Жизнь продолжается

Ирина Петал: литературный дневник

А, Б, В, Г, Д
1, 2, 3, 4, 5…
Старости школа, о, где –
Время учиться опять.


Е, Ж, З, И, К.
6, 7, 8, 9, 0…
Муза, скамью старика
Ныне занять мне позволь.
© Борис Божнев



Жизнь продолжается…



— Почитал немного. И подумал: что читалось бы всё такое гораздо лучше если б только от автора исходило. Ваши успехи и заслуги – они мешают непосредственному восприятию лирики. Читатель предпочитает сам открыть автора, без наводки. Это болезнь такая у многих авторов: спешить представиться трудами своими, перечнями. Вот попробуйте сделать дополнительную страницу под другим именем без реестра заслуг – и удивитесь как изменяется восприятие автора. Эн Руст.


— Сердечно благодарю за внимание. Что ж, возможно, Вы и правы насчёт "страницы-без-опознавательных-знаков", но, честно сказать, нет сейчас ни времени, ни сил, ни – честно сказать – желания возиться с этим, а насчёт того, зачем вообще обозначил свои "координаты"... Ну, это просто констатация, точность в ней тоже одно из правил хорошего тона в общении – там, если заметили, есть и констатация того, что светское своё образование я не закончил, что где-то был лишь номинантом, где-то лишь в лонге... Это похвальба? Не думаю, что быть номинантом или попасть в лонг – большое достижение, а скрывать всё и оставаться инкогнито свойственно великим. Как свт. Филарет митр. Московский иронично замечал одному священнику, "смиренно" подписывавшимся под письмом одним именем, что одним именем может подписываться император, единственный в своём роде человек с таким именем, а всем прочим должно соблюсти точность в указании кто ты, что и откуда так что... Оставлю пока всё, как есть. Кланяюсь Вам.


— Ну что ж. ВЫ не в гордыне, раз ответили мне. Спасибо.


— Николай, да что Вы! Кто ж свободен от гордости-то... И я от неё не свободен ни разу, увы... Гордость – последняя крепость, которую берёт человек; она всю жизнь нас подкарауливает – того и гляди вылезет в каком-нибудь нашем движении и во мне она отовсюду торчит, но я не теряю надежды.


— Милый Игумен! По состоянию я скорей всего светский гуманист и далёк от ваших сфер в которых так наглядна бывает "поповщина". При этом дочь моя Рената почти монашка что ли, с юности религиозна весьма, теперь иконы копирует где-то в Загорске. Таково было влияние мамы, та в братствах состояла. не спорю с ними, скорей развлекаю говоря "все святые с бородками". В жизни я не встречал "батюшек" или "отцов", с которыми мог бы поговорить, ибо обычно они уклонялись ссылаясь на "велика тайна сия". Никрус, наверняка гордынный.


— Ну... не знаю тех, кто уклонялся от разговоров с Вами, потому не знаю, отчего они так делали... От себя скажу, что когда мне приходилось уклоняться, я – если глубоко глядеть – делал так по собственной своей слабости, неспособности к ответу, неспособности вглядеться в суть вопрошания – то ли потому, что слишком внезапен вопрос был, а я увлечён был какой-то другой темой; то ли просто душа была в нищем состоянии... Ведь общение всегда жертва, жертва внимания
все мы люди, все человеки немощные... Кланяюсь Вам.


— Спасибо за внимание, Вы первый кто нормально отвечает без идеологической напылённости, без позы, а это даже уважение повышает к "батюшкам". Никрус.


— Что ж... рад поддержать нормальную беседу. Но батюшки, нормально разговаривающие, поверьте, отнюдь не редкость, просто Вам как-то, видать, не везло. Кланяюсь.


— Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не от Бога. Ев. От Иак. 323.


Ну что глаза...
Химизма отпечатки?
А заглядишься – и плывешь.
И о любви совсем не врешь,
и в сердце прыгают зайчатки,


и вновь Творец в тебе без спроса
в груди выламывает кость,
и женщина опять сквозь космос
глядит Праматерью, насквозь,


и чувство... вечности... минутной!
И жаль: что христиане лгут, –
мол, красота для нас распутна,
и “похотью очей” клянут.


— Николай, мне интересен Ваш неравнодушный разговор. Что ж, буду отвечать по порядку. Ссылочка неточная – это не "Ев. От Иак. 323." Это первое послание Иоанна, 2, 16. А "Ев. От Иак. 232." вообще не существует. Но текст Вы привели верно, да только, осмелюсь сказать, всё ж не проникли на полную его глубину. Ну сами подумайте... столько поколений, столько людей читали это послание, видели правдивость его... и влюблялись тоже, и свято, и красиво любили! И никакого противоречия не видели... как? А? Вы подумали, нет? Судя, по легковесному восклицанию в Вашем этом стихотворении, нет (попытаюсь сказать, в чём Ваша ошибка собственно, она не только Ваша, ею ошибся ещё, например, Фрейд).


Он считал все возникающие в человеке душевные движения естественными, а потому сдерживание их считал началом стрессов, комплексов и т.д. Но и не Фрейд первый сделал эту ошибку, она раньше – в ошибочном западном, католическом понимании того, что произошло с человеком в грехопадении (эту же антропологию наследовали и протестанты и все прочие западные люди). Западные отцы видели в этом событии лишь лишение благодати, и только; а сам человек, как они думали, остался тем же, каким и был от сотворения... Они не дали никакого значения словам, что Господь сделал Адаму и Еве "кожаные ризы"... Что это такое? Просто дублёнка что ли? А кожи где Бог взял? Оленя замочил? Или опять их из ничего сделал? Да что за фокусы, в конце концов! Ерунда, конечно, "кожаные ризы" – это огрубелость, дебелость нашего наличного состояния – и это для того Господь сделал, чтоб затруднить человеку контакт с демонами, поскольку подобное идёт к подобному, а человек стал им подобен, приняв совет демона и отделившись от Бога... Так вот, кроме этого ещё – и очень важное... Человеческое естество, попытавшись отделиться от Бога, претерпело страшное повреждение, когда все качества и свойства человеческие стали действовать искажённо, часто хаотично – одним словом, с повреждением, неверно, неточно.


И это ещё не всё. Человек создан быть храмом, но, отступив от Бога, он не остался один, – человек стал вмещать в себя уже не Бога... а действие демонское, что происходит через помыслы... Читали Вы Достоевского? Помните: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей...» А помыслы – как ключ зажигания, из них растут те или иные состояния человеческие, ума и сердца, самая атмосфера внутренняя в целом ими определяется. Так вот, отнюдь не все помыслы, что внутри нас, наши собственные, а Фрейд считал, что они все до единого нам естественны, увы, большинство из них не наши, и не Божии, а именно демонские, оттого отнюдь не все в нас душевные движения естественные, и тем более не все Божии...


Но любовь, безусловно, дар Божий! Да, с этим и никто никогда и не спорит. И это правда, что любовь нас превосходит – случается "без спроса", как Вы пишете... Вообще, стихотворение-то замечательное, если б не это памфлетическое слабое восклицание в конце. А знаете, отчего оно слабое? Ничто великое не утверждается за счёт противопоставление чему-то, за счёт борьбы с чем-то – не в этом сила действительно великого, а в самой жизни самоценной этого великого явления, без всяких противопоставлений. Так что последние три строки чудовищно ослабляют эти Ваши стихи... Разве только чтоб это воскликнуть в конце Вы их писали? Пф! Где ж о самой любви-то речь, где ж её самой трепетная драгоценность?.. Эхехе... Ладно...


Так вот, к чему я все антропологические расклады описывал? Они объясняют то, что в словах, взятых Вами в эпиграф, заключено, но, если быть внимательным, можно найти в Писании и иные слова. Ну, вот, например: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом". Это из первого послания ап. Петра. И думаю, нет причин спорить, что в человеке всё определяет "внутреннее дыхание", а не просто внешняя модельная устроенность... Разве моделей любят? Нет, а вот тех, кто несколько "несимметричен". Как чудесно говорил Кокто: "красота – хромает"... Что есть эта "несимметричность", "хромота"? Отсылка к совершенному, вздох к небу, великая наша всегдашняя жажда... А кто пытался изобразить себя совершенным и не нуждающимся в этом – выглядит неживой куклой... Так что не сама красота "распутна", как Вы написали, а то, как ею пользуются некоторые, и этих "некоторых", увы, всегда было много, оттого апостол Иоанн и обобщил всё так, как в эпиграфе, взятом Вами, значится... На этом прервусь – и так уже без меры написал. Будьте благополучны.


— И все-таки нет в евангелиях ни слова о красоте в прямом смысле, без подстановок других слов, толковательных. Нет слова "красота". А что последние строки того стиха слишком резкие – согласен. Просто я давно уже понял, сам: сходимся по привлекательности, по красоте, а потом морали взыскуем, не бережем точку отсчета встречи.

Видение было...
...Цирк.
Высвеченный манеж.
Я стою в коридоре, по которому обычно выходят артисты.
На манеже вижу приземистого широкоплечего атлета,
он (я вижу его со спины) ворочает тяжести.


Зал постепенно стихает:
атлет должен поднять неимоверную тяжесть.
Все – ждут.
И я вдруг понимаю, –
но знал это и раньше, – знал – всегда, –
это – Христос.


Зачем-то он выходит с манежа в коридор,
быстро проходит мимо, возвращается,
натирает мелом ладони,
остановился передо мной,
смотрит в меня.


Взгляд спокойный и твердый,
ничего лучезарного, иконописного.


Я понимаю и знаю: он идет на смерть,
это его последний выход.
Я и он – мы знаем, –
и знаем это будто бы только мы:
что не выйти на манеж ему нельзя,
там стоит тишина ожидающая.


Он протягивает руку.
Мы задерживаемся ладонями.
Я чувствую – что заплачу.


Чувствую ненужность слов.
Прощальность…


…Помню теплое и прохладное,
легкое и крепкое,
короткое,


ничем не удивляющее
рукопожатие.


ПОЯСНЕНИЕ:
Самое странное в этом видении: я далек от православной идеологии. Не углублялся. И, накануне встречи, не читал ничего такого, познавательного и впечатлившего. Но я уверен, что видел именно Христа. И не было боязни (признака встречи с «бесом»). И гораздо позже, из растрепанной книжки на деревенском чердаке, я прочитал у преп. Пахомия: «Христово пришествие к человеку сопровождается радостью, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезают, ум делается очами серафимскими и весь вперяется в созерцание славы Господней…" ("Училище благочестия", т.11, с. 26). Так, нет ли, – не мне судить.


— Пока отвечу кратко, о красоте: есть чудесная книжка – Ольвье Клеман "Отблески света. Богословие красоты". Если интересно – поглядите, может, прояснится тема, а я сам отвечу чуть позже, нужно вчитаться, "дать отстояться и осесть шуму слов". Ай, отчего-то Стихира не даёт отобразиться ссылочке... ну, найдёте, эта книжке есть в свободном доступе…


Отвечу вначале на первое Ваше, краткое письмо. Думаю, "мораль", которую "взыскуем", как Вы пишете, означает ничто иное, как условия хранения того первого дара, первого прикосновения красоты, а иначе она утрачивается, но дар не бывает случайным, а оттого и не утрачивается – нужно лишь уметь вглядеться, и он возрождается. Вообще это: встреча-утрата-поиск-восстановление - обычный ход для всего в человеческой деятельности, и для богообщения, и для взаимоотношений, и для творчества, для профессиональной деятельности, для учёбы... Во всём мы проходим такие этапы
кто не прошёл – тот ещё не профи.


— «Во всём мы проходим такие этапы, кто не прошёл - тот ещё не профи»


1. Быть профи - критериально?
2. Всё живое уклоняется от деградации в равновесие. Закон развития.
Вы уклонялись, а теперь... профи?
3. Мама была глубоко верующая православная, умерла в 90 с лишним, никогда не ходила по врачам, говорила: как будет угодно богу – так и будет. При вскрытии кровь оказалась "как у молодой".
4. Прадед был дьяконом вроде бы, в полтаве. И сепаратистом украинским. За это и прикончили его "коммуняки-профи".


...Паисий, вы не простой служака, и гуманист, сколько времени мне уделяете. Спасибо за редкое внимание со стороны церковников. Никрус, эклектик в религиозности разнообразной.


— Вначале напишу на предыдущее. Видение... ну... возможно... но это не явление, а просто, может быть, Господь так дал о Себе знать. Это не явление в полном смысле, вмч. Евстафию Плакиде Христос дал о Себе знать через оленя, но ясно, что это не явление собственно... Христос – богочеловек, воплотившийся Бог, и совершенный человек, но не олень и фокусами не занимается,
а так-то святые отцы для скромной точности советовали при из ряда вон выходящих явлениях (подобного рода): "не благословляй и не кляни", т.е. не говори сразу: о, это от Бога! Но также и не говору: фу, это от диавола! Говори: я не знаю, что это так будет сдержаннее и верней, а со временем Господь объяснит, что это было.


Дальше отвечаю на последнее. "Профи" понятнее всего при "профессиональном выгорании" – вот кто не прошёл его, всё ж оставаясь добросовестным врачом/педагогом/психологом/священником и т.д. – особенно это касается "социальных" профессий – тот ещё... эээ... несколько в высокопарных о себе мнениях витает. Я видел настоящих профи, и это – великое, а в остальных областях – жизни христианской, взаимоотношений – там можно поискать и более подходящее слово.


Что значит "критериально"? А так... мы души возделанные или нет? Мы подростки несмысленные или человеки, на которых можно положиться? вот в чём вещь... Если обо мне – то нет, я ещё не вполне профи, я ещё в пути. Относительно третьего пункта мне сказать нечего. Относительно последнего пункта... коммуняки – не "профи". Впрочем, если Вам не нравится или наоборот, "нравится" это слово – воля Ваша.


— Прочитал. Заметил и некоторую неуверенность в посылах... Посылы, которые уверенные, сразу достают. Никрус, слабоумный, ибо читаю нынче "ангельскую медицину", "будущее тела" (Мерфи, толстенный том) и даже "Добротолюбие". Интерес – ко всему, и всё – как бы мимо пролетает в яму безвидную...


Паисий! Я почитал что такое игумен. И удивился, что Вы при своей занятости уделяете мне внимание. Сказано же: с неразумными не вдавайся в прения. Никрус, благодарный за соучастие в Стихире.


...Христос просил не называть «отцами»
служителей церковных, а «отцы» –
не назовешь – сверлят глазами,
носы воротят, гордецы.
им мало сана.


Паисию Савосину, игумену. Возмути!


...Возмути меня, жизни моей утоленье!
Я безумцем забыться хочу...
Не узнать никогда
пустоты
обольщенья,
и бессилья трагизма,
которым плачу
по счетам
постоянного
пораженья...


— Ох, Николай, Николай... И охота Вам в чужих немощах-то копаться? Что Вы поповские наши недостатки всё ворошите? Мы из мира пришли, не с Луны спустились, и каково состояние общества, таковы и мы... странно, право, чес слово, неужто не ясно? А "отец"... ну, так у апостола Павла: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов..." (1 Кор. 4, 15). Так что не в полном смысле именовать отцами можно точно также, как всякий человек может быть "богом по благодати" (именно с маленькой буквы), это и в евангелии Христос повторяет слова прор. Давида: "аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси"...


А насчёт "возмути"... о, нет уж. Как раз лучше наоборот: "стяжи дух мирен" (прп. Серафим Саровский), а возмущённом водоёме ничего не видать, ну прост ни зги.


— Великому Паисию С. – от ничтожного червя мира сего. И от Дракона с плавниками. "Наши недостатки ворошите", так пишете. Да ведь потому и ворошу, что не хочется их. У меня от встреч с религиозниками всегда было тягостное настроение, от навязчивого занудства, но от переписки с вами – нет такового настроения. И самое лучшее – общаться стихами, без цитат. Поскольку у меня прошло увлечение, начавшееся после прочтения евангелия от Матфея, где-то лет 20 с лишним, прочтение вызвало, хорошо помню, что-то близкое к слезам от радости встречи, в те годы и доступа не было ко многому, а потом стал вникать в разные переводы и "смутился" от трактовок. А потом получилось, что стал располагаться к буддизму, ничего толком не понимая, с ощущением что многое сразу понимаю. В общем, я даже слегка завидую что Вы так целево состоялись. Я ведь тоже метал поступить в семинарию, но потом узнал, что там дисциплина жуткая, ниже травы надо стать и "возроптал духом", поступил просто на Философский в МГУ. Так что... не серчайте на меня. Жизнь – продолжается. Никрус.


— Не-не-не, ни в коем случае! Никаких "великих". И да, вот именно что жизнь продолжается! Мир Вам! Кланяюсь. А то, что Вы пережили тогда, при встрече с Евангелием, как думаю, подлинное. И это не исчезает.



Соавторы: Игумен Паисий Савосин, Николай Рустанович
Время рождения: 2.10.2018 17:03 – 7.10.2018 11:25
Произведение: Николай Рустанович «Из переписки с игуменом»
Адрес: http://www.stihi.ru/2018/10/19/2482





Другие статьи в литературном дневнике: