Ах, неужели я здесь была?

Ирина Петал: литературный дневник

Ах, неужели я здесь была,
Ох, неужели брала перо
И выводила алое _А_
И золотое _О_?


Я ли талдычила при свече
Вместо молитвы,- ах, неужель,-
Что человек - есть черное _ЧЕ_
И только в люльке - _ЭЛЬ_?


И неужели меня здесь нет,
Где и среди суеты сует
Каждая буква имеет цвет,
Каждое имя - свет?
© Инна Лиснянская
<1995>



***
Ты обо мне не думай плохо,
Моя жестокая эпоха.
Я от тебя приму твой голод,
Из-за тебя останусь голой...


На всё иду.
На всё согласна.
Я всё отмерю полной мерой.
Но только ты верни мне ясность
И трижды отнятую веру.


Я так немного запросила
За жизнь свою –
Лишь откровенность.
А ты молчишь – глаза скосила,
Всевидящая современность...
© Инна Лиснянская



***
Вдали от Содома


Я выдохнула память. И для вдоха
Теперь нужна мне новая эпоха,
Или хотя бы - новое окно
В иной пейзаж, где лавр дорогу славит,
Где солнце заходящее оставит
На мне свое родимое пятно.


Оно похоже на почтовый штемпель,
Да и на пломбу на вагоне "мебель",
И на тавро, которым метят скот,-
Хочу быть кем угодно, чем угодно,
Но лишь бы с мертвой точки безысходной
Мне сдвинуться и высмотреть исход.


А он, наверно, там, где был вначале,
Где позже мирру с терном повенчали.
На кой мне ляд, однако, та страна
Иль град, где пощадили только Лота?
Мне выйти всего-навсего охота
За крестовину этого окна!
© Инна Лиснянская
<2001>



Инна Львовна Лиснянская — русская поэтесса и прозаик.
Родилась: 24 июня 1928 г., Баку, Азербайджан
Умерла: 12 марта 2014 г., Хайфа, Израиль


Публикует с 1948 года оригинальные стихи и переводы из азербайджанской поэзии. Участвовала в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979), вместе с Семеном Липкиным (мужем) и Василием Аксёновым вышла из Союза писателей СССР в знак протеста против исключения из него Виктора Ерофеева и Евгения Попова, в течение 7 лет публиковалась только за рубежом. Лауреат Премий журналов «Стрелец» (1994), «Арион» (1995), «Дружба народов» (1996), «Знамя» (2000), Государственной премии России (1998), премии Александра Солженицына (1999) — «за прозрачную глубину стихотворного русского слова и многолетне явленную в нём поэзию сострадания», премии «Поэт» (2009).


Персональный сайт: http://lisnyanskaya.poet-premium.ru/



ОДА КОМПЬЮТЕРУ


За тебя зелёных тыщу
Отдала, дружок,
И тебе готовлю пищу
Из последних строк.


Смысла облачное мясо,
Рифма на гарнир, —
Из последнего припаса
Наш с тобою пир.


Что мне деньги? Что мне слава,
Зрелищ колдовство?
Ты — последняя забава
Века моего.


Эхо, зеркало, посредник,
Призрак и двойник,
Может быть, в мой день последний
Ты возник?


<1998>
© Инна Лиснянская



В ОКНАХ КОМПЬЮТЕРА


1


В компьютере я замыкаюсь, словно в квартире
С множеством окон (вишь, обучилась чему!),
И нервные мысли мои о текущем мире
Овеществленному я доверяю уму.
А мир наш, в сущности, мало в чем изменился
С пустыни Исхода и с Воскресенья Христа,
Ну разве что скоростью звука обогатился
И до светящегося умалился листа,
Верней до экрана компьютерного, в котором
Щуки кричат и безмолвствуют соловьи,
Обратную перспективу суля просторам,
Где вещь уподоблена сердцу с толчками в крови.
Уже мне не надо: где мы? нет смысла в вопросе.
На клавиши жму и вращаю окон колесо,
И вижу меж спиц голубых бокал на подносе,
И пробую в крымском подвале «абрау-дюрсо», —
Ах! Для чего я опять попадаю в Ялту,
В когти глициний и в галлюцинации волн:
Клио ножом для бумаги кромсает карту —
И сокращается русский наш Вавилон,
И вертит блудница, из волн вылезая, тазом,
Сосками медузьими перед глазами трясёт...
Заходит окно за окно, ум заходит за разум,
И мне неизвестно, что далее произойдет.


2


Весть не буквальная. Я вижу, как во сне,
Яйцо пасхальное в компьютерном окне.


Яйцо расцвечено: по тонкой скорлупе
Мария мечется в смеющейся толпе.


А кровь распятая жалеет палачей,
И три крылатые свечи для трёх ночей


С креста возносятся и знаки подают, —
И Богородица припоминает тут


Те ясли тесные, где Сына родила,
А весть архангела поныне ей светла.


3


Экран компьютерный. Окно
Всё буквами засижено.
Всё близкое удалено,
А дальнее приближено.


Здесь, путаясь во временах,
Пространству деться некуда, —
Тебя охватывает страх,
А помолиться некогда.


А что же в мире и в стране
В твоей, в любимой до крови?
И в мирный день — как на войне,
И во поле — как в логове.


4


Нет покамест в душе
Ни безбожной алчбы, ни безверия ветреника,
Но и нету уже
Алтаря и престола, и жертвенника.
Что случилось со мной?
Что с друзьями, ушедшими в жизнь предприимчивую?
Что стряслось со страной?
Или всё-то я преувеличиваю?
Даром, что ли, цветут
Заоконные липы — пчелиные пасечники?
Разве нас не зовут
Соловьи — древнерусские сказочники?
Разве зря, как живой,
Мой компьютер со мной третьи сутки сумерничает,
И вопрос ключевой
Задает, и от слов моих нервничает?


5


На самое дно
Упрятала память,
И это окно
Дерзаю орамить
Не верткой лозой
Из сада родного,
Не мёртвой смолой
Из моря чужого,
А тайной судьбы,
Цветеньем, рождённым
От страстной борьбы
Меж лавром и тёрном.
Цветок моих дней,
Дичок вкругоконный,
Ты мавра темней,
Бледней Дездемоны…


6


Нажимаю на кнопку Home —
Возвращаюсь на тот причал,
Где под бабушкиным платком
Ветер люльку мою качал.


Нажимаю на кнопку End —
Попадаю в самый конец,
То есть в данный вхожу момент,
Где деньгу с меня взял гребец.


Погоди, гребец, не греби!
Видишь, в Стиксе кипит волна,
Да и столько во мне любви,
Что и здесь я ещё нужна.


И покуда река кипит,
Плот свой утлый смолой проклей,
Да и видишь: ко мне спешит
С олеандром в руке Алкей.


<1998>
© Инна Лиснянская



Парагогенгейм. Но ночь Парагогенгейма
Автор: Парагогенгейм
Авторская страница: http://www.proza.ru/avtor/astrogenesis



Но ночь -
Во воле Твоей.


_______
_______


Aber Nacht ist
Im deine Wille.


~~~~~~
~~~~~~
~~~~~~


Как не трудно заметить, происходит замена А
подзаменой на О.


Смены идут подзаменами.


Что это значит?


© Парагогенгейм, 2020
Первоисточник: http://www.proza.ru/2020/01/14/1098





Другие статьи в литературном дневнике: