Сэйити Моримура

Николай Иванов Кимдеформ: литературный дневник

На фотографии я и Сэйти Моримура, автор документальной книги об "отряде 731". Собственно, не будь его - до сих пор никто бы не узнал, что творилось в 40-х годах близ Харбина. Ну, или узнал бы, но очень поверхностно.
Фотка мегаэксклюзивная, обговоренная через организатора и двух переводчиков. Больше никому так не свезло. Чему я и рад, - даже суровую морду скорчить не получилось.
А вообще - дед крутой, всем бы в его возрасте так зажигать.
***
Кратко: в 1981-м году Моримура, автор популярных детективов (куча литературных премий), выпускает писательское расследование, посвященное "отряду 731" - японское подразделение военных медиков, проводивших во время 2-ой мировой исследования бактериологического оружия. На живых людях. Крайне жестко выкосили 3 000 подопытных человек, которых они называли "бревнами".
Сложность сбора материала для книги заключалась в том, что руководство 731-го отряда не было привлечено к суду за военные преступления: ушлый генерал-лейтенант Исии (руководитель отряда) сравнял с землей базу, уничтожил часть данных с исследованиями, а остальное отдал разведке США в обмен на протекцию. Таким образом участники отряда оказались вроде как невиновными и преспокойно занялись медицинской практикой, написали ряд научных работ и заняли почетные общественные посты. Естественно, все молчали, боясь наказания. Сам же Исии стал работать на американцев. В частности, разработанное им оружие было применено в войне с Кореей.
И вот, спустя 30 лет после войны, Моримура и его помощники стали собирать сведения об этом пятне в истории войны. Книга писалась долго, порядка 10-ти лет: сначала одна часть - военная деятельность отряда, потом другая - послевоенная.
В 1990-м году Моримура презентовал хоровую сюиту "Покаяние", написанную композитором Синъитиро Икэбэ (делал музыку для фильмов Куросавы!). 21-го июля 2013 года эту сюиту привезли в Москву.
Я побывал на концерте, все посмотрел. Понравилось, хор пел задушевно.
Но больше всего меня вдохновил Моримура. Настоящий писатель, каким он должен быть: вечно в поисках наиболее выразительных деталей. Так, например, во время сюиты он сидел в зале, вместе со зрителями, а когда сюита закончилась, и все захлопали в ладоши, - достал мыльницу и начал снимать аплодисменты. Рожа была очень довольная. На сцену его чуть ли не силой вытащили. Действительно - лучшее видео аплодисментов - видео, заснятое из зала: кадры возбужденных зрителей и уставших, но довольных произведенным эффектом, музыкантов. Причем снятое не откуда-то сбоку или сверху, а по-простому, из толпы.
Настоящий художник.
На сцене он тоже вел себя достойно: говорил только по делу, ни слова о своем участии или своей книге. Сказал: "Ничего не буду пояснять, за меня все расскажет музыка". Такой подход вызывает уважение. "Элитарным русским литераторам" уж точно есть чему поучится.
Так что фотографией я горд, потому как на ней рядом со мной сильный и отважный человек.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.07.2013. Сэйити Моримура