Мария ПетровЫх - Прекрасная поэтесса
«Дорогая Катенька! Всё оказалось благополучно:
этот негодяй совершенно здоров.
Просто у него получилось 12-го, - 2 урока, вместо одного,
и он не смог уехать.
Ужасно он негодный, потому что, конечно, мог бы заранее
договориться с учебной частью и перенести этот урок на другой
день.
Доехала я благополучно, правда, очень тесно было, но я уже
сидела - от Москвы.
И чего я всегда так мучаюсь! Ужасное какое-то свойство.
Вчера весь вечер проплакала – уже от обиды на Виташку».
Настроенность на обиду не покинет Марию и тогда,
когда Виталий угодит на зону в третий раз.
«Я страшно сердита на Виталия за то, что он не написал мне».
«Я страшно обижена на Виташку за то, что он с тобою не послал
мне письма! Это с его стороны безобразно!»
Так пишет она Кате, а самому «обидчику»:
«Пиши мне на Сокольники. Очень жду твоего письма.
Если бы знал ты, как я переполнена тобою! Все московские дела
и заботы где-то на поверхности, а всё существо мое – это ты».
Неслучайным представляется, что в стихах Марии ПетровЫх
1930-х – 1940-х годов, отношения лирических героев
временами обагряются кровью:
«Слишком рубцами горят сердца…»,
«Все обиды кровные замела пурга…»,
«И в кровь, - о камень се'рдца несравненного…».
И в то же время они обретают ощущение нерасторжимости
их союза, «кровного родства».
Ты думаешь – пустой, ничтожный случай
Соединяет наши имена.
Не думай так, не мучай так, не мучай, –
Я – кровь твоя, и я тебе нужна.
«Ты думаешь, что силою созвучий…», 1941г.
Говоришь ты: – Небывало,
Что сбывается со мной!
ОбвилАсь, околдовала,
Стала дО крови, родной.
«Прощанье», 1943г.
После гибели Виталия, Мария перестала называть его по имени.
Это была не утрата близкого человека, - а омертвение части
её собственной души. Источник слёз её, иссох.
Она больше никогда не сможет заплакать, даже в минуты самых
тяжких потрясений.
В окружении Марии Сергеевны мало кто знал, когда с ней это
случилось. Её способность страдать безслёзно, многие
воспринимали - как признак особого мужества.
Но увы, это было болезненное состояние, вызванное тяжелейшей
душевной травмой.
И - неподвластное, даже такому лекарю, как время.
Оставшийся для других загадкой, - мотив утраты слёз, нашёл
отражение, - в поэзии Марии ПетровЫх.
«В конце июля наехало на меня стихописание, – пишет Маруся
сестре Кате, в августе 1943 года.
– И я, по вечерам в кухне писала, как одержимая…
Если бы ты знала, как все эти стихи - раскачали мою
глубочайшую боль, как будто подвели меня к раскрытой могиле!
Но, может быть, так легче».
Знаю, что ко мне ты не придёшь,
Но, поверь, не о тебе горюю.
Нестерпимо без тебя, и всё ж
Не о том с тобою говорю я.
Милый, ты передо мной в долгу.
Вспомни, что осталось за тобою:
Ты мне должен – должен, я не лгу! –
Воздух, солнце, небо голубое,
шум лесной, речную тишину, –
всё, - что дО тебя со мною было.
Возврати друзей, веселье, силу,
И тогда ужЕ - оставь однУ.
Всё, что от рождения дано мне -
и до дня, - где были мы одни,
всё по совести, по чести – вспомни,
всю, какой узнал меня, верни.
Как роса, в тугое сердце розы,
в это слово проникает ложь:
Если ты вернёшь хотя бы слёзы,
Это значит, ты ко мне придёшь.
5 – 6 августа 1943 г.
Другие статьи в литературном дневнике: