Галина Седова

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Новая книга Г.М. Седовой. "Ему было за что умирать у Чёрной речки". - СПб.: ООО "Издательство "Росток"", 2012. - 735 с.



И действительно: "мы почти перестали слышать его человеческий голос в его божественных стихах." Давно уже сказала так Анна Ахматова.


И вот, недавно это поняла я, когда, читая книгу пушкиниста Седовой, я нашла для себя неизвестное мне и не понятое когда-то, закрытое множеством неточностей, условностей и предположений как в своих дилетантских "изысканиях", так и во многих мемуарах и воспоминаниях его современников.


Особенно поразительно моё открытие в части Ш книги: раздел "... Чтоб сердцем возлетать во области заочны ..." - (стр. 380-404). Здесь не только исследована история создания стихотворения "Отцы пустынники и жены непорочны ...". Здесь я убедилась в том, насколько велико оказалось влияние Натальи Николаевны на Пушкина со стороны её характера, душевного склада и веры. До сегодняшнего дня я была вооружена лишь одними цитатами из писем Пушкина к жене летом 1834 года, когда она с детьми отдыхала в Полотняном Заводе: "Всякий ли ты день молишься, стоя в углу?"; "Побранив тебя, беру нежно тебя за уши и цалую - благодаря тебя за то, что ты Богу молишься на коленях посреди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для нас."


"Приверженность православным обрядам была отличительно чертой дома, откуда вышли Наталья Гончарова и её сёстры ..." - см. далее стр. 393-396 книги. В архиве Гончаровых (РГАДА) хранятся две описи их имущества (1833-1836 г.г.) В одном из них названо 65 икон, размещавшихся практически во всех помещениях дома Гончаровых. Это иконы Богородичного ряда: образа Богоматери, Спасителя , образ Богоявления, Тайная вечеря, образа небесных покровителей членов семьи Гончаровых; святых апостолов и так далее.
"Как известно, мать Натальи Николаевны не отличалась ни кротостью, ни благочестием, но от детей всегда требовала послушания и смирения. По всей видимости, под влиянием жёсткого воспитания маменьки у впечатлительной Натальи Гончаровой появилась привычка более слышать и меньше говорить, соответствующая духу христианского правила: "во многоглаголании не спасёшься от греха". Тогда же, в детстве, появилась у Н.Н. Пушкиной склонность находить успокоение в молитве".



Пушкин в 1834-1836 г.г., в период переосмысления своего жизненного и творческого пути, немало общался по теме православия с В.К. Кюхельбекером, В.Ф. Одоевским, Д.А. Эристовым (о книге "Словарь о святых"), А.Н. Муравьёвым (о его книге "Письма о Богослужении Восточной церкви").


Смею думать, что его домашнее и откровенное общение с женой о детях, о том, "чем нам жить будет", чаще было освещено темами духовными, чем пресловутой болтовнёй о "кокетствах" и ревности. О светских сплетнях и прочем мы читаем в письмах Пушкина, в ответах его на недоверчивые письма Натали, в которых она по-своему воспитывала мужа и могла "браниться по-французски".







Другие статьи в литературном дневнике:

  • 07.04.2025. Галина Седова