Бог и Босх - родня по духу...

Ирина Петал: литературный дневник

Эпохальная
Сергей Христовский


Жизнь и смерть
С лица похожи,
Время в тему
Корчит рожи,
Бог и Босх -
Родня по духу,
Боль -
Несчастная старуха,
И в глазах прохожих -
Сухо,
Им спешить на праздник
Надо,
От казны до казни -
Рядом,
Боль - никчемная старуха,
Мир - распоротое брюхо...
© Сергей Христовский, 2018
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2018/12/17/9005



Ты вновь была со мной...
Михаил Тищенко


'И дерева тянули стебли рук
ко мне, как хор в трагедии античной,
и я ладонью гладил каждый звук,
и запах твой почувствовал брусничный.


В моих руках вселенная цвела
любви моей, слепой до вдохновенья,
и так ты осязаема была,
что било током от прикосновенья.'
Евгений Ильич Тищенко


Ты вновь была со мной, и я дрожал,
как на ветру цветы у майской вишни,
и розово-малиновый пожар
взлетал до звезд - от веток самых нижних.
И мы вдвоем горели в нем - с тобой,
ушедшей прочь из чисел календарных,
и гладил я огонь своей рукой,
за эту связь и пламя благодарный.


И шире становился горизонт:
всё, что казалось раньше невозможным,
осуществлялось, и - наоборот -
надежное оказывалось ложным.
А там, внизу, на маленькой земле,
людишки копошились, длили споры
и отбирали друг у друга хлеб,
дома, валюту, жизни... Словно воры!


Да, ты была со мной, была везде,
но я не мог вернуть тебя на землю -
а только лишь - глядеть, глядеть, глядеть! -
и сквозь огонь расти зеленым стеблем.
Созрев, мой плод рассыпет семена,
открыв свой панцирь, словно рамки ранца,
и в пламени с тобой, сгорев до дна,
я буду умирать и возрождаться.
© Михаил Тищенко, 2018
Первоисточник: http://stihi.ru/2018/08/11/3652



Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.


Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.


Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.


Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.

Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.




Другие статьи в литературном дневнике: