Текущее книголюбское многогранный Ливанов
Сразу скажу: мнения о громких новинках литературы от меня не ждите, или ждите тогда, когда они перестанут быть новинками ))
Покупаю книги я редко, в том числе и в электронноми виде, довольствуюсь открытым доступом, а из библиотек в последнее время регулярно бываю только в библиотеке для слепых. Но.. впрочем , как раз там я и беру книги - пробовала и аудиокниги, но чаще бумажные, так как в библиотеках для слепых, если кто не знает, есть не только брайлевские книги, но и самые обычные. В нашей - фонд не самый большой, но если покопаться, всегда можно найти что-нибудь интересное.
Но сейчас хочу поделиться не новым. а давно знакомым, которое нашла на полке как раз в этой библиотеке, и с удовольствием перечитала снова.
Речь идет о литературном творчестве Василия Ливанова.
Это один из моих любимых актеров. - конечно же, по роли Шерлока Холмса. и не только... Но вспомним. что он еще и писатель. Причем пишет не только мемуары, как многие "творческие люди", но и вполне полноценные художественные произведения. Например. повесть "Агния, дочь Агнии" - покорила меня просто до глубины души. Она - о скифах, древнем народе, кочевавшем когда-то на степных просторах Причерноморья....
Вот отрывок из предисловия к этой повести, написанного Валентином Катаевым:
О Василии Ливанове критика пишет, что искусство и прежде всего театр
вошли в его жизнь очень рано и очень органично. Дед и отец оказали огромное
влияние на духовный мир юноши, определили его решение посвятить себя
служению искусству. Он широко известен как хороший киноактер, исполнитель
запоминающихся ролей в фильмах "Неотправленное письмо", "Слепой музыкант",
"Синяя тетрадь", "Коллеги" по роману В. Аксенова, наконец, совсем недавно в
фильме о декабристах "Звезда пленительного счастья", где он с блеском
исполнил роль Николая I.
Он сценарист, автор детских сказок, один из создателей знаменитого
мультфильма "Бременские музыканты", мультипликатор. Он озвучил широко теперь
известного Крокодила Гену.
Одним словом, талант его многогранен.
И вот еще - совершенно неожиданно - новая грань: повесть о скифах,
глубокое погружение в древнюю историю, сказание о жизни давно уже
исчезнувшего народа, некогда кочевавшего в южных просторах нашей страны, в
Причерноморье, по берегам Днепра, Днестра, Прута, Дуная.
История скифов пока еще мало изучена, но изыскания археологов
продолжаются, исторический материал накопляется, скифские курганы открывают
перед учеными свои сокровенные тайны. На основании этого
историко-археологического накопления Василий Ливанов создал совершенно
оригинальную повесть-поэму, которая захватила меня художественной
достоверностью, поэтичностью, образностью, драматизмом, а также
неповторимыми характерами своих героев - "свободных скифов".
Не считая небольших сказок для детей, это первый серьезный литературный
опыт Василия Ливанова. В нем чувствуется уверенная рука зрелого мастера -
художника слова, что случается чрезвычайно редко с начинающими писателями,
но особенно ценно в Ливанове то, что, описывая зверски-грубую скифскую
жизнь, весь ее дохристианский, чисто языческий ужас, Василий Ливанов, как и
подобает современному художнику, пропускает скифскую действительность как бы
сквозь "магический кристалл" свойственного нашему времени гуманизма,
вследствие чего написанные им картины древнего варварства обретают и второй
план, что придает всему произведению некую высокую нравственную основу.
Кроме всего сказанного, следует отметить, что повесть "Агния, дочь
Агнии" увлекает своим остроотточенным сюжетом и читается от начала до конца
с неослабевающим интересом, несмотря на некоторые языковые и синтаксические
сложности, легко, впрочем, преодолимые.
Вторая повесть, которая мне понравилась у Ливанова -"Богатство военного атташе"
В 2009 году по ней был снят кинофильм «Кромовъ», но из-за разногласий с продюсерами Ливанов потребовал исключить свою фамилию из титров.
Полковник Алексей Алексеевич Кромов (Владимир Вдовиченков) становится военным атташе Российской Империи во Франции. Его основная задача — поставка вооружения для русской армии.
После отречения Николая II от престола и Октябрьской революции 1917 года на банковском счете графа Алексея Алексеевича Кромова в Банке Франции числилась астрономическая сумма — 250 миллионов рублей золотом, отпущенные на военные заказы и поставки. Когда Империя рухнула, а в России началась Гражданская война — дипломатические отношения между Россией и Францией были прерваны.
Граф Кромов, находясь в Париже, легко мог бы присвоить себе эти унаследованные суммы. Тем более, что Военное ведомство, которым он руководил, прекратило свое существование, и единственным хранителем и распорядителем этих денег был именно он — значимой была только его подпись — «КромовЪ». Однако Алексей Алексеевич не умел торговать своей совестью, и такие слова, как «Офицерская Честь» и «Патриотизм» были его личным Знаменем.
В предместьях Парижа он ведет небольшое домашнее хозяйство для скудного пропитания, донашивает костюмы и обувь, но не потратил на себя ни единого гроша, ни франка с банковского счета.
Многочисленные соотечественники графа Кромова (монархисты, анархисты, эсеры, большевики, либералы, простые вынужденные эмигранты…), кто уговорами, а кто и запугиваниями, пытались завладеть этими «золотыми» миллионами. За деньгами началась настоящая охота!.. Кромов горько произносит пророческую фразу: «У слова предан двоякий смысл».
Фильм я тоже нашла и посмотрела.
В целом - понравилось.
Отличия от повести, конечно, есть. Она писалась в советское время, и красные там хорошие, и Ленин в эпизоде присутствует, и главный герой в советскую Россию возвращается.
В фильме сделали трагическую ноту: погибает любимая женщина Кромова, а сам он,, отдав деньги законной власти, становится не нужен и не интересен ни СССР, ни Франции...
Другие статьи в литературном дневнике: