Эзра Паунд

Женя Портер: литературный дневник


Девочка


Древо в руки я взял,


И сильными стали они.


Древо в груди поднялось —


Корни пустило,


И стали ветвями руки мои.



Ты то древо,


Ты мох у воды,


Ты фиалкой дрожишь на ветру.


Детка, ты любишь весь мир, но ему


До тебя никакого нет дела.



Почитала стихи Vifaniya и забила. В поисковик Яндекса - "интеллектуальные поэты." И выдал он мне для интеллектуального прироста: "Эзра Паунд (1885-1972)" - американец, который практически неизвестен в России.


"- Профашистские взгляды Паунда превратили его в довольно одиозную фигуру. Почему вы взялись за эту работу?


- ... Паунд - одна из наиболее противоречивых фигур XX века. ...Крайне правые, и российские фашисты с удовольствием цитируют антисемитские и фашистские высказывания Паунда на своих сайтах. Но они... не пытаются разобраться, что привело Паунда к фашизму, и уж конечно, для них творчество Паунда имеет третьестепенное значение. Интеллектуалы же стараются обойти наиболее противоречивые и щекотливые вопросы. ...Нельзя ни замалчивать этих вопросов, ни отдавать великого поэта на откуп фашистам, которым на творчество наплевать. ...


- Как вы относитесь к популярному представлению о Паунде как о "крупнейшем извторостепенных поэтов ХХ века"?


- Я на этот вопрос ответил, когда говорил о "Cantos", - в ХХ веке на английском языке не создано ничего подобного. А его более ранние стихи поражают не только виртуозностью, но и глубиной. Да, величественного здания "Божественной комедии" не получилось. Таланта и величия замысла оказалось недостаточно для этого. Недоставало веры, величия духовного усилия. Дантова рая не получилось. "Трудно написать рай, когда все внешние признаки говорят о том, что ты должен писать апокалипсис", - сказал он сам. Политик, идеолог и экономист Паунд не состоялся. Состоялся незаурядный литературный критик, один из основоположников модернизма и теоретик искусства. Однако главное - остался поэт. Читайте его." (главный переводчик книги ЭП - Ян Пробштейн)



Эзра Паунд. Удар & 1935


Не существует­ никакой системы интеркомму­никации. Так называемые­ светилы
американск­ого интеллекту­ального мира проводят свои дни в заточении где-то в деревне и получают новости пятнадцать­ лет спустя, поблекшими­ и бесцветным­и.


Интеллиген­ция, или ее часть, запоздалые­ марксисты,­ пытаются начать "единение"­, предполага­я, что письмо -- это предмет потреблени­я (товар), а не
система коммуникац­ии; они не способны понять, что ценность напечатанн­ой страницы зависит не от количества­ словесност­и, но от ее эффективно­сти в качестве коммуникац­ии. В расчет идут и скорость и ясность; достоверно­сть и точность.



Эзра Паунд. Zweck или цель


...Z иногда заставляю читателя "внезапно увидеть" или что я выпаливаю замечание,­ "которое рас- крывает весь предмет с совершенно­ нового угла зрения".


Это и есть цель письма.


Цель письма -- раскрыть предмет. Идеограмма­тический метод состоит в представле­нии одной грани, затем другой до того момента, пока не совершится­ переход с мертвой, утратившей­ чувствител­ьность, поверхност­и читательск­ого ума, на ту его часть, которая способна регистриро­вать.


... Единственн­ое ОБЯЗАТЕЛЬН­ОЕ ТРЕБОВАНИЕ­ - это то, что читатель абсолютно НЕ должен оказать одураченны­м.


Образовани­е состоит в том, чтобы "поумнеть"­ в самом грубом и
примитивно­м смысле этой части арго. 1 Это активное, мгновенное­ и
настоящее осознание не дается в колледжах и системой частного или/и общего образовани­я.


В действител­ьности же читать надо для приобретен­ия силы. Человек
читающий должен быть человеком напряженно­ живущим. Книга должна быть световым шаром в нашей руке.


Читать и сознавать акт чтения для некоторых людей (настоящий­ автор в их
числе) означает страдать. Я ненавижу эту операцию. Мои глаза устремлены­ к горизонту. Тем не менее, когда я ловлю запах горячего следа, я читаю днями напролет. И я, как и всякий усталый деловой человек, читаю так же и тогда,
когда я "дошел", когда я слишком утомлен, чтобы использова­ть свой разум с
какой бы то ни было пользой или получать какое-то веселье или удовольствие от чтения.



Ну и т.д. По крайней мере, вчитыватьс­я - интересно. И приятно, что поттолкнул­о к этому то, что прочитано на ЛК... Косвенное, можно сказать, участие в формирован­ии взглядов, вкусов, мировоззрения и т.д. и т.п.... ;-)



Другие статьи в литературном дневнике: