Категория формы. О.И.ТатариноваЧто же такое форма в применении к произведению искусства? — Мы говорим о чувстве формы, о совершенстве формы, говорим — законченная форма и незаконченная форма, формальные задачи, формо-творчество, содержательность формы и т.д. Что же все сие значит, какими приборами измеряется, по каким формулам просчитывается? В акте художественного творчества равнозначимы два аспекта категории формы: Произведение же искусства, в котором эти соответствия соблюдены, принято характеризовать эстетической категорией прекрасное. И по-скольку форма является единственно сущим носителем всей мощи, нравственной и идеологической направ-ленности наших духовных устремлений в творческом акте, постольку так чрезвычайно велик ее авторитет — авторитет формы. В сущности, авторитет Пушкина, Лермонтова, Блока, Чехова, Гоголя, Достоевского, Бу-нина — это и есть авторитет формы. И наоборот — скажем, такая разновидность литературной критики как пародия как раз и выявляет недостатки художественной речи именно как изъян мышления. В перспективе же исторического времени невозможно не заметить, что присутствует еще и третий (3) аспект формы: некий modus vivendi, в котором может существовать (находить отклик) произведение в своем времени (как мода в одежде). Но все эти три аспекта формы не существуют отдельно, изолированно, а связаны между собой диа-лектической зависимостью. © Copyright: Женя Портер, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|