Император играл на рожкеИз "Дневника" Долли Фикельмон. Предыдущая моя версия о "рогоносцах" и музыкантах" (по материалам интернета) содержала упоминания о Крестовском острове ("рыцари большого креста"): https://proza.ru/diary/jnu51/2017-12-13 Во второй половине XVIII века, во времена Екатерины II, стал модным оркестр роговых инструментов. К тому времени оркестры уже имели, помимо Нарышкиных, графы Орловы, Разумовские, Строгановы. Имели свой оркестр будущий канцлер А. А. Безбородко, князь Г. А. Потемкин, князь Ф. Ф. Вадковский. Не только в Петербурге, но и в Москве, и в других городах мода набирала силу. В 1790-м при Дворе было два роговых оркестра, имели их и некоторые полки – гвардейский Егерский, Конногвардейский, Преображенский. Однако, в домашнем быту роговые оркестры в 1820-30-х приобрели популярность. «Указатель С. Аллера на 1823 год» называет десятки адресов дач, расположенных на Елагином, Каменном, КРЕСТОВСКОМ, Аптекарском островах, с указанием, что у владельцев имеется свой роговой оркестр. Прежде всего упомянуты богатые вельможи – НАРЫШКИНЫ, Строгановы, Шереметевы, Разумовские, Салтыковы. Причем это были совсем не любительские коллективы. В концертах на открытом воздухе исполнялись такие сложные произведения, как увертюры к операм Дж.Россини, К.-М.Вебера, Ф.-А. Буальдьё, Л. Керубини. Роговую музыку НАРЫШКИНА не раз слушал М.И. Глинка, с восторгом отзывавшийся о мастерстве музыкантов. Остались сведения о том, как восторгались роговой музыкой А.С.Пушкин, А.И.Дельвиг, П.А.Вяземский. В первые десятилетия XIX века роговая музыка вошла в домашний быт не только вельмож, но также помещиков, купцов, богатых любителей музыки. Нарышкин Дмитрий Львович (1758-1838) – камергер, был владельцем лучшего в России оркестра роговой музыки, состоявшего из крепостных музыкантов. Тот самый НАРЫШКИН, упомянутый в дипломе рогоносца, отправленном Пушкину 4 ноября 1836 года. Итак, "Дневник" Долли Фикельмон: 1829-1837 год. Казалось бы, ничего странного в том, что Е.И.В. Николай Павлович развлекается игрой на рожке. Однако, представьте себе, насколько это обстоятельство могло стать доминирующим при сочинении "диплома рогоносца". Особенно в том случае, если сочинял его человек, не лишённый воображения.
© Copyright: Татьяна Григорьевна Орлова, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|