Человек и раб

Михаил Журавлёв: литературный дневник

Время было всегда. Важно, от какой точки его отсчитывать. То есть, какое событие для конкретной группы людей, объединённых в общность под названием "народ", стало той отправной точкой, с которой оная общность ведёт своё летосчисление. У китайцев не было и нет вовсе сквозного летосчисления. У них 12-летний зодиакальный цикл помножается на 5 малых кругов, после чего всё вновь повторяется. Вот почему в китайских летописях могут соседствовать события, реально отделённые друг от друга столетиями. Это принципиально иное отношение к понятию "время" и вытекающей из него истории. У древних римлян были свои неравные циклы, каждый из которых отсчитывался от своего важного для них события. Из этого вытекает, что у них не было сквозной истории. И это действительно так. Всё, что относилось к прошлому, для них автоматически становилось мифом и утрачивало значительную часть актуальности. Европейская концепция "стрелы времени" и связанные с нею идеи прогресса, историчности, эволюции возникли с принятием христианства. Правда, у иудеев всё это возникло существенно раньше, в своей особенной форме, трактовкой которой занимается каббала как своеобразная наука о числах, управляющих мировыми процессами. В этом смысле, вопрос о календаре не только не праздный, но и даже не узко специальный, для кабинетных историков. Это вопрос мировоззренческий. Человек, меряющий свою жизнь от зарплаты до зарплаты и слабо воспринимающий мир за пределами видимого горизонта, строго говоря, не вполне человек. Он лишён важнейшей человеческой особенности - способности воспринимать и постигать мироздание как целостность и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Фрагментирование, измельчение мышления современного человека - одна из главных необъявляемых целей глобального капитала, которому легче управлять неразумными рабами, чем мыслящими людьми. А то, что эти рабы имеют некоторое свободное время, читают комиксы, обучены высокотехнологичным ремёслам, сути дела не меняет. Раб мировоззренчески несмышлён. А человек осмыслен. Следовательно, постижение истории есть путь от рабства к освобождению Человека.



Другие статьи в литературном дневнике: