Заметки неискушенного зрителя

Ирина Позднякова Рязань: литературный дневник

В прошедшие выходные я выбралась в большой культпоход: целых два дня в нашем городе проходил кинофестиваль «Волшебный мир». Хотя вообще-то его официальный статус – фестиваль мультимедийного творчества. Среди номинаций – комикс. мультфильмы, социальная реклама, авторская телепрограмма, наконец, игровое кино (короткометражного формата).
Начинался он в 2008 году скромно – как конкурс комикса и манги. Затем получил статус фестиваля – сначала областного, потом и всероссийского. Расширялась программа, география участников, в этом году фестиваль впервые проходил на двух площадках и в течение двух дней.


Но я не буду сейчас писать оды и хвалебные песни выдающемуся культурному событию. Я не жалею, что пошла, мне было интересно – и это хорошо. Но мысли и наблюдения были всякие – не только восторженные. В этом году у фестиваля новый слоган – «Фестиваль честного творчества». Позвольте и мне поделиться честными мыслями.


Я бываю на «Волшебном мире» уже несколько лет подряд – у меня есть знакомые, которые активно принимают в нем участие. Однажды даже сама краешком бока оказалась в одном из конкурсных проектов – рисовала несколько анимационных кадров для маленького эпизода. Но дальше это меня как-то не зацепило, наверно, мультфильмы – это все-таки не совсем мое. Но чужие работы мне интересно смотреть.
Однако с каждым годом все заметнее разброс работ по уровню. Здесь есть как простенькие работы детских студий, так и дипломные и курсовые работы студентов ВГИКа и других творческих вузов. Конечно, конкурс разбит на возрастные подгруппы, но и внутри них различия очень заметны.
В этом году организаторы фестиваля заявляли о выходе на «новый уровень». Вместо прежнего места проведения – Дворца Молодежи (бывшего ДК нефтяников) – показы перенесли в современный кинотеатр «Малина». Второй площадкой стала областная универсальная научная библиотека имени Горького.
Возросла стоимость билетов на фестиваль – тоже в связи с «новым уровнем». Я, честно говоря, сомневалась – стоит ли мне вообще идти и платить 600 рублей (за два дня). Но решилась.


Фестиваль разделился на две части. На большом экране в «Малине» были показаны наиболее качественные работы. Мое мнение: сходить туда стоило. Особенно такому неискушенному зрителю, как я – это уже чисто субъективно. В комфортных креслах, на большом экране, да еще и если смотришь красиво сделанный фильм… Например . мультфильмы «Зеленые конвертики» и «Жирафа» - это трогательные истории о любви, сделанные с большим мастерством. Было приятно почувствовать себя снова ребенком )))


Но конечно, были показаны не только мультфильмы., но и представители остальных номинаций – социальная реклама, комиксы, авторские передачи, игровое кино. Особенно выделялся фильм «Чудесный доктор», снятый по рассказу А. Куприна. Эта короткометражная лента снималась в Петербурге, с использованием декораций и костюмов из фондов «Ленфильма». Я посмотрела его на едином дыхании, но, придя домой, решила перечитать рассказ. Должна признаться, что обаяние фильма немного потускнело. Авторы фильма изменили время года – сменили зиму на лето, что существенно снизило драматический накал. Тому могли быть разные причины – возможно, не было средств на зимние декорации или времени на съемку зимой. Но еще одним диссонансом выглядит, на мой взгляд, слишком белый и нарядный чепчик больной девочки, тогда как и в рассказе, и в фильме, подчеркиваются нищета героев… При повторном же просмотре фильма бросились в глаза и другие шероховатости, но не буду сейчас заострять на них внимание. В целом - все равно фильм на порядок выше уровнем многих представлленных работ


А в библиотеке в эти два дня проводились показы остальных работ фестиваля. Кинозала там нет, и фильмы «крутили» на больших жк-мониторах. Кроме того, проводились мастер-классы по видео, режиссуре и т.д., и развлекательные программы для детей.
На мастер-классы я не пошла, а на нескольких показах честно отсидела. Конечно, впечатления были разные. Большинство работ – это работы детских коллективов. И впечатления всегда были с поправкой на возраст. Кроме того, понятно, что в большей или меньшей степени в работе всегда принимают участие взрослые.


Вообще, меня поразило, что создатели одной из конкурсных работ замахнулись ни много ни мало – на экранизацию повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Но именно замахнулись. Работа получилась абсолютно плоская. Ее могло бы хоть немного спасти использование закадровых музыкальных тем – но почему-то нет и этого… Только в конце – из Окуджавы: «До свидания. девочки, девочки – постарайтесь вернуться назад» - как будто запоздало спохватившись….
Кроме того, почему-то именно в библиотеке, а не в кинотеатре , был устроен показ короткометражной комедии «Петух», которая побывала на нескольких престижных кинофестивалях, включая ММКФ и Каннский, и творческая встреча с его генеральным продюсером – Кириллом Алехиным. Этот показ во всех анонсах был представлен как главное событие фестиваля.
Кирилл рассказал об истории создания фильма. Пожалуй, наиболее важный факт – что фильм снят на средства, собранные через Интернет.


Смотреть фильм было смешно, но в конце, если честно, жалко птичку, которая погибает ни за что (ее топит ухажер главной героини), да и в реальности на съемках петух, как оказалось, едва остался жив.
Из радостных для меня моментов отмечу то, что по итогам смс-голосования среди рязанских работ победил фильм, автор сценария которого - мой хороший знакомый. Однако в целом уровень рязанских работ, включая и победителя – фильм «Открыто» явно не дотягивал (как и в прошлые годы) до фаворитов фестиваля, что вызывает вопрос: а целесообразно ли вообще принимать у себя гостей из других городов и даже стран, если не можешь соперничать с ними? Отвечать, конечно, нужно не мне, а организаторам…
Интересно было бы узнать, сколько человек купили билеты на мероприятия в библиотеке. Большая часть посетителей были финалистами конкурса и прошли бесплатно. А рядовому зрителю платить 200 рублей за просмотр любительских работ на телеэкране… неинтересно. На одном из показов получилось так, что я была единственным зрителем в зале.


Ну и напоследок – то, что больше всего резануло. Не понравилась излишняя политизированность некоторых работ, и вдвойне удивило то, что они прошли на показ в «Малине». Одна из них называлась «Сказка о президенте», и смотрелась она очень двусмысленно. . Другая – «Загадка Сталина», и представляла собой экранизацию анекдота, причем довольно низкопробного… И даже на мастер-классе московского мультипликатора Кирилла Поликарпова дети делали мультик про Барака Обаму, который насылает на нас санкции…Тему вроде бы выбирали сами дети, и понятно, что идеи носятся в воздухе, но ведь руководить детским творчеством - дело взрослых ведущих....


Перечитываю - и понимаю, что пост производит впечатление сплошной критики и недовольства. но повторю еще раз: это не так. Мне было интересно, и многие работы понравились. И выходные удались )))



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.09.2015. Заметки неискушенного зрителя