Кинопродюсирование. Краткий курс. Сценарный период

Женя Портер: литературный дневник

Сценарный период.


Идея для фильма.


Питч , concept или логлайн - история для кино, которую можно уложить в 1-3 предложения. Именно такой коротко изложенный сюжет для фильма может найти своего покупателя среди режиссеров и продюссеров. Средняя стоимость покупки одного логлайна колеблется от 1000$ до 50000$. (http://kinoidea.org/aboutus/)


«Что я ожидаю от зрителя?»


) я хочу рассказать зрителю о чём-то важном и побудить его к определённым действиям;
2) я хочу развлечь зрителя, доставив ему массу удовольствия от просмотра моего фильма.
( Поиск\генерация идеи:


1) Фиксация идей -
Важно! Не имеет значения, будете ли вы использовать в своих проектах зафиксированные идеи или нет. Вы всё равно не сможете заранее предугадать, чем вам поможет та или иная мысль, которую вы когда-то записали. Важно одно – вы освобождаете свой ум от множества задач и при этом пополняете список интересных идей.


2) Мозговой штурм -
Важно! Ограничивать мозговой можно временем или количеством людей. Записывать нужно все, даже бред и отстой.


3) Вдохновение -
Важно! Если вы до сих пор не знаете о чём снять фильм и какова его главная идея – дайте себе немного развеяться. Вечерняя получасовая прогулка будет только на пользу. Если вы увлекаетесь спортом, то у вас больше возможностей выйти на хорошую идею. Вдохновение всегда можно вызвать по собственной воле, это источник ценных идей, откуда их черпают многие известные сценаристы.


4) Заимствование и развитие идей -
Важно! Избегайте плагиата. Книги, фильмы, мифы, истории друзей - вам в помощь.


5) Креатив -
Смысл в том, что вы берёте какую-либо тему и задаёте вопрос типа «А что, если бы…?». К примеру: «»А что, если бы люди рождались старыми, а умирали молодыми?», «А что, если бы сегодня исчезла вода?», «А что, если бы люди читали мысли друг друга?» и т.п.
(
Тритмент и синопсис.


Тритмент.


Чтобы заинтересовать потенциальных покупателей сценария, а затем успешно продать его, необходимо, прежде всего, написать тритмент (treatment) – вольное изложение Вашей истории на нескольких страницах.
Стиль повествования должен быть свободным. Примером может послужить письмо к другу, в котором Вы оживленно и ярко описываете события.


Язык тритмента – это скорее язык рекламного текста, чем литературного эссе. Основное внимание уделите динамике развития истории. Повествование нужно вести в настоящем времени – тогда читатель быстрее включается в действие.


Тритмент призван показать историю читателю. Вы должны заставить его представить и эмоционально пережить то, о чем рассказываете.


Необходимо с самого начала дать читателю понять, о чем Ваша история. Если, прочитав первую страницу, он этого не поймет – Вы его потеряете. Прочитав тритмент до конца, он должен четко представлять главного героя, основное направление развития сюжета, то, какую роль в истории играют время и место действия. Обязательно покажите, что делает Вашу историю оригинальной, отличает ее от других произведений на похожую тему.


Не злоупотребляйте деталями. Читатель способен воспринять ограниченное количество информации за один раз. Сконцентрируйтесь на основных моментах, которые позволят увидеть историю в целом. Опишите только самые яркие эпизоды, поворотные моменты и те необходимые детали, без которых история потеряет смысл и не будет интересна зрителю или читателю.


В грамотно написанном тритменте ни одного слова не сказано впустую. Все повествование подчинено одной цели – вовлечь читателя в историю.


Тритмент – это своего рода реклама сценария. Он должен не только представлять историю, героев, окружающий их мир и тон повествования. Очень важно, чтобы в тритменте были описаны самые эффектные, запоминающиеся моменты истории, которые вызовут у читателя желание не только прочесть сценарий, но и увидеть снятый по нему фильм.
(Арбузова)


Пишем тритменты.
Статья сценариста и литературного агента Дебе Скотт.


Что есть тритмент?


Тритмент – это, по существу, анализ, схема вашего сценария. Тритмент может состоять от одной или двух страниц до двадцати (или даже больше, в зависимости от концентрации событий в сценарии). Тритмент – это копия вашего сценария. В сущности, тритмент – это коротко изложенная история.


Это история, рассказанная сцена за сценой, именно так, как она раскрывается в сценарии.Тритмент показывает то же, что и синопсис и аутлайн (конспект) и даже больше. Он показывает цельную историю, ее структуру, раскрывает характеры главных и второстепенных персонажей, их взаимоотношения, и как они меняются и развиваются.


У тритментов есть несколько различных функций: автор может написать историю со всеми деталями, готовясь к созданию черновика сценария, но он должен будет подогнать тритмент в соответствии с принятыми нормами, чтобы предоставить его вечно занятым продюсерам. Идеальная длина тритмента - от 6 до 12 страниц.


Как писать тритмент?


Рекомендуемый фонт: Courier 12 или Times New Roman 12.
Заголовок: отцентрован и выделен жирным шрифтом.
Лог-лайн (если необходимо): под заголовком по центру.
Время: всегда настоящее.
Диалог: нет, исключая тех случаев, когда вы хотите донести ключевые фразы персонажей и осветить их философию или разбить плотный блок текста.
Стиль: сжатый, яркий, эмоциональный. Применяйте глаголы действия, избегайте, где возможно, наречий, создавайте простой и наглядный текст. Избегайте: последовательности прилагательных, косвенной речи, цветистых метафор, абстрактного языка, нагромождения описаний, указаний камере.
Длина: тритменты различаются по длине от 6 до 12 страниц, но авторы, бывает, пишут и до 40-50 страниц. Для индустрии вариант короче – выгодней, так как это внутренний документ, относящийся к продаже.
Соотношение: если ваш сценарий – 100 страниц, то ваш тритмент – 10 страниц, т.е., одна страница тритмента равна 10-ти страницам/минутам сценария. Примерно такое соотношение.
Переписываем и еще раз переписываем: Также как и с вашим сценарием, вы должны сделать определенной количество набросков вашего тритмента. С каждым наброском концентрируйтесь на отбрасывании ненужных деталей и сделайте вашу историю живой и запоминающейся.


Зачем нужен тритмент?
В первую очередь, это помощь автору, чтобы свести воедино все мысли и изложить структуру сценария.
Позже, как документ, который является ОСНОВНЫМ при сделке.


Тритмент
Вольное изложение сценария на нескольких страницах. Тритмент – это своего рода реклама сценария, необоходим, прежде всего, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей сценария, а затем успешно продать его.
Тритмент длиннее синопсиса, написан в авторском стиле, более эмоционально, с деталями самых эффектных и запоминающихся моментов.


Синопсис.


СИНОПСИС
Синопсис - это изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или одной области знаний.


Несколько советов по написанию синопсиса:


1.Синопсис всегда пишется в настоящем времени. Нельзя написать, что герой книги в третьей главе добрался до города Урюпинск и порубил десять негритят. Правильнее будет: "герой, преодолевая мыслимые и немыслимые препятствия, продвигается в сторону города Урюпинск, чтобы безжалостно уничтожить банду из десяти негритят".


2. Не нужно включать нюансы, описывать второстепенных героев и их дополнительные сюжетные линии. Необходим только основой сюжет. И чем проще и линейнее вы его напишите, тем будет лучше.


3. Не стоит рассказывать, как зовут тетю двоюродной сестры главного героя. Минимум имен, чтоб не загружать текст дополнительной, ненужной информацией. Желательно употребить максимум четыре-пять имен.


4. Обязательно, увы, но необходимо написать финал произведения. Редактор отгадывать окончание не будет, ему нужно знать все сразу.


5. Не забудьте также указать, в каком именно направлении написано ваше произведение. Если редактору отдела фантастики на стол ляжет любовный роман, ему это не понравится. А если такое случится по ошибке, и вы указали жанр произведения, то ваш синопсис и контактные координаты просто передадут в другой отдел. Но не нужно выдумывать свои собственные термины, типа мистико-фэнтезийный детектив. В издательском бизнесе все уже придумано до нас.


6. Размер синопсиса не должен превышать двух страниц. Лично мой уместился на одной странице формата А4 10 размером шрифта.


Ключевые вопросы, на которые нужно дать ответ в синопсисе:


• о чем всё это?


• кто главные герои?


• чего добиваются главные герои?


• почему они этого добиваются?


• что стоит у них на пути достижения поставленной цели?


Что такое синопсис.


Синопсис - это не пересказ событий романа, а краткая обрисовка сути произведения - кто, где, когда, основной конфликт, духовное изменение героя в результате. Это как бы призма, которая свет вашего произведения преломляет под определенным углом так, что остается один сфокусированный луч. Поэтому значительная часть сюжета и персонажей вообще не упоминается в синопсисе -- все детали, все второстепенные сюжетные отклонения отсеиваются, остается только самая суть вашего замысла и идеи романа.


Маленькое отступление. У нас существует убеждение, что западная литература якобы бездуховна, пишется ради денег, не призывает читателя к высшим ценностям. Я не знаю, откуда взялось такое мнение. Основной критерий, по которому любой редактор судит присланное произведение, особенно в США, где понятие "политкорректности" возведено на пьедестал, -- это именно идея романа и духовный выбор, который стоит перед главным героем. Нелегкая внутренняя борьба, конфликт добра со злом и перерождение героя в результате событий романа -- вот о чем должен быть ваш синопсис ( и сам роман, ессно). Сюжет важен постольку, поскольку он поддерживает идею. Американскому редактору интересен тот роман, в результате которого герой после напряженной внутренней борьбы изменяет действительность и себя к лучшему – а навороченный сюжет должен логически проистекать из сложностей этой борьбы. Поэтому синопсис прежде всего должен раскрывать идейную суть произведения.


Я уже говорила, что несколько лет назад мне посчастливилось попасть на двухнедельный семинар, посвященный написанию синопсисов. Две недели неустанного переписывания, рецензирования, выслушивание безжалостной критики педагога и коллег, ловля тараканов в чужих синопсисах – этот «полевой лагерь» дал нам больше, чем годы неспешных «занятий литературой».


Нам рассказали, в частности, что некоторые хорошие авторы тратят на написание синопсиса столько же времени, сколько на написание романа. В любом случае синопсис пишется не день и даже не неделю. Ухватить самую суть 600-страничного текста и подать ее в нескольких абзацах так, чтобы было ясно, увлекательно и убедительно – для этого требуется труд и время.


Дело в том, что именно сам автор часто имеет совершенно неправильное представление о том, что за произведение он написал. «Со стороны виднее» – это абсолютно верно по отношению к литературе. Поэтому перед написанием синопсиса вам абсолютно необходимо чужое мнение, взгляд на рукопись со стороны.


Тут очень уместно упомянуть главных друзей автора – бета-ридеров. Бета-ридер – это друг или коллега автора, который согласился бесплатно, по дружбе прочитать ваш роман и высказать все замечания, которые только пришли ему в голову. Желательно иметь нескольких разных бета-ридеров, чьи знания и интересы дополняют друг друга: один выловит все грамматические ошибки, другой прочел все романы в данном жанре и точно знает, в чем рукопись не соответствует жанровым требованиям; третий, наоборот, не любит и не читает данный жанр – тем лучше будет, если и его «задело».


Перед написанием синопсиса очень важно прислушаться к мнению бета-ридеров. Если все в один голос утверждают нечто, чего вы сами не знали о своем произведении, -- значит, скорее всего, правы они, а не вы. Например, вы на полном серьезе писали готический «темный» триллер, а бета-ридеры утверждают, что получилась отличная пародия – смеялись от души. В этом случае вы поступите умно, если при написании синопсиса и рассылке рукописи учтете эту разницу мнений. А если их суждения совпадают с вашим представлением о собственном сочинении -- значит, вы действительно на верном пути.


Первые черновики синопсиса, первые попытки описать свое произведение часто похожи на письмо Ваньки Жукова. Неопытный автор старается пересказать все перипетии сюжета, упомянуть все важные события и действующих лиц. Поэтому еще раз повторю: сюжет – это производное от идеи, от темы романа. Вот именно тему и идею нужно раскрыть в синопсисе – посредством тех деталей сюжета, которые их иллюстрируют наилучшим способом.


Написание синопсиса. Как написать синопсис.


Автор: Рина Грант.


Самое первое, что вам нужно сделать при написании синопсиса, -- это проанализировать свой роман по вышеприведенной схеме. Какое событие или решение изменило размеренную жизнь героя? Почему – что его привело к этому решению? Кто ему противостоит – человек, политический режим, сила природы? Какие шаги герой предпринимает к достижению цели? Как его поведение связано с его характером или слабостями? Чего именно он пытался добиться в середине романа? Почему дальнейшие события привели к кризису? Что из себя представляет кульминация? Сформулируйте ее так, чтобы возможно было ощутить катарсис или хотя бы понять, что он присутствует.


И самый главный вопрос – каким образом изменился духовно главный герой? С чего он начал и каким человеком закончил книгу? Кто были те люди, друзья и враги, которые сыграли решающую роль в этом изменении?


И вот теперь вы можете писать синопсис. :-)


Чем длиннее синопсис, тем проще дать детали повествования – и тем больше опасность, что это будут детали ненужные, к сути романа отношения не имеющие. Поэтому сначала лучше написать короткий синопсис на пару абзацев, в котором формулируется только содержание ключевых моментов произведения.


Одно предложение – завязка, по предложению на каждый сюжетный узел, затем кризис и кульминация, развязка. Помимо этого, надо суметь в этих предложениях ответить на основные вопросы – кто, где, когда, почему и как. И непременно передать атмосферу произведения, дать представление о жанре (если это жанровое сочинение) и стиле.


В синопсисе средней длины можно каждый сюжетный узел книги описывать целым абзацем в три-четыре предложения. Здесь можно глубже прописать характеры и передать настроение произведения.


Поосторожнее с подробностями собственно сюжета: кто куда пошел, что сделал и что из этого вышло. С ними очень легко переборщить. Старайтесь, чтобы повествование представляло собой плавную логическую прямую, все не имеющее к ней прямого отношения безжалостно выкидывайте. Большого количества информации память читающего не удержит, внимание начнет блуждать и он потеряет интерес к рукописи.


Обязательно покажите синопсис нескольким бета-ридерам: как читавшим рукопись, так и еще не знакомым с нею. Учтите все их замечания: стопроцентная гарантия, что будут реакции вроде «а мы не поняли... кто? куда? почему? что он там делал?»


Напоследок еще несколько «правил», которые нужно учитывать при написании синопсиса:


1. Синопсис должен вызывать эмоциональное сопереживание


При написании синопсиса очень велика опасность удариться в сухое перечисление фактов и действий. Но книга – это не голый сюжет, а прежде всего обратная эмоциональная связь с читателем. Поэтому синопсис должен быть написан сильно, убедительно, с тем, чтобы вызвать у читателя (редактора) эмоциональный отклик – эмпатию, сопереживание происходящему с героями.


2. Чем короче синопсис, тем меньше упоминается персонажей.


Даже если место позволяет, нельзя вставлять в синопсис каждую старушку, которой герой помог перейти улицу. Нужно помнить, что большое количество действующих лиц память читателя (редактора) не удержит. Редактор начнет путаться, кто есть кто, начнет заглядывать в начало, начнет раздражаться. В коротком синопсисе достаточно упомянуть троих-четверых главных персонажей, считая главного героя. И это всё!


В более длинном синопсисе количество действующих лиц увеличивается пропорционально, с одним условием: все это должны быть люди, непосредственно влияющие на сюжет и духовное развитие героя. «Эпизодические» персонажи не упоминаются в синопсисе никогда. Они могут упоминаться только в подробных многостраничных изложениях, и то только в том случае, если их присутствие влияет на сюжет и развитие героев (например, Фрида в «Мастере и Маргарите»).


3. Характеристики персонажей.


Некоторые авторы стремятся передать в синопсисе все богатство психологической сложности своих персонажей. Они забывают, что редактор еще не читал роман и не знает героев. Сложные характеристики понятны только тому, кто уже хорошо знаком с произведением – а незнакомому человеку они кажутся нагромождением неубедительных, нелогичных характеров. Поэтому каждому упомянутому персонажу присваивается только одна прямолинейная, даже лобовая характеристика. Она может изменяться только тогда, когда это изменение имеет решающее значение для сюжета (например, храбрец неожиданно трусит и этим меняет ход событий).


4. Имена персонажей.


Об именах собственных в синопсисе следует сказать две вещи. Во-первых, число названных по имени персонажей должно быть сведено к абсолютному минимуму. Только ключевые персонажи имеют на это право. Ни один второстепенный персонаж не упоминается в синопсисе по имени (если вообще упоминается). «Сосед», «следователь», «Танина учительница» -- так следует метить большинство персонажей.


На уже упоминавшемся семинаре мы пришли к выводу, что число упоминаемых по имени персонажей не должно превышать пяти даже в длинном 2-страничном синопсисе. Больше память читателя просто не удерживает. Чем короче синопсис, тем меньше имен. В короткой аннотации на 1 абзац можно вообще не упоминать имя даже главного героя, оно ведь в принципе никому не важно и не интересно. Лучше заменить его яркой характеристикой, вызывающей в воображении образ героя – «бывший автогонщик», «безработный репортер» и т.п.


Во-вторых, каждому упоминаемому по имени персонажу присваивается только одно имя, без вариантов. «Сашка», «Александр Сергеевич Петров» и «Сергеич» -- возможно, в разных ситуациях вашего героя зовут по-разному. Но читатель будет путаться, пытаясь сообразить, о ком именно из героев идет речь. Поэтому остановитесь на одном варианте имени (том, который наиболее точно отражает характер героя) и называйте его только так на протяжении всего синопсиса.


Это особенно относится к тем случаям, когда вы действительно посылаете рукопись в англоязычное издательство. Тем, кто не владеет русским языком, абсолютно непонятно, что «Санечка», «Шура» и «Александра Кузьминична» -- это один и тот же человек. Кстати, это наиболее распространенная жалоба западных любителей русской классики. Им трудно разобраться в вариантах имен каждого из героев -- половина времени у них уходит не на чтение, а на попытки рассортировать по именам русских персонажей!


5. Эмоции и мотивировки персонажей.


Как и характеристики, так и эмоции и побуждения героев должны быть в синопсисе ясными и простыми. Каждому присваивается только одна цель, одна главенствующая эмоция. Принцип тут тот же, что и с характеристиками: читатель, не знающий романа, не сможет разобраться во многочисленных тонкостях их чувств и потребностей. Поэтому все лишнее должно отсекаться: каждому из упоминаемых персонажей присваивается одно, главное для его «роли» чувство (ревность, надежда, чувство долга) или одно побуждение, одна цель. Иметь больше одного позволено только главному герою.


6. Второстепенные сюжетные линии.


В коротких, на 1 абзац, синопсисах они не упоминаются вообще. Если основная и второстепенная сюжетные линии переплетаются, придется провести небольшую хирургическую операцию – подправить, даже слегка исказить содержание, но привести в синопсисе только основную сюжетную линию, голую.


Кстати, отдельные (одно-два) незначительные искажения мелких деталей содержания в синопсисе вполне допустимы. Очень трудно бывает ясно сформулировать сюжет целой книги в одном предложении – чем-то неизбежно придется пожертвовать, что-то выпустить или «подправить». Главное – это передать смысл и дух произведения. Ни в коем случае не лгать и не приукрашивать, но если какие-то небольшие детали в отрыве от текста самого романа звучат неубедительно или нелогично, их можно опустить или слегка видоизменить.


В более длинных синопсисах следует упоминать второстепенные сюжетные линии только постольку, поскольку они влияют на развитие героя или главной сюжетной линии. В хорошем романе второстепенные сюжетные линии – это всегда контрапункт к основной, под другим углом показывающие ту же духовную проблему и ее последствия. Еще раз повторю, что все упоминаемое в синопсисе должно фокусироваться на духовной проблеме главного героя и вытекающих из нее перипетиях сюжета.


Это особенно сложно сделать, если речь идет не о жанровой, а современной элитарной литературе, где зачастую многие сюжетные линии переплетаются, образуя единую историю. Тем не менее придется это сделать. Нужно выделить одного героя, чья история является главной в книге, а остальные затронуть лишь постольку, поскольку они влияют на его жизнь.


Если таких героев и историй в книге несколько и все – главные, то написать убедительный синопсис будет очень сложно. Такой вариант был у нас на семинаре: одна из участниц представила роман, в котором параллельно развивались истории четырех женщин. Мучений с этим синопсисом было очень много, и даже после многократного редактирования звучал он крайне неубедительно. В таком случае автору придется проявить изобретательность: главное – писать так, чтобы предельно четко доложить содержание, проблемы героинь и то, что их друг с другом связывает.


7. Цитаты из произведения.


Очень хорошо включить в синопсис краткие цитаты из самого произведения. Это может быть ваша характеристика персонажа, летучая фраза или фрагмент диалога. Длина такой цитаты может достигать целого абзаца – но не более. Подобные вставки обогащают синопсис, он сразу звучит живо и непринужденно.


8. Мелкие подробности сюжета.


Все не имеющие отношения к проблеме героя подробности опускаются. Например: «Матвей встречает Марью в магазине, куда та пришла купить колбасы.» Важен ли магазин? Возможно: в том случае, если Марью обвинят в краже колбасы и если это повлияет на ход сюжета. Но если и то, и другое – просто бытовые подробности, им нет места в синопсисе. Матвей встречает Марью, точка.


9. Указать концовку.


В синопсисе обязательно надо полностью раскрыть, чем заканчивается роман. Нельзя писать, например: «Так кто же убил Матвея? Мы это узнаем, если дочитаем книгу до конца...» Обязательно нужно раскрыть все «секреты» и интриги – например, имя убийцы или способ совершения преступления. Редактор должен знать всё!


10. Литературный жаргон.


Нежелательно упоминать в тексте синопсиса «профессионализмы» -- литературоведческие и издательские термины. Например, «в экспозиции главный герой узнает...», «их встреча является кульминацией романа....», «эта сюжетная линия служит контрапунктом к...» и т.п. Они отстраняют читателя, напоминают ему, что перед ним не увлекательная история, а продукт умственной деятельности автора. Синопсис должен читаться на едином дыхании, как и сам роман – рассказывайте его, а не анализируйте.


11. Маркетинговая информация.


Если по какой-либо причине к пакету документов не прилагается заявка, то синопсис следует закончить маркетинговой информацией о рукописи романа. Перечислите недавно вышедшие книги данного издательства, подобные вашей; объясните, чем ваша на них похожа и чем отличается. Упомяните, почему вы ее написали: например, на основании личного опыта или же вы являетесь специалистом в данной области.


(http://www.litkniga.ru/viewpage.php?page_id=31)


Очень правильный синопсис (киносинопсис)


Для того чтобы продюсеры получили представление, какое именно гениальное кино им предстоит финансировать, сценаристы пишут синопсис — главное о будущем фильме, то,


что должно зацепить воротил кинобизнеса и пригласить авторов шедевра на питчинг или даже личную беседу. Своими мыслями о том, как правильно составить этот документ, делится peplov.


peplov
СИНОПСИС. ЗАЧЕМ НУЖЕН? КОГДА, КЕМ И КАК ПИШЕТСЯ?


ЗАЧЕМ НУЖЕН СИНОПСИС?


ЧТОБЫ ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙ.


Почему прописными буквами? Чтобы Вы это запомнили!!!


Синопсис – не заявка и не сценарий, это способ, и, часто – единственный, общения между сценаристом и продюсером (или редактором). Всего лишь. Много это или мало?
Мало, потому что Вам бы хотелось, чтобы они, жлобы, прочли Ваш гениальный сценарий целиком. Мало, потому что синопсис более трех страниц читать никто не будет, а написать в трех страницах то, что весит все сто двадцать, и писалось Вами год, архи-сложно.
Но это и много, потому что через синопсис у Вас есть уникальная возможность продвинуть свой сценарий. Три страницы прочтет даже тот, кто читать не любит. Так воспользуйтесь этим, черт возьми. ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ.
Напишите эти три страницы так, чтобы нельзя было оторваться.
Только не надо писать про идеи и замыслы, про подтексты и прочую малопонятную обычному человеку «чушь». Он вчера рыбой торговал, а Вы ему про вечное. Не надо. Не обижайте продюсера. Не унижайте его. Не выставляйте его неучем и дураком. Ведь Вы это и так знаете. Но Вы же пришли к нему, а не он к Вам. Оставьте слова про высокое искусство себе любимому, друзьям, товарищам по цеху. И всегда помните. ВЫ ПРОДАЕТЕ СЦЕНАРИЙ.
А синопсис – это единственный шанс заявить продюсеру о своем сценарии. Часто ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС.
И заявить именно о сценарии, а не о себе, любимом.
Любимым для продюсера Вы станете потом.
Доверять он Вам станет потом.
Взаймы деньги под будущие сценарии он Вам давать будет потом.
ВСЁ ПОТОМ. А сейчас только синопсис.


Вот Вам для наглядности. Вы встречаете знакомого, который в захлеб рассказывает Вам, какой офигительный фильм он вчера видел. В каком случае Вы пойдете смотреть этот фильм? Вы пойдете его смотреть в двух случаях. Либо Вы хорошо знаете Вашего знакомого и доверяете его вкусу, либо Вас потряс его рассказ.


Продюсер Вас не знает. Не доверяет Вам. Значит, остается второе. Потрясите его рассказом. Понятно Вам?
Заставьте его потратить деньги на Ваш фильм.


КОГДА ПИШЕТСЯ СИНОПСИС?


Вы можете написать синопсис когда угодно и как угодно. Это можете быть даже не Вы, но. Я утверждаю, что синопсис следует писать после того, как готов сценарий.


Почему? Потому что синопсис – это КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ сюжета, описанного в сценарии, в увлекательной форме. Не идей и замыслов, а ГОТОВОГО СЮЖЕТА.
Нет сценария – нет синопсиса.


Любой, давно пишущий, сценарист знает, насколько окончательный вариант сценария бывает далек от первоначального замысла. Иногда он далек настолько, что является полной противоположностью. Меняются герои, меняется жанр, меняется бюджет. Меняетесь Вы. Всё меняется.
А мы помним, что синопсис читает продюсер. Следовательно, герои, жанр и бюджет должны быть ему понятны.
Ребята, друзья, коллеги! Продюсеры люди более чем конкретные. Они не МЫ. Они занимаются бизнесом и привыкли к другим отношениям. Они хотят видеть товар, как бы неприятно это слово для нас не звучало, за который они будут платить. Так расскажите же им про свой товар.
Ни один бизнесмен не купит товар, которого нет. Ни один продюсер не закажет Вам написание сценария по синопсису, если сценария нет. ЗАБУДЬТЕ раз и навсегда.
Не обсуждается.


КЕМ ПИШЕТСЯ СИНОПСИС?


Вот вопрос.


К сожалению, часто сталкиваюсь с неумением, или нежеланием, сценаристов толково писать синопсисы к своим, часто приличным, сценариям. Больше склоняюсь к нежеланию. Унижаться ли не хотят, или по какой другой причине? Не знаю.


Синопсис может быть написан посторонним человеком.
Утверждаю это смело.
Вспомним (см. выше) про рассказ знакомого о просмотренном фильме.
Если не хотите париться, найдите приятеля сценариста, обменяйтесь сценариями и напишите синопсисы друг для друга. Очень часто так получается даже лучше, чем могло бы получиться у автора сценария. Почему? Потому что автор находится внутри материала. Под его влиянием. Выйти из-под влияния своего материала не все могут. Для этого нужно, по крайней мере, время, которого часто просто нет. Времени нет, а выход есть. Попросите друга и не парьтесь. Если он, прочитав Ваш сценарий, написал сногсшибательный синопсис, значит, Ваш сценарий того стоил. Радуйтесь. И бегом по продюсерам.


КАК ПИШЕТСЯ СИНОПСИС?


Вот. Наконец-то! Самое страшное.


Мы помним, что синопсис – это краткое изложение сюжета в увлекательной форме.


И ВСЁ!!!


Так какого же черта Вы начинаете его с перечня действующих лиц до седьмого колена, констатации Ваших идей, мыслей, подтекстов и обсуждения, как снимать Ваш «гениальный» фильм?
КОГО ЭТО ИНТЕРЕСУЕТ?
Синопсис – не пьеса, не инструкция по применению, не режиссерская экспликация и не постановочный проект. Забудьте это всё. НАВСЕГДА.
Только рассказ. Краткое и увлекательное изложение сюжета. С места и в карьер. Иначе с каждой прочитанной строчкой Ваши шансы будут уменьшаться в геометрической прогрессии. А они должны расти, мать Вашу. Расти.
Вы думаете, что продюсеру или редактору делать нечего? Что они только и ждали Вашего синопсиса? Держите карман шире. Синопсисы, начинающиеся с перечня действующих лиц, летят в корзину сразу. Не читаясь. Их место на столе продюсера занимают увлекательные, мощные, шикарно написанные синопсисы. Синопсисы, по которым чешутся руки.
Помните, Ваш синопсис конкурирует с другими синопсисам за внимание продюсера.


Ну, что, Вам теперь понятно, с чего должен начинаться, как должен выглядеть и когда писаться синопсис?
Нет?
Тогда я Вам больше ничем не помогу.
Только Вы не обижайтесь, пожалуйста, если в ответ на Ваши синопсисы я напишу Вам, что это «очень интересно, но, к сожалению, тема не моя». (К Глезаровой не относится, исторические темы и, правда, не мои). Не тешьте себя. Когда мне нравится, я так и пишу: КРУТО, МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, СУПЕР, ХОЧУ, ЛЮБЛЮ, БУДУ ДРУЖИТЬ, ПРОЙДЕМТЕ В ЗАКРОМА, В ЗАГС И ПР.


Я уместился в 3-х страницах Курьером 12-го кегля.Дискуссия в сообществе


timtumanny
справедливо. когда лоб в лоб общаешься с продюсером. лично. когда же идешь «законным» путём, то требуют и заявку, а в оной:
лог-лайн. «мой анекдот тыры-пыры про Петьку с Чапаем, а это стопудово смешно».
карточка основных персонажей. «петька — пулеметчик и раздобай, чапай — красный командир и народный Сократ» бла-бла-бла.
ну и далее по мелочам.


но и гораздо короче сказал Эйзенштейн.
То, что мы сейчас называем синопсисом, это «… по существу, предвосхищенный рассказ будущего зрителя о захватившей его картине.» Точка.


«Ни один продюсер не закажет Вам написание сценария по синопсису, если сценария нет.»
Даже не буду спорить, потому что не садился писать НИ ОДНОГО сценария без договора, который подписывался после прочтения заказчиком синопсиса.


У каждого свой опыт.


источник


http://www.livejournal.ru/themes/id/9116


Константин Виткин. Синопсис.


Когда синопсис больше одной страницы, у него больше шансов, что читать его не будут. Более 3х страниц - почти гарантировано не будут.


Чтобы идею не украли (их иногда воруют не только у нас), стоит не все раскрывать в нем. Например, заманить, что-то пропустить важное (но так. чтобы не исчезла логика) и шандарахнуть ярким финалом. Либо по-другому: заманить, раззадорит, а далее скороговоркой не все рассказывая.


Весьма полезно вызвать у профессионального читателя вопрос, ответ на который он захочет получить. Но только так, чтобы он непременно захотел этого. Если будет какая-то просто "непонятка", дело будет загублено.


Помните, что синопсис объектом интеллектуальной собственности не является. Вернее, очень легко можно обойти неприкосновенность сего вводом некоторых существенных изменений.


Поэтому, люди, будьте бдительны. "Плечико заголяйте, конец чулочка тоже можете, но отдаваться лишь, когда дело того стоит, а намерения серьезные". Задача - раззадорить и увлечь на дальнейшее.


И дальше, когда сценарий согласятся прочитать, можно показать и по-больше, дав начало сценария, включающее первый поворотный пункт. Там уже видна и стилистика автора, и вообще само кино. Если на этом куске не доказано, что это - кино, то и читать дальше не стоит.


Поэтому мой совет: имейте лог-лайн, синопсис (такой, как я выше) и начало скрипта, включая 1й пов. пункт. И высылайте это по согласованию с профессиональным читателем (в том числе, согласовав форму подачи (электронная либо принт), последовательно. И обязательно письмо прилагая со своим кратким резюме, контактными данными и сутью того, что предлагаете (для разбора, за деньги или в качестве благотворительной акции, для рассмотрения, как основы проекта, для продажи и т.д.)


Наши ридеры очень часто получают, особенно из России, всех видов продукты, а что с этим делать и на какой основе не сообщается. Это заставляет вежливых писать и спрашивать, а невежливые нередко на это "забивают".


Поэтому фразы из набора:
"предлагаю рассмотреть данную работу на предмет заинтересованности в ее использовании..."
"прошу рассмотреть возможность продвижения на рынок..."
"прошу произвести на ваших условиях каверидж. оплату гарантирую..."
"если это возможно, дать заключение по поводу возможных перспектив использования настоящей работы в ваших производственных планах"
"предлагается для продажи.." и т.д.
лишними никак не является.
И непременно исключите подобное: "сообщите, что с этим можно сделать", "какие сценарии вы ищите?", "что стоит писать, чтобы это купили?"


Эти вопросы являются нетактичными. У людей до того, как они получили данный материал, не было проблемы и первого вопроса. И этот вопрос их просто "грузит". Они должны тратить время свое бесплатно и потом объяснять что-то? Нет если хотят получить ответ квалифицированный, нужно и спрашивать четко, что нужно, с четким указанием на готовность оплачивать труд.
2й и 3й вопросы означают просьбу поделиться результатам маркетинговых исследований, на которые потрачены деньги.


Вместо этого стоило вопрос сформулировать так: "мы, имея такой-то опыт, готовы предложить себя в качестве исполнителя или со-исполнителя сценария в жанре, который мог бы вас заинтересовать. Были бы благодарны за любую вашу рекомендацию и информацию".


Вежливо, достойно, корректно. Ну, как на такое не ответить?


И очень хорошо действует на людей информация о том, что вы готовы оплачивать какие-то их консультационные, исследовательские, экспертные услуги. Не факт, что они непременно предложат вам платить, или платить много (время все-таик деньги), но ваше такого рода предложение и готовность, поверьте, будут оценены по достоинству.


В США в год на рынке только сценариев появляется примерно 60000. Что говорить о синопсисах, тритментах и лог-лайнах? И этот объем читает огромное количество людей. Первыми из них ридеры. Любой занятый делом продюсер, восстребованный режиссер или актер, а также агент, имеет их при себе в качестве фильтрующего элемента.


Работы огромный объем.


(Учебники по драматургии:


http://www.screenwriter.ru/info/


Питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.


Что такое питчинг? Как на него попасть? Чем продюсерский питчинг отличается от сценарного? Ответы на эти и другие вопросы - в статье Festagent (http://www.festagent.com/)


«Сценарный питчинг - это презентация сценариста, который хочет продать свой ;;сценарий продюсерам. За рубежом сценарный питчинг часто приобретает форму скорость встречи. Продюсеров собирают в одной комнате за длинным столом, и к каждому из них выстраивается очередь сценаристов. В течение 5 минут сценарист рассказывает о проекте, а затем оставляет свои координаты и переходит к другому продюсеру, пока не обойдет всех, кто его интересует. Продюсерский питчинг - гораздо более сложная форма. Это поиски целенаправленного финансового партнерства на какой-либо стадии производства. В Европе питчинг существует как индустриальный инструмент и в основном в рамках копродакшн маркетов и фестивалей - Роттердам, Берлин, Канны и др ». (Источник - сайт СнимиФильм )


(http://www.festagent.com/articles/pitching)


Festagent: На что нужно обратить особое внимание при подготовке к питчингу?
Дмитрий Куповых : Безусловно, нужно заранее подготовить «спич» и впоследствии свободно общаться в рамках этого «спича» с аудиторией; говорить не по бумажке. Нюансы зависят непосредственно от выступающего. Кому-то лучше составить только план выступления, кому-то лучше выучить всю речь наизусть. Очень важно прислушиваться к себе и доверять своим ощущениям при подготовке. Я, например, решил перестраховаться, и выучил речь для «Кинотавра», хотя обычно очень комфортно импровизирую в рамках плана. В итоге, этот «вызубренный» текст меня тормозил.
Крайне желательна визуальная часть. О ней обычно мало кто заботится, даже на «Кинотавре». В целом, лучше придумать что-то необычное. На «Кинотавре» было всего две более-менее нестандартных презентации: у О нас И у Натальи Мокрицкой , которая привела целый хор маленьких девочек. То есть даже на таком серьезном мероприятии, как питчинг «Кинотавра», где вполне серьезные люди не особенно заморачиваются, очень легко выделиться, просто за счет подачи. Могу привести удачный пример с режиссерского питчинга «АРТкино». Победители питчинга придумали концепцию диалога: они рассказали свою историю, обмениваясь репликами, как в обычном разговоре: «Саша, как тебе кажется, это интересная история? О чем она? »,« Да, Денис, мне кажется, она интересная, потому что ... ». Аудитория была в восторге. При этом зрители действительно оценили историю: она была грамотно преподнесена, и от внимания публики не ускользнули все её плюсы.

Festagent: Стоит ли раскрывать финал своей истории на питчинге?
Дмитрий Куповых : Если преимущество проекта заключается в неожиданной развязке - ее нужно либо раскрыть, либо интригующе обозначить. В презентации нужно обязательно использовать все свои плюсы. Если в проекте уже занят известный режиссер или актёры, если у истории потрясающий эффектный финал - это нужно подчеркивать, показывать и рассказывать. Раскрывая финал, не стоит опасаться за свои авторские права. Питчинг - это, скорее, одна из форм их защиты. На презентации присутствует множество представителей киноиндустрии и прессы, и доказывать авторство идеи впоследствии не придется.


1. Воспринимайте питчинг как учебу . Дебютантам-сценаристам, продюсерам и режиссерам обязательно надо принимать участие в питчингах. Но относиться к таким событиям лучше как к возможности получить опыт и чему-то научиться, а не единственному шансу прорваться в индустрию. Питчинговые тренинги - также не пустая затея. Повторюсь: питчинг - это, прежде всего, образовательный процесс. Поэтому регулярно практиковаться и набивать руку на лаконичных и ярких презентациях своих идей очень полезно. Это поможет не растеряться в нужный момент.
2. Разбирайтесь в кинобизнесе . Любой питчинг, крупный, локальный, международный, национальный, сценарный и продюсерский - это мероприятие, на котором пересекаются творчество и бизнес. Причем именно бизнесу уделяется центральная позиция. Поэтому одинокая творческая единица в лице сценариста или режиссера, которая слабо представляет, как устроен кинобизнес, на питчинге - не самый удачный вариант. В «Культбюро» убедительней всего выглядели режиссер и продюсер, которые презентовали проект вместе. Поэтому нужно либо осваивать продюсерское ремесло, постигать азы маркетинга, проката и дистрибуции, либо срочно искать напарника.
3. Готовьтесь тщательно . Даже если члены жюри познакомились с вашей заявкой заранее, все равно придется рассказывать снова. Это значит, что выступающий должен быть на 100% уверен в своем проекте. Возможно, на предварительном этапе вас попросили описать идею «в двух словах», но к устной презентации проект должен быть детально проработан. Это закон. Чем лучше вы подготовлены - тем больше шансов на победу. Для сценарного питчинга на руках нужно иметь четко структурированный синопсис, идею и понимание истории (абсолютный минимум), а лучше - полностью разработанный первый драфт. Что касается продюсерского питчинга: фильм фактически уже должен быть снят, только на бумаге. На любом питчинге такие элементы, как уже собранная съемочная группа, готовая смета, КПП, режиссерский сценарий, раскадровка, спланированная программа продвижения - это ваши бесценные козыри.
4. Визуализируйте . Лично я выступаю за максимальную предварительную визуализацию проекта, т.е. видео-презентацию. Во-первых, это - отличный инструмент для тех, кто не дружит с публичными выступлениями. Во-вторых, лучше один раз показать, чем сто раз описать. На питчинге «Кино для писателей» (которому больше подошло бы название «Писатели для кино») многие авторы показали видеоролики, иллюстрирующие сюжеты, атмосферу, героев и т.д. Это выглядело очень наглядно и эффектно. В-третьих, если вы - режиссер, умение сделать интересное видео косвенно докажет ваш профессионализм. Тем не менее, приготовив небольшой ролик, посвященный визуальной части моего проекта для «Культбюро», я потерпела неудачу: его просто негде было показать. От технических проблем, разумеется, никто не застрахован. Решение каждый принимает сам, а я просто приведу два примера видео-презентаций кино-проектов для питчинга.

Какие вопросы задает себе продюсер, слушая презентацию проекта на питчинге?
1. Возможно ли успешно продать концепцию этого проекта?
2. Подходит ли эта история для какого-то конкретного рынка?
3. Нравится ли мне история настолько, что я потрачу два года своей жизни на производство фильма? (Если речь идет о полном метре)
4. Могу ли я четко объяснить, почему верю, что этот проект принесет прибыль?
5. Способен ли этот проект привлечь хороших актеров и дополнительные источники финансирования?
6. Не испортит ли этот проект мою репутацию?
Источник: сайт фильма плана .


Англо-русский словарь кинотерминов
(http://www.festagent.com/dictionary)


Онлайн-борьба за зрителя. Продвижение фильма в интернете.
(http://www.festagent.com/articles/online_battle)


РАЗРАБАТЫВАЕМ ПЛАН МАРКЕТИНГА: ПОЛИТИКА ПРОДВИЖЕНИЯ
(Как составить смету на создание кино- и видео-продукции (цены 2009 года)
(
Адский продюсер
(


Другие статьи в литературном дневнике: