Жизнь продолжается А, Б, В, Г, Д Е, Ж, З, И, К. Жизнь продолжается…
— Сердечно благодарю за внимание. Что ж, возможно, Вы и правы насчёт "страницы-без-опознавательных-знаков", но, честно сказать, нет сейчас ни времени, ни сил, ни – честно сказать – желания возиться с этим, а насчёт того, зачем вообще обозначил свои "координаты"... Ну, это просто констатация, точность в ней тоже одно из правил хорошего тона в общении – там, если заметили, есть и констатация того, что светское своё образование я не закончил, что где-то был лишь номинантом, где-то лишь в лонге... Это похвальба? Не думаю, что быть номинантом или попасть в лонг – большое достижение, а скрывать всё и оставаться инкогнито свойственно великим. Как свт. Филарет митр. Московский иронично замечал одному священнику, "смиренно" подписывавшимся под письмом одним именем, что одним именем может подписываться император, единственный в своём роде человек с таким именем, а всем прочим должно соблюсти точность в указании кто ты, что и откуда так что... Оставлю пока всё, как есть. Кланяюсь Вам. — Ну что ж. ВЫ не в гордыне, раз ответили мне. Спасибо. — Николай, да что Вы! Кто ж свободен от гордости-то... И я от неё не свободен ни разу, увы... Гордость – последняя крепость, которую берёт человек; она всю жизнь нас подкарауливает – того и гляди вылезет в каком-нибудь нашем движении и во мне она отовсюду торчит, но я не теряю надежды. — Милый Игумен! По состоянию я скорей всего светский гуманист и далёк от ваших сфер в которых так наглядна бывает "поповщина". При этом дочь моя Рената почти монашка что ли, с юности религиозна весьма, теперь иконы копирует где-то в Загорске. Таково было влияние мамы, та в братствах состояла. не спорю с ними, скорей развлекаю говоря "все святые с бородками". В жизни я не встречал "батюшек" или "отцов", с которыми мог бы поговорить, ибо обычно они уклонялись ссылаясь на "велика тайна сия". Никрус, наверняка гордынный. — Ну... не знаю тех, кто уклонялся от разговоров с Вами, потому не знаю, отчего они так делали... От себя скажу, что когда мне приходилось уклоняться, я – если глубоко глядеть – делал так по собственной своей слабости, неспособности к ответу, неспособности вглядеться в суть вопрошания – то ли потому, что слишком внезапен вопрос был, а я увлечён был какой-то другой темой; то ли просто душа была в нищем состоянии... Ведь общение всегда жертва, жертва внимания — Спасибо за внимание, Вы первый кто нормально отвечает без идеологической напылённости, без позы, а это даже уважение повышает к "батюшкам". Никрус. — Что ж... рад поддержать нормальную беседу. Но батюшки, нормально разговаривающие, поверьте, отнюдь не редкость, просто Вам как-то, видать, не везло. Кланяюсь. — Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не от Бога. Ев. От Иак. 323. Ну что глаза... и вновь Творец в тебе без спроса и чувство... вечности... минутной! — Николай, мне интересен Ваш неравнодушный разговор. Что ж, буду отвечать по порядку. Ссылочка неточная – это не "Ев. От Иак. 323." Это первое послание Иоанна, 2, 16. А "Ев. От Иак. 232." вообще не существует. Но текст Вы привели верно, да только, осмелюсь сказать, всё ж не проникли на полную его глубину. Ну сами подумайте... столько поколений, столько людей читали это послание, видели правдивость его... и влюблялись тоже, и свято, и красиво любили! И никакого противоречия не видели... как? А? Вы подумали, нет? Судя, по легковесному восклицанию в Вашем этом стихотворении, нет (попытаюсь сказать, в чём Ваша ошибка собственно, она не только Ваша, ею ошибся ещё, например, Фрейд). Он считал все возникающие в человеке душевные движения естественными, а потому сдерживание их считал началом стрессов, комплексов и т.д. Но и не Фрейд первый сделал эту ошибку, она раньше – в ошибочном западном, католическом понимании того, что произошло с человеком в грехопадении (эту же антропологию наследовали и протестанты и все прочие западные люди). Западные отцы видели в этом событии лишь лишение благодати, и только; а сам человек, как они думали, остался тем же, каким и был от сотворения... Они не дали никакого значения словам, что Господь сделал Адаму и Еве "кожаные ризы"... Что это такое? Просто дублёнка что ли? А кожи где Бог взял? Оленя замочил? Или опять их из ничего сделал? Да что за фокусы, в конце концов! Ерунда, конечно, "кожаные ризы" – это огрубелость, дебелость нашего наличного состояния – и это для того Господь сделал, чтоб затруднить человеку контакт с демонами, поскольку подобное идёт к подобному, а человек стал им подобен, приняв совет демона и отделившись от Бога... Так вот, кроме этого ещё – и очень важное... Человеческое естество, попытавшись отделиться от Бога, претерпело страшное повреждение, когда все качества и свойства человеческие стали действовать искажённо, часто хаотично – одним словом, с повреждением, неверно, неточно. И это ещё не всё. Человек создан быть храмом, но, отступив от Бога, он не остался один, – человек стал вмещать в себя уже не Бога... а действие демонское, что происходит через помыслы... Читали Вы Достоевского? Помните: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей...» А помыслы – как ключ зажигания, из них растут те или иные состояния человеческие, ума и сердца, самая атмосфера внутренняя в целом ими определяется. Так вот, отнюдь не все помыслы, что внутри нас, наши собственные, а Фрейд считал, что они все до единого нам естественны, увы, большинство из них не наши, и не Божии, а именно демонские, оттого отнюдь не все в нас душевные движения естественные, и тем более не все Божии... Но любовь, безусловно, дар Божий! Да, с этим и никто никогда и не спорит. И это правда, что любовь нас превосходит – случается "без спроса", как Вы пишете... Вообще, стихотворение-то замечательное, если б не это памфлетическое слабое восклицание в конце. А знаете, отчего оно слабое? Ничто великое не утверждается за счёт противопоставление чему-то, за счёт борьбы с чем-то – не в этом сила действительно великого, а в самой жизни самоценной этого великого явления, без всяких противопоставлений. Так что последние три строки чудовищно ослабляют эти Ваши стихи... Разве только чтоб это воскликнуть в конце Вы их писали? Пф! Где ж о самой любви-то речь, где ж её самой трепетная драгоценность?.. Эхехе... Ладно... Так вот, к чему я все антропологические расклады описывал? Они объясняют то, что в словах, взятых Вами в эпиграф, заключено, но, если быть внимательным, можно найти в Писании и иные слова. Ну, вот, например: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом". Это из первого послания ап. Петра. И думаю, нет причин спорить, что в человеке всё определяет "внутреннее дыхание", а не просто внешняя модельная устроенность... Разве моделей любят? Нет, а вот тех, кто несколько "несимметричен". Как чудесно говорил Кокто: "красота – хромает"... Что есть эта "несимметричность", "хромота"? Отсылка к совершенному, вздох к небу, великая наша всегдашняя жажда... А кто пытался изобразить себя совершенным и не нуждающимся в этом – выглядит неживой куклой... Так что не сама красота "распутна", как Вы написали, а то, как ею пользуются некоторые, и этих "некоторых", увы, всегда было много, оттого апостол Иоанн и обобщил всё так, как в эпиграфе, взятом Вами, значится... На этом прервусь – и так уже без меры написал. Будьте благополучны. — И все-таки нет в евангелиях ни слова о красоте в прямом смысле, без подстановок других слов, толковательных. Нет слова "красота". А что последние строки того стиха слишком резкие – согласен. Просто я давно уже понял, сам: сходимся по привлекательности, по красоте, а потом морали взыскуем, не бережем точку отсчета встречи. Зал постепенно стихает: Зачем-то он выходит с манежа в коридор, Взгляд спокойный и твердый, Я понимаю и знаю: он идет на смерть, Он протягивает руку. Чувствую ненужность слов. …Помню теплое и прохладное, ничем не удивляющее ПОЯСНЕНИЕ: — Пока отвечу кратко, о красоте: есть чудесная книжка – Ольвье Клеман "Отблески света. Богословие красоты". Если интересно – поглядите, может, прояснится тема, а я сам отвечу чуть позже, нужно вчитаться, "дать отстояться и осесть шуму слов". Ай, отчего-то Стихира не даёт отобразиться ссылочке... ну, найдёте, эта книжке есть в свободном доступе… Отвечу вначале на первое Ваше, краткое письмо. Думаю, "мораль", которую "взыскуем", как Вы пишете, означает ничто иное, как условия хранения того первого дара, первого прикосновения красоты, а иначе она утрачивается, но дар не бывает случайным, а оттого и не утрачивается – нужно лишь уметь вглядеться, и он возрождается. Вообще это: встреча-утрата-поиск-восстановление - обычный ход для всего в человеческой деятельности, и для богообщения, и для взаимоотношений, и для творчества, для профессиональной деятельности, для учёбы... Во всём мы проходим такие этапы — «Во всём мы проходим такие этапы, кто не прошёл - тот ещё не профи» 1. Быть профи - критериально? ...Паисий, вы не простой служака, и гуманист, сколько времени мне уделяете. Спасибо за редкое внимание со стороны церковников. Никрус, эклектик в религиозности разнообразной. — Вначале напишу на предыдущее. Видение... ну... возможно... но это не явление, а просто, может быть, Господь так дал о Себе знать. Это не явление в полном смысле, вмч. Евстафию Плакиде Христос дал о Себе знать через оленя, но ясно, что это не явление собственно... Христос – богочеловек, воплотившийся Бог, и совершенный человек, но не олень и фокусами не занимается, Дальше отвечаю на последнее. "Профи" понятнее всего при "профессиональном выгорании" – вот кто не прошёл его, всё ж оставаясь добросовестным врачом/педагогом/психологом/священником и т.д. – особенно это касается "социальных" профессий – тот ещё... эээ... несколько в высокопарных о себе мнениях витает. Я видел настоящих профи, и это – великое, а в остальных областях – жизни христианской, взаимоотношений – там можно поискать и более подходящее слово. Что значит "критериально"? А так... мы души возделанные или нет? Мы подростки несмысленные или человеки, на которых можно положиться? вот в чём вещь... Если обо мне – то нет, я ещё не вполне профи, я ещё в пути. Относительно третьего пункта мне сказать нечего. Относительно последнего пункта... коммуняки – не "профи". Впрочем, если Вам не нравится или наоборот, "нравится" это слово – воля Ваша. — Прочитал. Заметил и некоторую неуверенность в посылах... Посылы, которые уверенные, сразу достают. Никрус, слабоумный, ибо читаю нынче "ангельскую медицину", "будущее тела" (Мерфи, толстенный том) и даже "Добротолюбие". Интерес – ко всему, и всё – как бы мимо пролетает в яму безвидную... Паисий! Я почитал что такое игумен. И удивился, что Вы при своей занятости уделяете мне внимание. Сказано же: с неразумными не вдавайся в прения. Никрус, благодарный за соучастие в Стихире. ...Христос просил не называть «отцами» Паисию Савосину, игумену. Возмути! ...Возмути меня, жизни моей утоленье! — Ох, Николай, Николай... И охота Вам в чужих немощах-то копаться? Что Вы поповские наши недостатки всё ворошите? Мы из мира пришли, не с Луны спустились, и каково состояние общества, таковы и мы... странно, право, чес слово, неужто не ясно? А "отец"... ну, так у апостола Павла: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов..." (1 Кор. 4, 15). Так что не в полном смысле именовать отцами можно точно также, как всякий человек может быть "богом по благодати" (именно с маленькой буквы), это и в евангелии Христос повторяет слова прор. Давида: "аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси"... А насчёт "возмути"... о, нет уж. Как раз лучше наоборот: "стяжи дух мирен" (прп. Серафим Саровский), а возмущённом водоёме ничего не видать, ну прост ни зги. — Великому Паисию С. – от ничтожного червя мира сего. И от Дракона с плавниками. "Наши недостатки ворошите", так пишете. Да ведь потому и ворошу, что не хочется их. У меня от встреч с религиозниками всегда было тягостное настроение, от навязчивого занудства, но от переписки с вами – нет такового настроения. И самое лучшее – общаться стихами, без цитат. Поскольку у меня прошло увлечение, начавшееся после прочтения евангелия от Матфея, где-то лет 20 с лишним, прочтение вызвало, хорошо помню, что-то близкое к слезам от радости встречи, в те годы и доступа не было ко многому, а потом стал вникать в разные переводы и "смутился" от трактовок. А потом получилось, что стал располагаться к буддизму, ничего толком не понимая, с ощущением что многое сразу понимаю. В общем, я даже слегка завидую что Вы так целево состоялись. Я ведь тоже метал поступить в семинарию, но потом узнал, что там дисциплина жуткая, ниже травы надо стать и "возроптал духом", поступил просто на Философский в МГУ. Так что... не серчайте на меня. Жизнь – продолжается. Никрус. — Не-не-не, ни в коем случае! Никаких "великих". И да, вот именно что жизнь продолжается! Мир Вам! Кланяюсь. А то, что Вы пережили тогда, при встрече с Евангелием, как думаю, подлинное. И это не исчезает. Соавторы: Игумен Паисий Савосин, Николай Рустанович
© Copyright: Ирина Петал, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|