к ф Гараж, интуиция предвестия СССР-Апокалипсиса.

Валентина Чаплыгина: литературный дневник


Почему "Гараж" - самый страшный фильм СССР.


В 1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова «Гараж». Его почти все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему - понятно: по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской "Мгле". С той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли его из-за гаражных мест.


В принципе отечественная лента даже страшнее – потому что её герои, за небольшими исключениями, сплошь советский интеллектуальный цвет: сотрудники научно-исследовательского института.


Что важно: «Гараж» - это «прото-перестроечный» фильм. И он наглядно демонстрирует, что на самом деле привело к перестройке.


Сейчас почему-то принято считать, что она грянула из-за тяжёлых «последствий сталинизма». "Гараж" показывает: нет, напротив - она грянула из-за последствий ДЕсталинизации.
Эту мысль надо пояснить.
Собственно в годы сталинизма, гонений на человеческую природу, выражающуюся в частной инициативе, и желании жить в удобстве, не было.


*Напомним, общеизвестное: в сталинском СССР артели и промкооперация «производили почти 6% валовой продукции промышленности, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института».
*Приусадебные участки, существовавшие параллельно с колхозами, достигали 1гектара
*Не считалось грехом стремление человека к бытовому благополучию.


В 1952 году, за месяцы до своей смерти, старенький предсовмина СССР писал:
- «Необходимо прочно обеспечить не мифическую "рациональную организацию" производительных сил, а непрерывный рост всего общественного производства…
- Было бы неправильно думать, что можно добиться серьёзного культурного роста членов общества, без серьёзных изменений в нынешнем положении труда.
- Нужно коренным образом, улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих (…) путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления (…)
- Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд из тяжёлого бремени превратится в наслаждение».
Так вот.
Десталинизация 50-х выразилась в нескольких интересных шагах.
= Приусадебные участки были ликвидированы.
= Промкооперация и артели – прикрыты.


А главное, – реалистический сталинский идеализм, (когда благополучие граждан, знания граждан и сознательность граждан, должны расти строго синхронно) - был заменён идеализмом "магическим", согласно которому, "вот организуем мы рационально производительные силы – и к 1980 г. будет достигнута великая цель!".
По факту же - Человеческую Природу объявили греховной и начали «совершенствовать» её, в отрыве от реалий, - заглушая естественный вопрос «почему в продаже нету нормальных дешёвых джинсов» - ТАРТЮФовскими взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили - любить честный труд не потому, что он приносит справедливый результат – а потому, что «к высокому надо стремиться».


Естественно, это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали быть благополучны. Они всё так же искали пути и находили их.
= Штука вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели контрольного пакета идеализма.
А также их дети, прислуга, шофёры любовниц и далее по списку..
= В итоге в позднем СССР, где-то действительно, рядом с повседневным трудом и героизмом миллионов, - было построено нечто парадоксальное: буржуазное общество, официально отвергающее буржуазность!
И тем самым создавшее целый КУЛЬТ запретного, дефицитного и трудно доставаемого, от которого до сих пор многие очухаться не могут.
= Эта "политэкономия" для того, чтобы мы глубже окунулись в страшный мир к\ф «Гараж»:
Итак, на дворе - последний год перед объявленным некогда, но явно не собирающимся наступать коммунизмом. В магазинах дефицит, наиболее честолюбивая часть граждан охотится за «Вранглером» (по нынешним ценам – где-то по 120 тыс. руб. за пару штанов), а учёные-зоологи рвут друг дружку на части из-за гаражей для частных своих, непосильным трудом нажитых автомобилей.
И поверх всего этого, несутся возвышенные идеологемы. Ибо где реализм заменяется магией – там немедленно возникает сословие колдунов, ловко решающих свои проблемы за счёт веры и покорности сограждан.
= Самые мучительные минуты жуткой водевильной склоки «Гаража», конечно, – это минуты, когда замутившие СВОЙ маленький бизнес руководители (гаражного кооператива, института, соседнего рынка) начинают, выкручивая руки и нагибая пайщиков, говорить пафосным языком и апеллировать к высоким ценностям:
- «Это у вас частнособственнические инстинкты», - давят они обиженных, получив взятку от блатных.
- «В Париже, все командировочные я потратила на научные книги» - говорят они, отобрав, у безответных сотрудников командировку, и прикупив себе аудиотехники.
- «Вы позорите имя института», - упрекают они тех, кто воспротивился их простенькой схеме.
- «Вы мешаете общему делу! Ваши гаражи снесут, и по широким проспектам будут ездить автобусы и троллейбусы!» - шипят они, выброшенные из числа пайщиков.


И видно, что говорят они это вполне сознательно, но безотчётно.
Употребляя просто выученные колдовские заклинания, которые по логике того времени были «должны сработать». Потому что высокий советский язык – тот самый, на котором совершенно искренне рассуждали герои «Эры Милосердия», «Территории», даже фантастики вроде «Лезвия бритвы» - был для них УЖЕ мёртвым богослужебным языком. Языком, на котором лучше всех в 1979-м говорили те, для кого ОН меньше всего значил.
= Собственно, при просмотре «Гаража» становится глубоко понятно, почему именно советская владетельная буржуазия (функционеры, директора рынков, начальники институтов и руководители отделов идеологического воспитания) - СТАЛА основным инициатором смены матрицы.
И почему она, бывшая главным ретранслятором советских ценностей – спустя каких-то десять лет начала проклинать эти ценности опять-таки громче и истошнее всех.
Изгнала их из языка, запретила ими думать.
= Потому что честный труд, справедливость, обязательное и всеобщее развитие – всё это были заповеди, которые они десятилетиями провозглашали вслух и которые десятилетиями нарушали на деле, и помнили об этом каждый день.
Им, попавшим в МГУ по протекции "анатолия сергеевича", получившим спальный гарнитур путём «двести сверху», «Адидас» от приятеля из МИДа, а набор курточек от фарцовщика Бори – было жутко страшно, что однажды все эти мёртвые красные идеи возьмут и воскреснут.
Демоны перестройки, были подобны ранним атеистам, особенно яростно громившим монастыри оттого, - что на дне их душ всё ещё жила неубитая, впитанная в детстве религиозность, боявшаяся возмездия.
= С той же эмоцией демоны перестройки громили красную идеологию.
"""…Прошло очень много лет. Той матрицы уже нет. Мальчик, едва научившийся ходить в год выхода «Гаража», сидит и пишет сейчас эти строки.
Потомки, ТЕХ "мажоров", - сорок лет назад вынужденных сдавать Краткую Историю ВКБ(б) и сидеть в комсомольских президиумах – сейчас без комплексов проводят над согражданами весёлые ютуб-эксперименты на предмет «выпей мочи за 15 тысяч».
= Исчезло ли нагибание граждан хитрым меньшинством? Нет, не исчезло.
= Исчезла ли для нашего общества необходимость в понятиях «Территории», ценностях Шарапова, мечте фантаста Ефремова?


Нет, только обострилась.


Главное – не пытаться подменять ни джинсы идеями, ни наоборот.


\помощь в статье, от материалов канала Русское зарубежье\
21.10.20.



Другие статьи в литературном дневнике: