми сытехонько, жалоби жалобно, сам не обидь, и своим детям не давай”. 028 Когда покупают корову, хлеб разрезают на две части. Половину отдают старому хозяину, вторую берет новый хозяин. По дороге вырывают три прута с корнем. Как пруты эти вырваны и не возвратятся на старое место, так и корова не должна возвращаться к старому хозяину. “Стану, благословясь, пойду, перекрестясь из дверей в двери, из дверей в ворота. Выйду я в чистое поле, в чистом поле стоит стена каменна, чтобы не пройти милой скотинке крестьянской животинке на родиму сторону к старому хозяину, милая скотинка, крестьянская животинка о старом хозяине не думала: хозяин умер, хозяйка умерла, дом сгорел, пепел ветер по полю разносил. Мы тебя пожалели, купили у нашего хозяина три поля травы, три ордана воды. Вода медовая, трава шелковая. Ешь, наедайся, пей, напивайся, о старом хозяине не думай ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной. Отныне и до веку и во веки веков. Аминь”. 068 Косу кладут корове, чтобы коровы не разбиралися, пуще траву ели: “Как коса косит, не разбирает траву, так чтобы корова ела, не разбирала траву”. 069 Чтоб коровка травку лучше ела, косу тупую под порог кладут и говорят: “Как коса бриет, так бы коровушка моя брила задорнее травку”. 079 Как сядешь доить: “Бежи, молочко, по жилочкам да и в вымячко, из вымячка да и в титечки, из титечек да и в подойничек, из подойничка да и по крыночкам, на толстую сметанушку. Да тридевять аминь”. 109 “Мать сыра земля стоит не тряхнется, не ворохнется. Так же рабы Божьи конецки стойте на земле не тряхнитесь, не ворохнитесь. Ногами не бейте, хвостами не машите, рабу Божью (имя рек) хозяйкой почтите”. Коней или лягающуюся корову обходишь три раза, говоришь и ногой топаешь. 137 “Стой, как гора, дой, как река. Головой не криви, ногой не лягни, выше подойника ногу не сдымай”. При этом надо обойти корову три раза, похлопывая ее рукой, намоченной водой из подойника, то ладонью, то тыльной стороной руки. Надо, чтобы вся корова была опрыснута и охлопана. Повторить три раза, обязательно на заре (вечером или утром) — каждую зарю по одному разу. 153 “Дедушка-соседушка, дворовый хозяин-батюшка, скотский пастырь, погони скотину на пастбище. По полям, по ручьям, по проточникам. Днем паси, к ночи домой гони. Аминь, аминь, аминь”. На здоровье скотины. 011 Как скотину выпускаешь со двора и просишь: "Спаситель мой, сохранитель мой! Спаси и сохрани нашу скотину, христьянскую животину ото всякого зверя: от волка, от волчьих детей, от медвежьих детей, от росомахи, от росомашьих детей, от змея, от змеиных детей. Век по веку, отныне до веку. Аминь”. Повторить в первый день выпуска скотины с иконой. Икону кладешь на дорогу и эти слова говоришь. d13 “Дед-дед семидесяти лет, я тебя моложе, я тебя тревожу. Вот прошу тебя сохранить стадо от зверя, от лихого человека. Аминь”. 027 “Господи, спаси и сохрани от зверя лютого, от волка, от медведя, от человека недоброго! Я стою и ты, медведь, стой! Я на тя не смотрю, и ты, медведь, на меня не смотри! Я пойду, тя не трону, и ты, медведь, иди, меня не тронь...” 028 Угонили коров на росу, увидали медведя в лесу. “Ты медведь, ты медведюшка, не ворошь нашу боронюшку. Напой, накорми да домой пригони”. На ведение птицы. 006 Беру луковицу,за пазуху ее да из подола вытащу и скажу: “Как курица этой луковицы не видит,так чтоб мой лук не видела,не клевала”. 015 А лучок садят после заката,когда курочки на месте: ”— Курочки,идите есть лучку!” А они сидят,уже не встанут,значит они не придут уже никогда и не будут портить. 016 Рано утром выйдешь, колья у огорода свяжешь веревкой,чтоб коршун не унес и приговариваешь: ”Как у огороды колья связаны,так связаны ноги у коршуна,чтоб не крал куриц. 017 На Великий четверг кольям, на огороде колья завязывали соломой и приговаривали: “Я не колья,я у коршуна глаза завязываю, чтобы куриц не таскал”. На ведение огорода. 010 Если капусту садишь: “Не будь пуста, будь густа, не будь горька, будь сладка, не будь голенаста, будь коренаста”. На урожай и хлебное обилие. 005 Как опускать будут (гроб в могилу), земельку кидают, свои родные валят рожь: “Вот тебе хлебушка, сади и расти”. Закапывают его. 006 В Великой четверг хлебушко пекли. Один мужик ходит с квашнею вокруг избы: “— Что в квашне? — Христос в квашне!” Это из дома отвечают, чтобы был хлеб. Обходят вокруг дома три раза. 008 Как пойдут сеять и как сеять начнут, все Бога просили: “Пособи, Господи, горсточки разбросать, пособи, Господи, горсточкой собрать”. 011 А будешь дожинать, на снопик оставишь жита, горсточку нажнешь, кругом этого жита пройдешь, покинёшь на восток, чтобы колосья были, другой эдак обожнет, обойдет, опять покинёт. На середке оставят, немножечко так завьют, а потом из етого жита сделают хлобысёк, накинут: “Илья-борода, нашему хозяину в сусек спорина, дай, Бог, на прок больше зерна, жита да овса”. Чтобы спорый был хлеб. На Ильин день заплетают. 018 От мышей камень ложат в амбар и говорят: “Вот тебе камень, грызи! А хлеб не тронь!” На печение хлеба и приготовление еды. От паразитов. 03 Если въезжаешь в дом, из которого уезжают хозяева, нужно насобирать клопов и бросить их вслед уезжающим и сказать: “Хозяева поехали, и вы пойдите”. 09 “Куда гроб, туда и клоп”. Положить клопа из своего дома в гроб к покойнику. 12 Раньше старики собирали тараканов и клопов и на льдину их отпроваживали. И говорили: “Как лед уйдет, так и клопы и тараканы все уйдут из квартиры. Лед потащит, и их всех утащит”. 15 Клопов водили на нитке. Привяжут клопа на нитку и ведут по деревне, говорят: “Клопы, идите на плоты”. 26 В Семенов день мух хоронили и приговаривали: “Мухи, кончается ваш праздник, прошел, муха муху ешь, а последняя сама подыхай”. Мы, маленькие, накладем в спичечный коробок, наимам, их много да и хороним. 29 Осенью Семенов день, мух хоронят, умирать им пора. Муху зарывают и говорят: “Ну, теперича мухи помрут”.
03 На Велик четверг что утром наговоришь, то и сбывается. Мужики, у кого сети есть, старухи нарочно растянут сети по ограде и дров туда набросают и говорят: “Ой, сколько рыбы-то попало!” 08 “Встану я, раб божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из ворот в ворота, из дверей в двери, выйду в чистое поле. Там мои заюшки, горностаюшки, там нитки шелковые. Заюшки, горностаюшки, попадайте в нитки шелковые”. Берут траву-юрьевец, обкуривают себя и нитки. 15 Пойдет охотник на охоту, а другой охотник ему в спину скажет: "Это не охотник, а поп с кадилом, он будет не стрелять, а кадилом кадить”.И никогда этот охотник ничего не убьет. 16 “Дай, господи, мне грибов наломать полную корзину”. 17 Выйти на росстань и три раза плюнуть в левую руку, приговаривая: "Подай, ради Христа, рыжичков". 19 Чтобы пчёлы не улетали, надо сказать: "Стану я на восток и слышу шум пчел. Беру я пчёлу роя и сажаю в улей. Не я тебя сажаю, а чист месяц, красно солнце и ясны звёзды. Ты, пчела, роися у меня, раба божьего Афанасия. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги, а ключи бросаю в Окиян-море. Будьте мои слова метки, крепки. Аминь”.
От глазных болезней. 005 Положить в умывальник серебро: “Как это серебро чистое, так и глаза были чистые”. 007 Сесть под насест к курам и во время произнесения заговора брызгать водой в глаза. "Куры, куры, отдайте мне зрение, возьмите себе слепоту”. От болезни ушей. От горловой боли и кашля. 031 Надо выйти в Великий четверг до восхода солнца, встать за домом, чтобы никто не видел, и протяжно прокричать 3 раза: "Утрення заря, дай мне голосу, обирай безголосицу". От икоты и отрыжек. 033 Три раза утром по заре: “Утренняя - Ульяна, вечерняя - Маримьяна, третья тухнет-потухает, отрыжки не бывает”. От зубной боли. 088 Повторяется над объеденным мышью куском хлеба три раза. Потом этот кусок надо съесть: “Господи, Исусе Христе, Господи, благослови рабу божью (имя). Как у этой мыши-твари зубы не болят никогда, ни в какую пору, ни в какую зорю, грызет она железо, дерево, каменье. Так чтоб у рабы Божьей не болели зубы ни в какую пору, ни в какую зорю, не тоснули. Аминь”. 089 “Встану я раба Божия Катерина, благословясь, пойду перекрестясь, из двери в двери, из ворота в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле лютое море, В лютом море - лютый камень. Под лютым камнем у лютой щуки семьдесят зубов. Железные зубы не боляти не сомкнув эти зубы. Так и у рабы Божьей Екатерины по ясной и к облачной погоде не болели, не сомкнули зубы. Отныне навеку, отныне повеку ключ и замок на мои слова. Аминь”. Наговорить на соль, на луковицу и положить ее на зуб. Лечь и не ходить на улицу. От боли в спине, суставах. 155 О овин шоркаюцце, чтоб никто не видел, и говорят: “- Овин, ты, овин, возьми мой утин, а не возьмешь утина, сожгу тебя, овина”. 136 Чтобы спина не уставала при косьбе, подтыкали траву под пояс и говорили: “Как травушка стоит, не устает, так спинушка чтобы не уставала”. 139 “Жнивка, жнивка, отдай мою силку”. Жнеи стоя говорили, когда жать кончали. На кровь, раны, ураз. 018 “Собака собаку ела, только кровь летела, собака от собаки урваласи, а кровь уняласи. Аминь”. Когда серпом или чем-то порежешься, на тряпочку или на подорожник наговорить и завязать. 019 “Шла старуха из царева кабака, испугалась, упала, у ей резва кровь стала”. 027 “Ехал Данило на белой кобыле кобыла устала и кровь перестала”. 047 “Стань на камень, кровь не канет, нитка рвется, кровь печется”. Нужно три раза плюнуть на рану. 062 Если кровь заговорить надо, то приговаривают: “Земля мне мати, железо мне брат, не неси моей крови и не точи моею сердца раба Божьего Ивана, чтобы ни крови, ни раны, ни ломоты, ни щипоты, ни синей опухоли. 065 “Как мать сыра земля Не боится ни крови, ни резаний, ни опухоли. Ни синей синевщины, так же и раб Божий (имя рек) не боится ни крови, ни резаний, ни опухоли, ни синей синевщины”. 097 “На море, на окияне, на быстром буяне лежит камень. На камне алатыри Стоит матушка Пресвятая Богородица. Держит иглицу в руках, Зашивает раны семьдесят семь жил и семьдесят жил суставов. Не единого костя не болеть и не боливать. Ломоты не ламывать. И отрыжки не отрыгивать. Аминь”. В конце третьего раза вспрыснуть водой. Молитву нужно читать двенадцать раз. 113 “На великом океане, на острове Буяне стоит камень Алатырь. На нем сидят две девицы, они родные сестрицы. Они прядут пряжу. Пряжа-оторвися, а кровь оттолися”. Так сказать три раза. От боли при ударе 134 Если упадешь на улице, то надо сказать три раза: “Царь земной и царица земная, простите рабу Божью (имя). Не вы на меня носили, а я на вас”. Так надо повторять три дня по три раза. А если тонешь, то тоже самое надо сказать три раза царю водяному и царице водяной с малыми детками. 136 Вот упадешь где, надо сказать: “Прости меня, матушка сыра земля”. При ожоге и от жара. 027 “Леда на дороге, да леда на пороге, да леда на реке, да леда на озере. Леда на пяти верстах, да на десяти вершках. Леда у раба Божьего (имя) на руки, на ноги”. Подвести, открыть трубу и говорить слова. Три раза обвести уголечком или сметаной ожог. 021 “В чистом поле есть горюч камень, На этом камне сидела больная баба. Она держит в своих белых руках раскаленную сковороду. У ей рук не жгло и зноб не брал. Так же у рабы Божьей (имя) рук не жгло бы и зноба не было”. 026 “Леда на дороге, леда на пороге, леда на реке, леда на озере, на семи верстах, на девяти перстах. У раба Божьего (имя) жар снимаю, прогоняю”. На летучий огонь, своробу, шипицу. От лихорадки. От рожи. От ячменя. 013 3 раза скажешь и ссохнет. Складешь из пальцев кукиш и ткешь его в глаз. Лучше б не сам себе, а если б кто-нибудь. “Ячменец, ячменец, на тебе кукиш, за кукиш кобылу купишь. Кобыла сдохнет, ячмень ссохнет”. 022 “Ячмень, ячмень на тебе кукиш, чего хочешь, того купишь, купи себе топорок, руби себе поперек”. От чирья. 018 Найти сучок, мизинцем обвести сначала сучок, а потом чирей и сказать: “Как сук подсыхает, так и чирей подсыхает". 069 “От камени нет пламени, от железа крови нет, от грубости плоду нет, а безыменному персту имени нет, а тебе черно вереду места нет отныне и до веку и во веки веков. Аминь”. 084 “Чирей Василий, сверху сохни, с испода чахни, поди в сук, поди в сук”. Очертить ножом и постучать по какому-нибудь сучку. 091 “Чирей Василий, подвинься пошире, на том месте мешаешь, на другом есть шестьдесят”. от мужского бессилия. 003 У петуха косы болтаются, три пера вырвут, сожгут. Или в пищу положат золу, или насыпят, Чтобы перешагнул мужчина: “Как эти перья болтаются, так бы и у раба Божьего Ефима все болталось. Аминь”. (3 раза) 004. Берут железину и накаливают ( он пусть помочится на железину) “Как эта железина не гнется, так бы и у раба Божьего Ефим не гнулся. Аминь”. “Как эти ножницы не гнутся, не ломаются, так у раба Божьего... чтоб стоял”. “Как у чайника носок стоит, так бы у раба Божьего... стоял. Отныне и до века”. “Как у быка рог стоит, так бы у раба Божьего... стоял. Отныне и до века”. 005 Как твой мужик слабеть-то станет, ты его пошли в баню и вели мочиться через венчальное кольцо в ведерко. Потом пусть выльет на себя и скажет: “Пусть на дубу ствол и сто веток стоят, как железо, как камень, так пусть и у раба Божьего(имя)все жилы и едина жила стоят, как камень, как кремень. Отныне и присно и во веки веков аминь”. А после пусть попарится да и к тебе идет, а уж ты его прими, не отказывай, а то худо буде. 006 В Великий четверг подь в баню и налей в кадь воды и брось чеснока да перца и говори: “Как этот перец и чеснок остер, так пусть и раб Божий (имя) рабой божьей (имя) остер будет" После пусть он идет и выльет на себя и скажет: “Как у дуба все сто ветвей и одна веточка не гнутся, не ломаются, мягки не становятся, так пусть у меня, раба Божьего(имя)на рабу божью (имя)все сто жил и одна жила не гнутся, не ломаются, мягки не становятся. А будут крепки, как сталь, остры, как нож. Аминь”. От змеиного укуса и при укусе. От укуса собаки. От укуса насекомых. 01 “Осы вы, осы, жгучие носы, не жгите меня, не кусайте меня. Кожа железна, а кровь каменна”. Повторить три раза. 10 "Клещ, клещ, я иду в лес, а ты под корень лезь”. 3 раза 11 “Я под елку, клещ на елку”. Три раза говоришь. 012 “Я иду в лес, а клещ на лес!” 13 “Клещ на елку, мы под елку”. При собирании трав, траволечение. 02 Траву лечебную рвут от Иванова до Петрова дня. Рвут и говорят: “Небо - батька, земля - матка, куда годно, туда будь и ладно. Аминь”. 03 Рвут, дак приговаривают: “От земли (травка) корешок. К чему она пригодна, Тому и польза”. От пьянства. 04 Зубы у покойника положить в вино или воду и пьяницу напоить: “Покойник вина не пьет! Так чтоб Раб Божий вина не пил!” От сглаза. 02 “Вода водица, морская царица, Мыла-полоскала пеньё, кореньё, Луга зелены, травы шелковы, Так же смой, сполощи с раба Божьего младенечка уроки, прикосы, переполохи”. В воду наговорят и в байне этой водой моют. От тоски. 06 “Мать река, Ключева вода. Как умывала она Круты берега, Как уносила желтые песка, Так омой-ополощи Печаль и тоску с раба Божьего(имя рек) С ясных очей, Со кровавых печеней, Из ретивого сердца, Из буйной головы. Во имя отца, сына и святого духа. Аминь! Тьфу!”
Лесные обереги. От лихого человека, вора. 002 Чтобы чужой человек не взял того, что ты на улице или где оставил (вилы, грабли), нужно сказать: "Чьи руки клали, те и возьмут". 003 В доме, как умрет человек, так, чтобы гроб сделать, его измеряют палкой какой-нибудь. Так эту палку потом тихонько подобрать, омерить свой огород и сказать: "Как покойник не видит, так и вор не увидит”. И вор, если зайдет во двор, не сможет оттуда выйти, только хозяин сможет его вывести. 004 Если что-то украдут, надо место знать, откуда украдено. Ножом это место окружить, начертить крест, в середину креста нож воткнуть и сказать: "Нож - в сердце вору, потеря - на место”. Я сама так делала, и вещь ей вернули. 005 “Благослови, Бог, сохрани и спаси окошечка и воротечка, и трубу, и двери, и щелки, и... (пропуск), и железный тын кругом нашего домушка. Молитвой притворен, крестом награжден”. 006 “Спаси, Господи, помилуй рабу Божию (имя рек) от лихого человека, от двенадцати язв, от двенадцати, от одиннадцати, от десяти, от девяти, от восьми, от семи, от шести, от пяти, от четырех, от трех, от двух, от одной — ни одной, от лихого человека. Аминь”. 007 “Во имя отца, и сына, и святого духа, аминь. Стану говорить, наговаривать, раба Божьего от всякого лихого человека, от еретика и еретицы, от колдуна и колдуницы. Кто на меня зло подумает, тот ешь свое тело, пей свою кровь. Отныне и во веки веков. Аминь”. На дорогу. 004 “Ангел навстречу, Господь на пути, Божья мати тебя благослови, Николай Чудотворец в путе и в службе (учебе) помоги”. 028 “Сзаду пень да колода, нам — путь да дорога”. И куда ты не пойдешь, всегда так говори, чтобы тебе дорога была. Воинские. 03 Как в армию кто уходит, камень под порог кладут. Он первый перешагивает. После чего взять камень и сказать: "Как этот камешок не боится ни стужи, ни нужи, ни холоду, ни голоду, также раб божий (имя) ничего не боялся. Аминь”. Сказать три раза и убрать его (камень) в такое место, где через него не шагнут. Я вон в сутный угол убирала. Он и счас там лежит. 03 В армию пойдут, дак ребята очень тоскуют об родине, я дак своему сыну делала: “Берег отец, вода - мать. Берег бьет, вода льет, у парня тоску уймет”. Три раза скажешь и умыть его надо. Вот и коров тоже, через речку ведешь, дак умоешь водичкой. На подход к человеку, начальству, судьям и на почет. 02 “Помяни, господи, царя Давыда, царя Константина, матерь Елену, креста распятого, всех царей, всех королей. Сколь были родители кротки и водки до всех царей, до всех королей и до своих до малых детей, так же раба Божья Алла до рабы Божьей Таисии была бы кротка и водка и милостива, зрела соколиным оком и имела материным сердцем. Пусть мои слова - ключ ко дну”. 04 “Раба твоя (имя) идет по святой дороге. Пойду на светлую дорогу. Мать Божия, встань мне на помощь, раба твоя (имя) месяцем подвяжется, зарями огородится, и вас, всех врагов, и начальников, и всех злых людей не боится”. Отсюда, когда наговариваешь, подними руки вверх. “Моя правая рука, моя правая нога, мое дело право. Я к вам с Пасхою, а вы ко мне с ласкою. Есть у меня святой мак — что скажу, все будет так. Господи, пошли час добрый”. 11 Идешь на вечеринку, открываешь двери и скажи, чтобы больше почету было: “Лев, зверь, я вас всех съем”.
06 Еще хлеб мертвому в гроб положат и тихонько говорят: “На тебе хлеба край, только нас не задевай”. 09 Хлеб да палку в гроб клали: “Вот тебе хлеб и лес, чтоб домой не лез”. 10 Из избы понесут, насупротив солнца крути его: “Солнышко никогда в другу сторону не воротится, и ты уж не воротишься”. 38 Чтобы не бояться покойника, надо выйти к реке и сказать: “Горе да беда, плыви с водой, радость да веселье, пойдем со мной”. 39 “Я за рекой, ты за другой, не видаться нам с тобой. Будь свят, лежи на своем месте”. 40 С могилы идешь: “Ты за городи, я за другой, не видаться нам с тобой. Я приду, а ты не ходи”. (3 раза).
© Copyright: Рей Ирина, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|