Энергия заблужденияТо, что в западной психологии называется “синдром Пигмалиона”, значительно раньше открыл Л.Н.Толстой и назвал по-своему поэтически – энергия заблуждения. Человек в своих планах создаёт модель достижимой, как ему кажется, цели. Вера в её достижимость стимулирует у активного человека дополнительный подъём энергии. В.И. Вернадский (1912) писал:"...научная вера является в истории науки могущественным созидательным фактором..., она заставляет человека идти по пути научного творчества и научных исследований вопреки всяким препятствиям." Французский психолог М.А. Рорбах, аналогично, сформулировал основное условие творческой деятельности - поверить в искомую цель как в уже осуществлённую, достигнутую. Чаще всего он ошибается и ставит перед собой неосуществимую задачу, но именно энергия заблуждения является истинным двигателем прогресса, как научного, так и социального, Отправляясь в 1938 г. в Пасадену, М.Дельбрюк был захвачен идеей прийти через анализ гена к “новой физике” В поисках несуществующего парадокса он сделал важнейшие биологические открытия, в частности, репликацию фагов, за что получил Нобелевскую премию. Современник Толстого А.Пуанкаре (1905) называл этот феномен просто иллюзией:”Если бы исчезла иллюзия, осталась ли бы у нас надежда и хватило ли бы у нас мужества действовать?”. Такой иллюзией была идея построения коммунистического общества в капиталистическом окружении. Она породила общественную энергию невиданных масштабов, позволившую создать великую советскую цивилизацию, где в течение многих десятков лет сотни миллионов людей впервые с первобытного общества по своим жизненным устремлениям стали выше денег. Энергия заблуждения советских людей не пропала даром. В памяти человечества навеки останутся воспоминания о том, что люди реально могут быть по отношению друг к другу людьми (“человек человеку – друг, товарищ и брат”), а не конкурирующими “хозяйствующими субъектами”. Психический механизм, порождающий энергию заблуждения, свойственен только людям. Бессознательные животные не способны верить, поэтому они никогда не заблуждаются.
Вот эта «Энергия заблуждения», которую так любил цитировать Шкловский – она и есть пассионарность. Это энергия важнее, чем планы и замыслы. Толстой не знает, что у него получиться приступая к теме. Он собирается начинать книгу о декабристах, которые во второй половине 50-х возвращаются из Сибири, а получается «Война и мир», которая начинается в 1805-ом, на полвека раньше.
«Думаете, что можно устроить себе счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок. Без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно! Нельзя. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать, и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.» © Copyright: Наталья Малинина Исаева, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|