Игры Пушкина 3
https://magazines.gorky.media/neva/2013/12/okayannyj-paskvil.html «Письмо имеет два адреса. На отдельной обложке, играющей роль конверта, печатными буквами стояло: Этот экземпляр пасквиля написан на большом листе бумаги, сложенном пополам, с 1836 года по 1918-й хранился в секретном фонде архива III отделения, затем — Департамента полиции. Наружный конверт второго экземпляра пасквиля утрачен. Поэтому его адресат неизвестен. Вероятнее всего, это один из трех экземпляров, находившихся у Пушкина. Текст аналогичен с первым. Надпись на внутреннем конверте та же. Печати и сургуч везде одинаковые. Из-за небрежности изготовителей конверт заляпан сургучом, но надпись на нем читается легко. Этот экземпляр в 1910 году поступил из Департамента полиции в Лицейское общество. Оба экземпляра с 1918 года хранятся в Пушкинском Доме. И сегодня нет уверенности в том, что нам известны все получатели пакетов с «дипломами рогоносца». Нидерландский посол при русском дворе барон Луи Борхард де Беверваард Геккерн (1791–1884) видел анонимное письмо у министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде (см. ниже). Чьим экземпляром владел министр? Пакет с пасквилем держал в руках император Николай I, не мог не ознакомиться с ним. Какие-то лица распространяли копии. С чьих подлинников? Пушкинский дом располагает двенадцатью списками пасквиля. Ответов на эти вопросы нет. М.И. Яшин полагает, что Мих. Ю. Виельгорский передал полученный им пакет главноуправляющему III отделением генерал-адъютанту графу А.Х. Бенкендорфу до 9 ноября, в этот день Александр Христофорович показал пасквиль императору. За прошедшие почти два столетия владелец печати не обнаружен. Печать эта производит странное впечатление. Обычно владельческие печатки изготавливались из полудрагоценных и даже драгоценных камней или металла профессиональными резчиками по эскизам художников с учетом требований заказчиков. Владелец желал иметь изящную печать с некоей символикой, отображающей его занятия, интересы, принадлежность к фамилии, клану, государству и др. Сохранившиеся оттиски в сургуче на пакете, полученном графом М.Ю. Виельгорским, меценатом, музыкантом, масоном высокого ранга, и на двух внутренних конвертах наводят на мысль о том, что печатка изготовлена кустарно, любителем, слабо художественно одаренным. Ни композиции, ни изящества, ни техники в ней не обнаруживается. Внимательное рассмотрение оттиска показывает, что материал печатки, возможно, дерево, и она изготовлена только лишь для ее использования в затеянной анонимами мерзости и дальнейшего уничтожения как важнейшей улики.
© Copyright: Татьяна Григорьевна Орлова, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|