Эхо кинофестиваля Кино без барьеров

Ирина Позднякова Рязань: литературный дневник

…Да! Не успел закончиться один кинофестиваль – как грянул другой. Или, если быть точным – Эхо кинофестиваля «Кино без барьеров» в Рязани.
Эта акция организована рязанским благотворительным фондом помощи детям-инвалидам «Наши дети» и российской общественной организацией инвалидов «Перспектива», которая и проводит каждые два года в Москве международный кинофестиваль «Кино без барьеров». В нем принимают участие фильмы – художественные и документальные – рассказывающие о людях с инвалидностью. Последний на сегодняшний момент, 7-й фестиваль, прошел в ноябре прошлого года, и теперь показы его фильмов устраиваются в разных городах России.


О московском фестивале мне не раз рассказывали знакомые, бывавшие на нем. Сама я не ездила туда, но отзывы друзей приходилось слышать очень противоречивые. Мне говорили о потрясающей атмосфере фестиваля, о том, что он вдохновляющее действует, позволяет узнать много примеров того, как человек с инвалидностью может жить успешной, активной жизнью, наравне со здоровыми, говорили и о важности фестиваля для информирования общества о проблемах инвалидов. С другой стороны – было и такое мнение: «Выдержать много часов подряд десятки фильмов, с разных сторон «обсасывающих» тему инвалидности – невозможно!» Учитывая то, что кинопоказы и другие мероприятия в рамках московского фестиваля идут несколько дней подряд в режиме нон-стоп одновременно на нескольких площадках – я была склонна согласиться с этим утверждением даже заочно. К тому же, немало фильмов на тему жизни и проблем инвалидов (в том числе и принимавших участие в фестивале) я видела – и думаю, что многие из них по замыслу похожи друг на друга. Хотя, существует мнение, что количество сюжетов в искусстве вообще ограниченно.
Программа рязанского показа делилась на детскую и взрослую части. На оба взрослых сеанса я и пошла.
В первый день программа состояла из четырех короткометражных фильмов. Три из них (польский «Гадкие слова», английский «Бастион» и австралийский «Интервьюер») - игровые и посвящены людям с ментальными особенностями. Тема важная - сейчас усилия многих организаций направлены именно на изменение отношения к людям с синдромом Дауна, аутизмом, интеллектуальными и психическими нарушениями. Однако, стоит заметить, что во всем мире о правах этих людей задумались только после того, как добились каких-то успехов в борьбе за свои права люди с другими формами инвалидности – нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Думается, что в отдельных государствах порядок будет тоже примерно таким.


Четвертый фильм – «Холодная земля». Он – документальный.
Иран. Деревня, год назад пострадавшая от наводнения. Брат и сестра, лишившиеся своего дома и живущие в палатке все это время. (Замечу, что хотя Иран и южная страна, зимой температура опускается до нуля и ниже). И брат, и сестра – тяжелые инвалиды с детства: он передвигается на четвереньках (инвалидных колясок нет и в помине) она – совсем не может ходить. Мороват (брат) старается не унывать, уповает на Аллаха, которому усердно молится, и подбадривает Махин, сестру. А помощи от государства на строительство дома, за которой он периодически, все так же, сбивая в кровь руки и коленки, отправляется в город, так и нет…


Нет, это не про то, как ужасно жить в далекой азиатской стране. И не про то, как далеко Европа, Америка и Австралия продвинулись в области защиты прав инвалидов. (Хотя с горечью отмечу, что положение у нас – порой немногим лучше того, что показано в фильме). Это – про то, как человек остается человеком, несмотря на трагические обстоятельства. И это – про то, как человек делает все, что в его силах. Выйдет ли он победителем? Мы не знаем. Это реальная жизнь, и в ней нет обязательного счастливого конца.


А во второй день показа мы увидели американский полнометражный документальный фильм «Приглашение на танец».
Это история женщины, получившей инвалидность в юности, в результате травмы. Сейчас она активно занимается общественной деятельностью, преподает в университете и пропагандирует танец как способ активной жизни для людей с инвалидностью. Конечно, в фильме показана ее личная история возвращения к активной жизни, осознания заново себя. Своей женственности, сексуальности... Но главным в фильме для меня оказалось не это. В нем я увидела наглядно модель общественной жизни и борьбы за свои права, которая успешно работает в США, и которую многие пытаются перенести и на российскую почву. Показателен тот факт, что даже та роковая авария в 1971 г. произошла, когда Сими, ее муж и друзья ехали на акцию протеста против войны во Вьетнаме…
А дальше – движения и объединения уже за права инвалидов. Запомнился еще один, относительно недавний пример (кажется, начала 2000-х гг.) – когда инвалиды Нью-Йорка акциями протеста добились замены парка городского такси, который был укомплектован моделью автомобиля, куда не входила коляска…


Отмечу, что на примере этого фильма – серьезного, многопланового и интересного – я получила подтверждение того, что много кино – не всегда хорошо. Мой друг, видевший его на фестивальном показе в Москве, а сейчас посмотревший во второй раз, признался, что тогда он его не оценил, и даже ушел с сеанса на середине фильма – настолько он показался скучным и затянутым. Очевидно, причиной была усталость и «замыленность» восприятия.


Кстати говоря, уходили люди и с рязанского показа. И во второй день народу в зале сидело значительно меньше.По моим ощущениям, с трудом удавалось (во всяком случае в первый день) провести "свободный микрофон". люди терялись и не знали что сказать, особенно по поводу героев с ментальными нарушениями..... В комментариях в группе показа ВКонтакте говорилось , что атмосфера на детских показах была значительно лучше. Но следует учесть, что детей – школьников – приводили на показ организованно…
Почти не было в зале и людей с тяжелыми формами инвалидности. Это тоже факт. Более того, не пришел никто из тех, кого на моих глазах приглашали на показ, делая объявление на встрече клуба общения…


Конечно, причины разные, многие, должно быть – чисто организационные, но все-таки я выскажу свое мнение: не стоит преувеличивать влияние подобных кинопоказов на так называемую интеграцию инвалидов в общество. Даже среди инвалидов туда пойдут лишь немногие активисты (или любители потусоваться, что вовсе не означает подлинную активность). Большинству же здоровых людей эти фильмы неинтересны. И просмотр фильма тоже не означает изменение собственной жизненной позиции… Однако это не значит, что подобные мероприятия не нужны. Капля камень точит, но надо помнить, что капель для этого нужно – много и много…


….И все-таки, крутится в голове провокационный вопрос: а многие ли из тех, кто жалуется сейчас на отсутствие в России доступной среды, технических средств, и вообще «американской жизни для инвалидов и американской интеграции в общество» - смогли бы, как Мороват из иранской деревни, отправиться искать правды в город – на четвереньках?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.10.2015. Эхо кинофестиваля Кино без барьеров