Флетчер Хендерсон

Рауфа Кариева: литературный дневник


Флетчер Хендерсон
Из Википедии:
Американский пианист, руководитель оркестра, аранжировщик и композитор. Считается наиболее влиятельным аранжировщиком, определившим в начале так называемой эры свинга инструментальный состав и специфический узнаваемый саунд биг-бенда. Родился: 18 декабря 1897 г., Cuthbert, США. Умер: 29 декабря 1952 г. (55 лет), Нью-Йорк, США


Флетчер Хендерсон
Тонкий искусный музыкант. Талантливый оранжировщик. Руководитель оркестра, обладающий необыкновенным чутьем на таланты. Через его оркестр прошли почти все выдающиеся музыканты-современники. Так не раз и не два бывало: Флетчер находил талантливых музыкантов, делал их знаменитыми, а те потом уходили в другие оркестры.
В истории джаза считается, что оркестр Хендерсона олицетворяет переломный момент в истории джаза. После Флетчера джаз уже стал другим.
Джаз — музыка не простая. Суть ее заключается в необходимости найти и воспроизвести специфические, только ей присущие звуковые эффекты, которым трудно научиться и еще труднее научить других. Из тысяч музыкантов, которые пытались играть джаз, лишь немногим удалось достичь вершин мастерства. Джаз, как всякое подлинное искусство, требует полной самоотдачи.
Флетчер же почти вырастил целую плеяду таких – умеющих работать с полной отдачей.
Флетчер Хендерсон родился в 1897 году. Его отец был директором высшей промышленной школы для негров, а мать была пианисткой и учителем музыки. В шесть лет Хендерсон стал учиться классической игре на фортепиано, и продолжал учение большую часть своей юности. В университете города Атланты Хендерсон специализировался в области химии и математики. В 1920 году он приехал в Нью Йорк, надеясь стать химиком.
Но его карьера не состоялась, ибо для химика негра едва ли могла найтись работа. Чтобы заработать себе на жизнь, он поступил музыкальную издательскую фирму. В то время каждый нотный издатель имел под рукой пианиста, в обязанность которому вменялось проигрывать песни покупателям. И Хендерсон стал таким пианистом. Хендерсон аккомпанировал певцам во время записи, при необходимости собирал небольшие оркестры для сопровождения. Так незаметно для себя он стал музыкальным руководителем. Временами ему удавалось обеспечить эти оркестрики работой в танцзалах или кабаре. В 1923 году у него уже было достаточно предложений, чтобы держать более или менее постоянный состав оркестра. В том же году музыканты его оркестра узнали о том, что в «Клаб Алабам» близ Таймс Сквер должно состояться прослушивание. Оркестранты уговорили Хендерсона участвовать в конкурсе. И они одержали убедительную победу.
В оркестр, который Хендерсон привел в «Клаб Алабам» в 1923 году, быстро влились музыканты, ставшие позднее первоклассными джазовыми исполнителями. На начальном этапе оркестр не был джаз бэндом. Музыканты не ставили перед собой такой задачи — они играли вальсы и фокстроты, а также аккомпанировали певцам.
Оркестр Хендерсона в основном играл произведения «под блюз», ибо на блюзы тогда был большой спрос, а также обычные популярные мелодии, такие, как «Linger Awhile», которую он записал в 1924 году.
И все же оркестр имел успех и постоянных поклонников. В фирмах грамзаписи оркестр записывался на пластинках довольно часто, что принесло ему еще большую известность. В 1924 году, после размолвки с администрацией «Клаб Алабам», Хендерсон и его оркестр перешли в танцзал «Роузленд». Для оркестра Хендерсона зал «Роузленд» был постоянным местом работы на протяжении десяти лет. За этот период оркестр стал настоящим джаз бэндом.
Принято считать, что поворот оркестра Хендерсона к джазу был связан с появлением Луи Армстронга. Но, судя по пластинкам, этот переход осуществлялся постепенно. Оркестр испытывал влияние с самых разных сторон.
В 1927 1928 годах оркестр Хендерсона переживал время своего расцвета, или так называемый классический период. Хендерсон постоянно улучшал состав исполнителей. Благодаря первоклассным музыкантам и накопленному опыту оркестр звучал чисто и слаженно, а его солисты стали одними из лучших в джазе. Лучшие пьесы тех дней, такие, как «Hop Off», «Stockholm», «Swamp Blues», оркестр исполняет в блестящей свинговой манере.
К 1931 году оркестр сделал такие известные записи, как «House of David Blues», «Radio Rhythm» и «Just Blues». Последняя запись просто великолепна.
Хендерсон иногда и сам делал обработки пьес. Запись «Just Blues» показывает талант Хендерсона. Этот блюз построен на перекличке оркестровых групп и солистов, у которых есть возможность блеснуть своим мастерством.
Пьесы Хендерсона «Down South Camp Meeting» и «Wrappin' It Up» легки, грациозны, в них нет натянутости и неестественности. Тромбонист Дикки Уэллс, игравший в этот период в оркестре, рассказывает: «Флетчер писал так, словно музыка рождалась сама собой. Нужно было только играть по нотам, а свинг уже был заложен в обработке. Он не писал слишком высокие партии — не любил „визга“, — музыка его искрилась изнутри» .
Хендерсон продолжал менять состав своего оркестра и в 30 е годы, и позднее. Но постепенно его начали затмевать старые соперники и талантливые новички. В 1935 году он продал Бенни Гудмену часть своих лучших аранжировок и тем способствовал его первоначальному успеху. Тогда же начался и свинговый бум, но дела Хендерсона шли все хуже. Он умер в 1952 году, забытый всеми, кроме поклонников Джаза и старых музыкантов.
При написании текста я использовала книгу «Становление джаза» Джеймса Линкольна Коллиера. Это первая в русском переводе книга американского автора, всесторонне раскрывающая многоликий мир джазовой музыки.
Этот же текст, но с фото и аудио https://cont.ws/@karieva1958ru/1030867



Другие статьи в литературном дневнике: