Мир, в котором человек демиург

Ив Олендр: литературный дневник


...- А что такое духовный рост?


— Он реален тогда, когда участие в Таинствах, в молитве, личной и общественной, в погружении в слово Божие приводит верующего человека к другому стилю и качеству отношений его с окружающими людьми. Бродящая в нем закваска иного, вечного бытия постепенно переделывает в нем всё, включая то, как он работает, как ведет себя в транспорте — везде.


А если мы себя изолируем — не на время, для упражнения в посте и молитве, а привычно (и хорошо бы вообще навсегда, с вами-то как не согрешишь!) — мы можем вместо жизни в Боге найти всего лишь легкий способ уйти от проблем без их решения. Так происходит атрофия способности верующего человека воспринимать ближнего как образ Христа, который за ним стоит.


— Почему?


— Мы начинаем выбирать себе ближних. Ближний теперь — это не тот человек, которого жизнь поставила с тобой рядом, а тот, которого ты сознательно по вкусу своему выбрал себе.


Кто-то говорил, что сейчас такое время, когда выбирают не тех, кто живет рядом, а тех, кто находится далеко — например, в Мельбурне. Благодаря программе Skype это удобно, дешево, не занимает много времени. И так легко отключиться.


— Это неправильно?


— Это здорово, что можно благодаря интернету общаться с человеком, который живет далеко. Прекрасно, что отъезд друга на противоположную сторону земного шара совершенно не прерывает дружеского общения. Но то, что это создает искушение уйти от людей, которые рядом с тобой, — это большая духовная проблема в эпоху глобализации, в условиях мегаполиса, в которых мы с вами живем.


— Да. В виртуальном общении тоже присутствует соблазнительный элемент. Например, я сейчас онлайн, но как только мне этот процесс надоел, я ушел — и меня нет, закрыл ноутбук — и вроде нет обиженных тобой людей.


— Мир, в котором ты существуешь в интернете, — это в значительной степени тобою смоделированный мир, в котором присутствуют тобою выбранные люди, в который часто даже нет входа для людей, не авторизованных тобой.


Мир, в котором человек — демиург. Длительное пребывание в этой среде лишает человека социальных навыков, необходимых для того, чтобы жить в реальном мире, который создан не им.


Человек приходит на работу, где (во всяком случае, если он не начальник) вынужден проводить восемь часов в мире, который воспринимает в известной степени, как чужой и враждебный. Потому что мир здесь не смоделирован его волей, он состоит из выбранных не им людей. Один из способов бегства — поверхностное отношение к работе, а в качестве компенсации — усердное участие в каком-нибудь сообществе, где все свои."



Из беседы с протоиерем Николаем Балашовым



Другие статьи в литературном дневнике: