Игры Пушкина 3

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник


Феликс ЛУРЬЕ «Окаянный пасквиль»


https://magazines.gorky.media/neva/2013/12/okayannyj-paskvil.html

Опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2013


«Письмо имеет два адреса. На отдельной обложке, играющей роль конверта, печатными буквами стояло:
Графу Михайле Юриевичу Виельгорскому. На Михайловской площади, дом Графа Кутузова“. На оборотной стороне диплома было написано как правильно выразился Соллогуб, кривым лакейским почерком“ — Александру Сергеичу Пушкину“. Любопытна деталь: слово Александру“ переделано из написания Александри“. Диплом, как и адрес обложки, воспроизведен печатными буквами. Письмо и обложка заклеены красным сургучом. Печать, по определению Геккерена довольно странная“, имеет следующий вид: в средине — стропила, в которых помещено прописное А, с левой стороны раскрытый циркуль, с правой пингвин щиплет куст, прикрепленный к решетке. Все это имеет основанием подобие пера. Наверху изображение двух капель или пламенеющих языков с "оком“ внутри».


Этот экземпляр пасквиля написан на большом листе бумаги, сложенном пополам, с 1836 года по 1918-й хранился в секретном фонде архива III отделения, затем — Департамента полиции. Наружный конверт второго экземпляра пасквиля утрачен. Поэтому его адресат неизвестен. Вероятнее всего, это один из трех экземпляров, находившихся у Пушкина. Текст аналогичен с первым. Надпись на внутреннем конверте та же. Печати и сургуч везде одинаковые. Из-за небрежности изготовителей конверт заляпан сургучом, но надпись на нем читается легко. Этот экземпляр в 1910 году поступил из Департамента полиции в Лицейское общество. Оба экземпляра с 1918 года хранятся в Пушкинском Доме.


И сегодня нет уверенности в том, что нам известны все получатели пакетов с «дипломами рогоносца». Нидерландский посол при русском дворе барон Луи Борхард де Беверваард Геккерн (1791–1884) видел анонимное письмо у министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде (см. ниже). Чьим экземпляром владел министр? Пакет с пасквилем держал в руках император Николай I, не мог не ознакомиться с ним. Какие-то лица распространяли копии. С чьих подлинников? Пушкинский дом располагает двенадцатью списками пасквиля. Ответов на эти вопросы нет.


М.И. Яшин полагает, что Мих. Ю. Виельгорский передал полученный им пакет главноуправляющему III отделением генерал-адъютанту графу А.Х. Бенкендорфу до 9 ноября, в этот день Александр Христофорович показал пасквиль императору.

Э. Герштейн утверждает, что Николай I ознакомился с текстом пасквиля лишь после смерти Пушкина и понял, что в нем содержится намек на него18. Документального подтверждения этим версиям нет.
Нам представляется предположение Яшина правдоподобнее. Виельгорский мог передать «диплом рогоносца» Николаю Павловичу сам. О близких отношениях Романовых и Виельгорских хорошо известно.
===
Судя по тексту записки (от Геккерна), Дантесу потребовалось описание красной сургучной печати — по ней легко и надежно определяется участник изготовления пасквиля, куда надежней, чем по почерку, разумеется, если изготовитель пользовался своей печатью.


За прошедшие почти два столетия владелец печати не обнаружен. Печать эта производит странное впечатление. Обычно владельческие печатки изготавливались из полудрагоценных и даже драгоценных камней или металла профессиональными резчиками по эскизам художников с учетом требований заказчиков. Владелец желал иметь изящную печать с некоей символикой, отображающей его занятия, интересы, принадлежность к фамилии, клану, государству и др.


Сохранившиеся оттиски в сургуче на пакете, полученном графом М.Ю. Виельгорским, меценатом, музыкантом, масоном высокого ранга, и на двух внутренних конвертах наводят на мысль о том, что печатка изготовлена кустарно, любителем, слабо художественно одаренным. Ни композиции, ни изящества, ни техники в ней не обнаруживается. Внимательное рассмотрение оттиска показывает, что материал печатки, возможно, дерево, и она изготовлена только лишь для ее использования в затеянной анонимами мерзости и дальнейшего уничтожения как важнейшей улики.






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.06.2025. Игры Пушкина 3