Эхо кинофестиваля Кино без барьеров…Да! Не успел закончиться один кинофестиваль – как грянул другой. Или, если быть точным – Эхо кинофестиваля «Кино без барьеров» в Рязани. О московском фестивале мне не раз рассказывали знакомые, бывавшие на нем. Сама я не ездила туда, но отзывы друзей приходилось слышать очень противоречивые. Мне говорили о потрясающей атмосфере фестиваля, о том, что он вдохновляющее действует, позволяет узнать много примеров того, как человек с инвалидностью может жить успешной, активной жизнью, наравне со здоровыми, говорили и о важности фестиваля для информирования общества о проблемах инвалидов. С другой стороны – было и такое мнение: «Выдержать много часов подряд десятки фильмов, с разных сторон «обсасывающих» тему инвалидности – невозможно!» Учитывая то, что кинопоказы и другие мероприятия в рамках московского фестиваля идут несколько дней подряд в режиме нон-стоп одновременно на нескольких площадках – я была склонна согласиться с этим утверждением даже заочно. К тому же, немало фильмов на тему жизни и проблем инвалидов (в том числе и принимавших участие в фестивале) я видела – и думаю, что многие из них по замыслу похожи друг на друга. Хотя, существует мнение, что количество сюжетов в искусстве вообще ограниченно. Четвертый фильм – «Холодная земля». Он – документальный. Нет, это не про то, как ужасно жить в далекой азиатской стране. И не про то, как далеко Европа, Америка и Австралия продвинулись в области защиты прав инвалидов. (Хотя с горечью отмечу, что положение у нас – порой немногим лучше того, что показано в фильме). Это – про то, как человек остается человеком, несмотря на трагические обстоятельства. И это – про то, как человек делает все, что в его силах. Выйдет ли он победителем? Мы не знаем. Это реальная жизнь, и в ней нет обязательного счастливого конца. А во второй день показа мы увидели американский полнометражный документальный фильм «Приглашение на танец». Отмечу, что на примере этого фильма – серьезного, многопланового и интересного – я получила подтверждение того, что много кино – не всегда хорошо. Мой друг, видевший его на фестивальном показе в Москве, а сейчас посмотревший во второй раз, признался, что тогда он его не оценил, и даже ушел с сеанса на середине фильма – настолько он показался скучным и затянутым. Очевидно, причиной была усталость и «замыленность» восприятия. Кстати говоря, уходили люди и с рязанского показа. И во второй день народу в зале сидело значительно меньше.По моим ощущениям, с трудом удавалось (во всяком случае в первый день) провести "свободный микрофон". люди терялись и не знали что сказать, особенно по поводу героев с ментальными нарушениями..... В комментариях в группе показа ВКонтакте говорилось , что атмосфера на детских показах была значительно лучше. Но следует учесть, что детей – школьников – приводили на показ организованно… Конечно, причины разные, многие, должно быть – чисто организационные, но все-таки я выскажу свое мнение: не стоит преувеличивать влияние подобных кинопоказов на так называемую интеграцию инвалидов в общество. Даже среди инвалидов туда пойдут лишь немногие активисты (или любители потусоваться, что вовсе не означает подлинную активность). Большинству же здоровых людей эти фильмы неинтересны. И просмотр фильма тоже не означает изменение собственной жизненной позиции… Однако это не значит, что подобные мероприятия не нужны. Капля камень точит, но надо помнить, что капель для этого нужно – много и много… ….И все-таки, крутится в голове провокационный вопрос: а многие ли из тех, кто жалуется сейчас на отсутствие в России доступной среды, технических средств, и вообще «американской жизни для инвалидов и американской интеграции в общество» - смогли бы, как Мороват из иранской деревни, отправиться искать правды в город – на четвереньках? © Copyright: Ирина Позднякова Рязань, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|