Категория формы. О.И.Татаринова

Женя Портер: литературный дневник

Что же такое форма в применении к произведению искусства? — Мы говорим о чувстве формы, о совершенстве формы, говорим — законченная форма и незаконченная форма, формальные задачи, формо-творчество, содержательность формы и т.д. Что же все сие значит, какими приборами измеряется, по каким формулам просчитывается?


В акте художественного творчества равнозначимы два аспекта категории формы:
1) форма как ма-териализация идеи — и в этом аспекте проявляется творческая способность человека совладать до некоторой степени с отчужденной от него материей, подчинить ее духу, своим идейным задачам, своему пафосу и за-мыслу. Это функциональный аспект формы. И 2) — ее структурный, или фактурный аспект: эстетическое совершенство формы проявляет себя как эманация личностного совершенства творящего организма, богат-ство его формообразующих возможностей.

Связь этого второго аспекта формы, столь же н р а в с т в е н н о з н а ч и м о г о, если исходить из учения Аристотеля о калокагатии (точке схождения истины, красоты и добра), с первым аспектом, идеологическим, воплощающим поиск истины, и обеспечивает полноту соответ-ствий между содержанием формы и упомянутым философским триединством.


Произведение же искусства, в котором эти соответствия соблюдены, принято характеризовать эстетической категорией прекрасное. И по-скольку форма является единственно сущим носителем всей мощи, нравственной и идеологической направ-ленности наших духовных устремлений в творческом акте, постольку так чрезвычайно велик ее авторитет — авторитет формы. В сущности, авторитет Пушкина, Лермонтова, Блока, Чехова, Гоголя, Достоевского, Бу-нина — это и есть авторитет формы. И наоборот — скажем, такая разновидность литературной критики как пародия как раз и выявляет недостатки художественной речи именно как изъян мышления.


В перспективе же исторического времени невозможно не заметить, что присутствует еще и третий (3) аспект формы: некий modus vivendi, в котором может существовать (находить отклик) произведение в своем времени (как мода в одежде). Но все эти три аспекта формы не существуют отдельно, изолированно, а связаны между собой диа-лектической зависимостью.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.12.2007. Категория формы. О.И.Татаринова